ООО "Спецтрансгарант": Доля перевозок каустической соды (едкого натра) в танк-контейнерах по сети ОАО "РЖД" выросла в два раза за последние 5 лет.
Доля перевозок каустической соды (едкого натра) в танк-контейнерах по сети ОАО "РЖД" выросла в два раза за последние 5 лет.
Такие данные озвучила компания ООО "Спецтрансгарант" (СТГ) в ходе конференции, которая состоялась в сентябре на площадке АО "Саянскхимпласт" в Иркутске. По прогнозам СТГ, специализированные контейнеры продолжат теснить на этом рынке цистерны.
Каустическая сода считается наиболее востребованной в промышленности щелочью. Она применяется в нефтехимии, металлургии, газовой, пищевой, текстильной промышленности, при производстве бумаги, картона, искусственных волокон и древесно-волоконных плит.
"До 2017 года основной объем едкого натра — почти 75% — по железной дороге доставлялся в цистернах, но затем их начали вытеснять танк-контейнеры. Последние 5 лет мы наблюдаем рост перевозок каустической соды в специализированных контейнерах", — сообщили в ООО "Спецтрансгарант" (доля СТГ на рынке железнодорожных перевозок каустика — 20%).
По данным СТГ, в 2017 году в танк-контейнерах по сети РЖД доставляли 24% от общего объема едкого натра, в 2019 году — 47,8%, а с 2020 года каждая вторая отправка каустика по железной дороге совершается в "танках". В текущем году доля перевозок каустической соды в танк-контейнерах составляет порядка 52%, уточнили в ООО "Спецтрансгарант".
"Основной объем каустика идет на внутренний рынок российским потребителям. Что касается экспорта, то маршруты заметно изменились — остановился экспорт на Украину, резко сократились отправки в Финляндию. Объемы перераспределились на Прибалтику и Турцию, которая стала безоговорочным лидером по экспорту каустика", — рассказали в ООО "Спецтрансгарант".
В СТГ приводят экспертные оценки, согласно которым производство каустика будет расти в среднем на 2-3% в год, соответственно и объем перевозок увеличится. В Спецтрансгарант прогнозируют, что тренд на контейнеризацию едкого натра сохранится. Этому будет способствовать выбытие парка вагонов-цистерн.
В компании напомнили, что продлять срок службы цистерн в соответствии с российским законодательством нельзя — на это действует прямой запрет. Встает вопрос, что покупать — новые цистерны или привлекать танк-контейнеры. По словам специалистов СТГ, у "танков" есть преимущества перед конкурентом. Во-первых, железнодорожный тариф на перевозки в танк-контейнерах ниже, чем при отправке продукции в цистернах. Во-вторых, сама специализированная тара более приспособлена для доставки едкого натра.
"Каустическая сода — едкая щелочь, относящаяся ко 2-му классу опасности. У нас все танк-контейнеры из нержавеющей стали, не вступающей в реакцию с едким натром, — пояснили в СТГ. — К тому же, все „танки" имеют теплоизоляцию и пароподогрев, тогда как у вагонов-цистерн таких свойств нет".