Ученые создали новый вид полимерных блоков — бандлмеры.

6.11.2019, 16:07
Исследователи из Университета штата Делавэр (США) и Университета Пенсильвании (США) создали новую фундаментальную единицу полимеров — "бандлмеры". Они могут стать основой для нового масштабного класса современных материалов. Статья об этом была опубликована в журнале Nature, пишет Nano News Net.
Многие используемые нами вещи созданы из полимеров — пакеты в магазине, одежда, шины и еще множество других. Полимеры представляют собой очень длинные молекулы с повторяющимися в пространстве частями — мономерами. Сам материал состоит из множества таких молекул. Их форма, пространственное расположение и активность определяют физические и химические свойства материала.
Со времен начала изучения первых полимеров химики разделили структурные единицы в этой науке на две большие группы: макромолекулы (полимеры или олигомеры) и элементарные звенья (мономеры). Мономеры могут быть совершенно разные, но у них есть одно общее свойство — способность соединяться друг с другом и образовывать последовательную структуру. К слову, ДНК также является полимером, мономеры в котором — нуклеотиды.
Работа американских ученых демонстрирует новый тип структур, способных образовывать полимеры. Они состоят из пептидов, соединенных между собой нековалентными связями, из-за чего получили название "бандлмеров" (от англ. bundle — связка, пучок). Каждый такой блок состоит из четырех "мини-белков" — пептидных цепей, — соединенных друг с другом слабыми межмолекулярными силами. Вместе они образуют каркас, напоминающий цилиндр. Такие цилиндры могут соединяться друг с другом и образовывать более сложные цепи. По словам ученых, их можно модифицировать с помощью наночастиц и разных элементов, чтобы создавать принципиально новые материалы.
"Жесткость (этих цепей — прим.ред.) удивила и ошеломила, — рассказал заведующий кафедрой материаловедения и инженерии Университета штата Делавэр Даррин Почан. — Дополнительное тестирование показало, что наши молекулы имеют гораздо более высокую жесткость, чем практически любые другие полимеры, включая все синтетические структуры и ДНК".
Благодаря своей жесткости и возможности гибкой настройки структуры "бандлмеры" могут использоваться для разработки новых материалов с широким спектром применений, от высокоэффективных волокон до одноразовых пластмасс для биопластиков, лекарств, которые используют биологические компоненты.