Созданы первые пластиковые антитела в мире

24.06.2010, 15:15
Химики разработали синтетические антитела, которые блокируют яд пчелы.

Ученые из Калифорнийского университета в Ирвине создали первые «пластиковые антитела», успешно используемые в живых организмах.

Новые наночастицы останавливают распространение пчелиного яда в крови мышей.

Крошечные полимеры величиной в 50000 раз меньше диаметра человеческого волоса были созданы для того, чтобы обнаруживать и блокировать мелиттин — пептид в пчелином яде, который разрушает клетки. Большое количество мелиттина может привести к отказу органа или к смерти.

Полимерные наночастицы были созданы с помощью технологии «молекулярной печати», похожей на технологию отливки из гипса. Профессор химии Кеннет Ши и проектный исследователь Ю Хошино связали мелиттин с маленькими молекулами — мономерами, закрепляя их попарно в сети длинных полимерных цепей. После того, как закрепление было завершено, ученые удалили из мономеров мелиттин, и оставшиеся наночастицы оказались с отверстиями «мелиттиновой» формы.

Когда заготовку ввели в организмы мышей, содержащие высокую дозу мелиттина, точно отпечатанные наночастицы захватывали молекулы пептида прежде чем тот успел распространиться и нанести ущерб. Так удалось значительно сократить количество смертельных случаев среди грызунов.

«Никогда прежде не создавалось ничего подобного», заявил Ши. «До сих пор синтетические антитела не могли эффективно функционировать в крови живых видов. Эту технологию можно использовать, чтобы произвести пластиковые наночастицы для борьбы с ядами и болезнетворными микроорганизмами».

Такаши Кодама из Стэнфордского университета и Хироюки Койде, Такео Ураками, Хирояки Канадзава и Наото Оку из Японского университета Сидзуоки также приняли деятельное участие в исследовании, результаты которого были опубликованы в издании Journal of the American Chemical Society.

В отличие от натуральных антител, произведенных живым организмом и изъятых для медицинского использования, синтетические антитела могут создаваться в лаборатории, иметь более низкую стоимость и более долгий срок годности.

«В крови находится множество конкурирующих молекул, таких как белки, пептиды и клетки, и всем им могут соответствовать определенные наночастицы, которые осталось лишь разработать», заявил в заключение Ши.