Директор ОКБ "Факел": кроме космоса пытаемся войти в нефтегазовый бизнес.

Входящее в структуру Роскосмоса калининградское оборонное предприятие ОКБ "Факел" проводит испытания самого большого стационарного плазменного двигателя для ракет, который может использоваться при межпланетных перелётах. Совместно с Курчатовским институтом создают и двигатель нового типа — безэлектродный. Параллельно здесь пытаются расширить горизонты сбыта своей продукции на предприятия других отраслей. Об этом в интервью журналу "Королевские ворота" рассказал директор опытного конструкторского бюро Геннадий Абраменков. РБК Калининград публикует самые важные фрагменты этой беседы.
— Что за новый сверхмощный межпланетный двигатель вы испытываете?
— В принципе, любой наш двигатель может быть межпланетным. Всё зависит от массы и энерговооружённости космического аппарата, а ресурсов для межпланетного перелёта нашим двигателям хватает. В прошлом году мы закончили разработку самого большого стационарного плазменного двигателя, успешно провели первую часть его испытаний. Он действительно обладает необходимой мощностью, чтобы обеспечить гарантированный межпланетный перелёт.
— До какой планеты?
— Это всё равно, что задать вопрос: "Можно ли на этой машине доехать до Америки?". Можно, если будет паром и бензин. Так же и здесь. Если на аппарате будет соответствующая энергетика, он может и за границы Солнечной системы улететь. Дальше всё зависит от наших спутникостроительных фирм — какие возможности они закладывают в космический аппарат.
Кроме этого, конструкторы "Факела" разрабатывают безэлектродный плазменный ракетный двигатель — совместная разработка с Курчатовским институтом. Это новый тип как с конструкционной, так и с технологической стороны. Амбициозный вызов.
— Есть ли планы разработки новых двигателей?
— Мы определили те типы двигателей, которыми точно будем заниматься. Одновременно создаём двигатели на альтернативном топливе — уходим на криптон. Этот газ дешевле для потребителя.
Сейчас основное топливо для космических двигателей — ксенон. Это благородный инертный газ, чья стоимость не ниже 1300 рублей за грамм. Заправка аппарата составляет от 100 до 600 кг. Получаем весьма значительную сумму. Но любой аппарат должен быть экономически эффективным, поэтому мы прорабатываем вариант с криптоном, который в десять раз дешевле.
Незначительно снижается КПД двигателя, есть проблемы с хранением, но всё равно его использование экономически целесообразно.
Ещё одно направление — формирующийся рынок кубсатов. Это спутники, состоящие из кубиков размером 10х10х10 см, их может быть от одного до нескольких. Это очень маленькие аппараты, они появились как студенческие проекты, а сейчас всё больше дают коммерческий эффект, например, их запускают для автоматической идентификации судов. Но с этими аппаратами есть две важные проблемы. Первое: они настолько малы, что не могут функционировать на очень высоких орбитах. На низкой же орбите они цепляют остаточную атмосферу, которая их тормозит, поэтому срок существования кубсата очень короток. Чтобы его продлить, нужен двигатель. Второе: всё космическое сообщество озадачено вопросом космического мусора. Если на аппарате нет двигателя, способного свести его с орбиты, он остаётся в космосе, орбиты захламляются. Многие операторы уже сейчас не выводят попутной нагрузкой кубсаты, если на них нет системы сведения с орбиты. Поэтому у разработчиков есть запросы на такие двигатели. ОКБ "Факел" сегодня уже разработало один тип такой двигательной установки, поставило заказчику. Аппарат с таким двигателем уже находится на орбите, сейчас разрабатываем два других. Надеюсь, что к концу года мы сможем предложить рынку целую линейку двигателей с различными характеристиками.
Мало кто знает, но сегодня Международная космическая станция (МКС) — один из самых известных космодромов мира, оттуда регулярно происходят запуски аппаратов. Космонавт выходит в открытый космос и своей ладошкой запускает аппарат. Именно так это и происходит! Там есть свои ограничения, поэтому мы разрабатываем двигательные установки, исходя из них.
Если аппарат будет запускаться с орбитальной станции, двигательная установка производится без опасных видов топлива и сосудов с газами под высоким давлением.
— Двигатели продаются на экспорт?
— У нас большой экспортный опыт. Раньше это были страны, сейчас определённые как недружественные. Но мировой космический рынок не ограничен Европой и Америкой, сейчас появились другие заказчики.
— Вы работаете не только для Роскосмоса?
— Не только, стали появляться и частные заказчики. Сегодня мы провели конструкторскую и испытательную часть работ и уже подписываем большой серийный контракт с компанией, производящей спутники, а спутникам нужны двигатели. Рад, что у нас зарождается космический бизнес. Его апстримовая составляющая — строительство спутника, даунстримовая — предоставление сервиса конкретному потребителю: связь, снимки из космоса и прочее. В мировых масштабах этот рынок оценивается более, чем в 100 млрд долларов.
Но помимо традиционного для нас космического сектора, мы активно пытаемся войти в нефтегазовый бизнес. Здесь есть запрос на сложную аппаратуру, работающую с непростыми внешними воздействующими факторами, такими, как высокое давление, температура. Нам есть что предложить, ведём переговоры. Интересен электромобильный рынок, ведь у "Факела" большой опыт работы с индукцией, магнитными системами.
— Вы работаете на российском оборудовании?
— Очень по-разному. Высокоточное сварочное оборудование, токарные, электроэрозионные, шлифовальные станки — российские. Многое из того, что нам необходимо, мы находим в России. Думаю, в 2025 году смело сможем сказать, что до 95% процессов делают станки с ЧПУ. Оставшиеся 5% — несерийные, неповторяемые, опытно-конструкторские работы. К примеру, нужно изготовить опытный образец. Правильно его сделать сначала на универсальном станке, потому что идёт отработка, и только потом писать программу для станков с ЧПУ. Это поисковая работа, где требуется постоянная переделка, ведь у нас продукция специ­фическая, непростая, и это нормально.
— Расскажите про криогенный цех. Что он даст?
— Для производства наших испытаний необходимо большое количество азота. В испытательной камере устанавливается двигатель, в условиях атмосферы не работающий. Ему нужен вакуум, такой же, как на орбите. Чтобы его создать, сначала первая ступень компрессора за счёт вращения откачивает из камеры воздух до 10-2. Затем включаются криоловушки, прокачивающие азот, а он, расширяясь, захолаживает ловушку до минус 170°. Ловушка становится настолько холодной, что на неё инеем намерзают все газы, находящиеся в камере. Так создаётся достаточный вакуум для испытаний. Поэтому
азота нам надо очень много, а промышленного азотного производства в Калининградской области нет. Сейчас азот поставляется паромом, поэтому увеличивается стоимость испытаний, мы занимаем дефицитное место на пароме. К тому же Калининградской области нужен кислород — медицинский и для сварочных работ. При поддержке калининградских властей мы заявили о необходимости проекта на федеральном уровне и получили поддержку.
Сегодня заканчиваем проектирование, надеюсь, за лето получим заключение госэкспертизы и к началу осени подпишем контракт на строительство. Стоимость криогенного цеха превысит 1,5 млрд рублей. К 2025 году он должен быть выведен на полную мощность.
— Как готовите кадры?
— Активно поддерживаем Гусевский политехникум и Прибалтийский судостроительный техникум, с которым в прошлом году вошли в программу "Профессионалитет". Там появится новое сварочное оборудование на 100 млн рублей, 20 процентов из них финансирует ОКБ "Факел", остальное — из федерального бюджета. Согласовываем программу обучения, часть будет проходить на нашей базе. Подающие надежду дети могут учиться в КГТУ или в БФУ имени Канта на нашей базовой кафедре "Техническая физика", чтобы стать конструкторами.
В начале марта РБК Калининград писал, что один из мировых лидеров в разработке двигателей для космических аппаратов — калининградское опытное конструкторское бюро "Факел" провело испытания плазменного двигателя СПД-70М для спутниковых аппаратов на новом веществе, криптоне. Как сообщили в пресс-службе бюро, тестирование было организовано совместно с подведомственным Роскосмосу государственным научным центром имени М.Келдыша. Криптон представляет собой более дешевый и доступный аналог ксенона — топлива, которое ранее использовалось для создания таких двигателей.

Геннадий Абраменков, 37 лет. Родился в городе Рудном республики Казахстан, вырос в Старом Осколе. Окончил Государственный университет управления по специальности "Менеджмент организации"; а также Московский Авиационный Институт по специальности "Авиастроение". В авиационной и космической отрасли работает более 11 лет. Первым местом работы стал завод "ОДК-Кузнецов". Несколько лет трудился в корпорации "Вертолёты России". До ОКБ "Факел" возглавлял департамент госкорпорации "Роскосмос" и входил в кадровый резерв оборонно-промышленного комплекса.

"ОКБ "Факел" (входит в интегрированную структуру НПО "Энергомаш" ГК "Роскосмос") одно из лидирующих предприятий в разработке электроракетных, термокаталитических двигателей, а также двигательных установок на их основе, обладающее индустриальным опытом серийной и массовой поставки двигателей как в коммерческом, так и государственном сегменте рынка.
Продукция ОКБ "Факел" представлена двумя типами двигателей – стационарными плазменными (СПД) и термокаталитическими (ТКД).
Всего к настоящему времени на орбиту запущено более 700 космических аппаратов (КА) с продукцией ОКБ "Факел". Доля ОКБ в мировом производстве двигателей для КА составляет около 10%, в отечественном - более 60%.
Основные заказчики продукции ОКБ в России: ОАО "ИСС им. М.Ф. Решетнева", РКК "Энергия", НПО им. С.А. Лавочкина, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ОАО "Корпорация "ВНИИЭМ".