Кадровый голод тормозит развитие проектов ТЛЦ Нижнеленинское-Тунцзян.
Старт строительству транспортно-логистического центра (ТЛЦ) и железнодорожного перевалочного комплекса у железнодорожного моста "Нижнеленинское-Тунцзян" подписанное в середине февраля постановление правительства России о расширение границы территории опережающего развития "Амуро-Хинганская" в Еврейской автономной области. Совместный российско-китайский проект оценивают в 30 млрд рублей. Реализация его позволит привлечь почти 24 млрд руб. частных инвестиций. Однако развитие проекта останавливает не размер инвестиций, и даже не отсутствующее пока разрешение на транспортировку по мосту опасных грузов, а кадровый голод, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники проекта как с китайской, так и с российской стороны.
Кадры решают все
"Получив высшее образование молодежь покидает провинцию Тунцзян, потому что не хотят оставаться здесь работать", говорит Цзяо Цзянь, зам генерального директора по внешнеэкономическому сотрудничеству, Xuan Yuan Industrial Development Co. А между тем кадры необходимы для реализации крупнейшего проекта ТЛЦ "Нижнеленинское-Тунцзян", реализация которого намечена в ближайшие три года. Согласно совместным российско-китайским планам у железнодорожного моста "Нижнеленинское-Тунцзян" построят перевалочный и газонаполнительный комплексы, один – для ископаемого и коксующегося угля объемом до 3 млн тонн в год, второй – для сжиженных углеводородных газов (СУГ) и пентан-гексановой фракции (ПГФ) объемом до 0,5 млн тонн в год. Также на территории планируется построить нефтетерминал и нефтебазу. Наибольший интерес у инвесторов вызывает площадка по перевалке СУГ и продуктов нефтехимии, признается Александр Захаров, генеральный директор Объединенной нефтегазохимической компании. "Главное – есть соглашение о намерениях и стратегическому партнерству с Китаем, он готов обеспечить оборудованием и технологиями", - говорит он.
Представитель китайской стороны не просто подтверждает намерения по созданию на территории кластера по нефтегазовой переработке, а о единой российско-китайской зоне свободной торговли. Но планы могут не реализоваться, так как пока есть сложности с кадрами. Российская сторона разводит руками, ситуация и в самом деле плачевная: деньги и технологии для реализации столь колоссального проекта есть, а кадров нет. И в России она еще более остро стоит. В провинции Хэйлунцзян проживает порядка 35 млн человек, а в Еврейском автономном округе и того меньше, всего 154 тыс., и молодежь тоже массово покидает регион.
"Кадры – основа, но их пока нет. Администрация Нижнеленинского уже согласовала в местном колледже программу по обучению специалистов для обслуживания технологического оборудования. Кто-то ведь должен должен следить за эксплуатацией насосов, компрессоров, обеспечивать безопасное ведение работ по перевозке опасных грузов", - говорит Александр Захаров.
План по перевалке СПГ
Запуск запланирован на лето 2025 года. "Если все пойдет не так, в первом квартале 2026 года", - говорит Захаров. Сложность в реализации проекта также в отсутствии разрешения на провоз опасных грузов по мосту, но стороны намерены получить его в самое ближайшее время. Переговоры, в том числе с РЖД, в активной фазе.
"Подобного приграничного терминала нет. Пока. Мы приступили к предпроектным решениям железнодорожной инфраструктуры", - говорит Александр Захаров.
На территории ТЛЦ предусмотрена также контейнерная площадка для перевалки как неопасных, так и опасных грузов – в сумме 100 тыс. TEU в год и складские помещения с различными цехами. Обрабатывать грузы народного потребления здесь не будут. Площадка предназначена для приема высокотехнологичного оборудования – станков и производственных комплектующих, необходимых для отраслевой промышленности. Железнодорожный мостовой переход "Нижнеленинское-Тунцзян" рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов – российской в 1520 мм и китайской в 1435 мм. Перестановки тележек поступающих контейнеров и вагоно-цистерн, наполненными опасными грузами, не предусмотрены, говорит Александр Захаров. Перевалка будет происходить так: продукцию на терминал поставляет РЖД по ранее согласованным заявкам, нефть или СПГ переливается на эстакадах в китайские порожние вагоны, которые подходят по своей китайской колее. Проектировщики уже запроектировали площадки как со стороны России, так и со стороны Китая. Александр Захаров заявляет, судя по проектам Китай получает явные преимущества и огромные перспективы.
"Китайская железная дорога заходит на российскую территории всего на 2,5 км, российская же колея проходит вглубь Китая почти на 30 км. Ситуация, конечно, неоднозначная. Такое проникновение дает Китаю преимущество и огромные перспективы, чтобы размещать на этом участке инфраструктуру для обработки грузов", - говорит он.