Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Проект НОВАТЭКа стал претендентом на деньги ВСМ "Москва — Казань".

Минфин предлагает лишить проект ВСМ "Москва — Казань" более 100 млрд руб. и передать деньги на строительство терминала для отгрузки сжиженного природного газа на Ямале. Терминал нужен для второго завода НОВАТЭКа — "Арктик СПГ-2"
Минфин предложил перераспределить 112 млрд руб., предусмотренных на строительство участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань РЖД, на проект НОВАТЭКа — терминал "Утренний" для завода "Арктик СПГ-2", рассказал РБК источник в аппарате правительства и подтвердил представитель Минфина. Эти предложения Минфин направил в правительство в начале марта, деньги нужны на покрытие дефицита финансирования строительства терминала, объясняет представитель министерства.
Проект входит в федеральные программы "Северный морской путь" и "Морские порты России", которые позволят увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн т и мощность морских портов России до 1,3 млрд т к 2024 году, указывает он. Представитель вице-премьера Максима Акимова (курирует транспорт) отказался от комментариев. Представитель РЖД (лоббирует проект "Москва — Казань") отказался от комментариев. Представитель НОВАТЭКа сказал РБК, что "президентом и правительством даны все необходимые поручения с целью своевременного решения вопросов финансирования строительства объектов инфраструктуры терминала "Утренний", в том числе связанных с финансированием работ в 2019 году".
НОВАТЭК уже запустил и сейчас достраивает первый частный СПГ-завод на Ямале мощностью 17,4 млн т — "Ямал СПГ". Компания готовится к строительству второго завода — "Арктик СПГ-2" мощностью 19,8 млн т: привлекает ?зарубежных инвесторов и договаривается с государством о строительстве инфраструктуры. К концу 2024 году НОВАТЭК обещает перевозить по Северному морскому пути 46,7 млн т — больше половины от цели в 80 млн т, которая предусмотрена майским указом президента.
НОВАТЭК планирует запустить "Арктик СПГ-2" в конце 2022 года. Для отгрузки сжиженного газа в порту Сабетта нужно построить терминал "Утренний", а также реконструировать судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря. На это требуется 103,8 млрд и 8,3 млрд руб. соответственно. Это объекты федеральной собственности, поэтому их должен финансировать бюджет. Но до сих пор "выделение средств федерального бюджета на указанные цели не подтверждено", сообщал в феврале президенту Владимиру Путину совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (бизнесмен написал президенту письмо 20 февраля, у РБК есть копия). Чтобы вовремя запустить "Арктик СПГ-2", нужно уже в 2019 году начать обустраивать новый терминал и проектировать канал в Обской губе, пишет Михельсон. Он попросил предусмотреть расходы на инфраструктуру "при ближайшей корректировке федерального бюджета".
Строительство высокоскоростной дороги от Москвы до Казани длиной в 800 км обсуждается с 2013 года. Магистраль позволит сократить время поездки из Москвы в Казань с 11,5 до 3,5 часа. С тех пор стоимость проекта РЖД ?выросла примерно с 1 трлн до 1,6 трлн руб. При этом предполагается, что государство выделит на проект безвозвратный взнос в размере 700 млрд руб. В январе вице-премьер Максим Акимов одобрил строительство первого участка в 301 км от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской. В комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года участок оценивается в 621,8 млрд руб.
Но проект РЖД давно критикует Минфин. В декабре 2018 года первый вице-премьер Антон Силуанов назвал проект экономически нецелесообразным, так как между Москвой и Казанью уже налажено пассажирское авиасообщение. "Я скептически отношусь [к проекту ВСМ]. … Даже если это [конечная станция] будет Казань, никакой экономики абсолютно нет", — цитировал его ТАСС. В конце прошлого года проект критиковал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, нельзя исключать, что власти вовсе откажутся от строительства трассы.
Теги: НОВАТЭК