Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Массовое производство электромобилей в РФ – реально, при условии локализации компонентов.

14.09.2023, 16:19
Новости

На вопросы читателей eprussia.ru ответил Эксперт месяца Владимир Воронцов, руководитель проектов по разработке и постановке в серию композиционных материалов для автомобильной промышленности НПП "ПОЛИПЛАСТИК" — эксперт в области полимерных материалов для автопрома.
— Добрый день. Как сказались на вашей работе последние изменения, связанные с новыми вызовами? Пришлось ли столкнуться с проблемами с оборудованием, малотоннажной химией, полимерами для компаундирования пластмасс? Насколько производство НПП "ПОЛИПЛАСТИК" сейчас обеспечено отечественным сырьем? Есть ли с этим сложности? Насколько в целом локализовано ваше производство? Можно ли надеяться на достижение технологического суверенитета в области переработки полимеров в обозримом будущем и что для этого требуется?
Филипп Егоров, Набережные Челны
— Что касается изменений в работе в связи с новыми вызовами, то, как и всем предприятиям в отрасли, нам пришлось изменить часть отлаженных процессов в связи с санкциями. А именно — переориентировать логистические потоки, найти новых поставщиков, принимать активнейшее участие в оперативном замещении тех марок зарубежных полимерных компаундов, которые стало нельзя ввозить из-за рубежа.
Возможно, нам было несколько легче пережить переходный период структурных изменений рынка, потому что материалы НПП "ПОЛИПЛАСТИК" нарабатываются преимущественно на российском базовом сырье, а компоненты и добавки, которые используются при компаундировании, мы и до санкций старались закупать преимущественно в дружественных странах.
Если говорить об обеспеченности компании отечественным сырьем, то его доля в наших материалах всегда составляла до 90%, и на сегодняшний день мы не видим ни одной причины для изменения этого подхода. Более того, с 2018 года в компании действует программа о постепенном переходе на российское технологическое оборудование. В России и дружественных странах нам удалось найти альтернативу многим технологическим элементам, ранее ввозившимся из Европы. Общий процент замещения элементов на сегодняшний день превышает 50%.
Что касается технологического суверенитета, то мы предпочитаем термин "технологическое лидерство", так как уверены, что сам по себе суверенитет, без лидерства, ведет к застою. Чтобы к данному лидерству прийти, необходима разработка марок базовых полимеров для замещения импорта, развитие мало- и среднетоннажной химии, разработка и освоение производства изделий взамен импорта, ускорение омологационных работ. Не менее важно и наличие своего оборудования — в России должно быть организовано производство собственных литьевых машин и экструдеров. Думаю, каждый, кто интересуется отраслью переработки и компаундирования пластмасс, может видеть, что процессы эти идут и постепенно набирают обороты.
Я не могу дать прогноз, когда произойдет то самое достижение технологического суверенитета, но могу точно сказать, что потенциал для решения этой задачи у полимерной отрасли есть. Уже сегодня мы производим материалы, которые не уступают по свойствам зарубежным аналогам, — и не раз становились свидетелями того, что российские компаунды оказываются в переработке технологичнее европейских.
— Владимир, здравствуйте. Скажите, есть ли у НПП "ПОЛИПЛАСТИК" разработки для электрозаправок и какие? Сотрудничаете ли вы с какими-то компаниями или организациями в этом направлении?
Александра Степанова, Иннополис
— В апреле 2023 года по итогам участия в конференции "Электромобили", где мы общались в том числе и с производителями ЭЗС, были намечены совместные шаги по разработке и внедрению отечественных полимеров в данном направлении. Эта программа в работе, и если у вас есть интерес к внедрению российских полимерных компаундов для производства ЭЗС, мы готовы к сотрудничеству — для старта совместной работы можно написать на [email protected] с пометкой "для Владимира Воронцова".
— Компаунды для производства электромобилей имеют свои уникальные особенности и требования, какие именно? Какие разработки сегодня ведет НПП "ПОЛИПЛАСТИК" для электрокаров? Какие уже используются на практике?
Романова Лейла, Соликамск
— Компаунды для производства электромобилей действительно имеют свои уникальные особенности и требования. Например, материал для корпусов аккумуляторов электромобилей должен обладать высокой дугостойкостью, максимальной стойкостью к горению (категория V0), стойкостью к влаге и гидролизу. Также в производстве используются полимерные композиционные материалы, способные "работать" в электростатическом поле.
Мы разработали компаунды для электромобилей на основе полипропилена (Армлен), полиамида (Армамид) и полибутилентерефталата (Технотер). Сроки начала промышленных поставок зависят от того, когда российские электромобили выйдут на конвейер.
— В ближайшей перспективе (к 2030 году, если получится) предполагается довести долю электромобилей до 15%. В России уже готовится запуск производства электромобилей, а насколько готова промышленность обеспечить отечественное электромобилестроение необходимыми материалами? В частности, производство компаундов? Нужны ли новые разработки для того, чтобы обеспечить импортозамещение, и какие?
Иван Климов, Москва
— Действительно, процесс разработки, испытаний и путь "от лаборатории до промышленного производства" любого полимерного компаунда для автопрома небыстрый. Именно поэтому команда НПП "ПОЛИПЛАСТИК" начала разрабатывать полимерные компаунды для электрокаров еще в 2021 году. Российские автопроизводители планируют локализацию производства компонентов для своих е-мобилей начиная с 2024-2025 года. Соответственно, они вполне могут рассчитывать на то, что будут обеспечены необходимыми полимерными материалами.
— Насколько актуально сейчас развитие межотраслевого взаимодействия для развития отечественного производства электромобилей? Какую роль в этом играет НПП "Полипластик"?
София Зубкова, Ижевск
— Межотраслевое взаимодействие актуально всегда — это прекрасный инструмент для развития любого проекта. Мы активно работаем с автопромом не просто как поставщик материалов. Компания вовлечена в процесс в качестве разработчиков полимерных материалов для интерьера, экстерьера и подкапотного пространства электрокаров. Наши специалисты и эксперты по запросу разработчиков е-мобилей консультируют их в части применения полимерных компаундов, необходимых свойств этих материалов.
Взаимный обмен опытом позволяет оптимизировать проект, привлечь в него лучшие технологии.
— Считается, что слабая отечественная сырьевая и компонентная база, низкая заинтересованность некоторых производителей в локализации сегодня сдерживают развитие компаундеров. Как, с вашей точки зрения, можно было бы изменить ситуацию?
Александра Ершова, Благовещенск
— Вопрос необходимости углубления локализации рассматривался на Московском международном форуме автомобилестроения. Действенной стимулирующей мерой стали бы изменения в Постановление Правительства № 719 по начислению балльности: баллы должны начисляться за фактическую локализацию тех или иных компонентов с применением локального сырья.
— НПП "Полипластик" в начале года представлял свое видение стратегии развития направления электротранспорта в России и оценку вклада, который должна внести отрасль переработки пластмасс в это направление. Скажите, изменилось ли ваше видение на эту задачу? Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как вы сейчас представляете себе развитие электротранспорта и вклад предприятий по переработке пластмасс?
Марк Парфенов, Москва
— Я принимал участие в последнем форуме РАИ (Российский Автопром в условиях импортозамещения) в рамках выставки MIMS 2023, где присутствовало большое сообщество руководителей предприятий, задействованных в поставках на автопром, а также заместитель министра промышленности и торговли. Основной темой форума был вопрос развития направления электромобилей в Российской Федерации.
Хочу отметить, что ряд очень крупных компаний, в том числе такие, как холдинг Росатом, внесший в свою стратегию развития производство полного цикла аккумуляторных ячеек и имеющий в планах производство систем передачи тяги от аккумулятора к колесам, уже приступил к строительству заводов. По оценкам аналитиков, потребность в электромобилях в нашей стране существенна. И вый-ти на их массовое производство вполне реально с учетом глубокой локализации компонентов, в том числе полимеров, которые применяются в системах электрообеспечения.
На данном этапе сборка электромобилей в России пока ведется из комплектующих, которые завозят из Китая. Но задача заключается в том, чтобы в стране появился собственный электрокар — поэтому сейчас мы активно сотрудничаем с ведущими компаниями в области производства электромобилей, чтобы в рамках проектирования в отечественные е-мобили закладывались российские материалы. Так что задача не меняется — мы выступаем за глубокую локализацию в рамках стратегии развития электротранспорта, потому что прекрасно понимаем, что только так можно разработать российский электромобиль.

Теги: ПОЛИПЛАСТИК