Маганов затянул бензиновый пояс: "Татнефть" почти вдвое сократила прибыль от продажи нефтепродуктов.
Отчетность компании: капзатраты увеличились на 40%, а дивидендов в этом году может и не быть
"Татнефть" опубликовала консолидированные финансовые результаты за 2023 год. По его итогам акционеры получили чистую прибыль в 287,9 млрд рублей — всего на 1,2% больше, чем в 2022-м. Выручка "Татнефти" от основной деятельности увеличилась на 11,2% до 1,59 трлн рублей, при этом EBITDA снизилась на 12,4%. За счет курса рубля доходы от продажи нефти выросли, несмотря на сокращение объемов добычи черного золота, а вот прибыль от реализации бензина и прочих нефтепродуктов резко упала — на фоне сокращения демпферных выплат. Детали отчетности крупнейшей и самой прибыльной компании Татарстана изучил "БИЗНЕС Online".
Падение курса рубля поддержало "Татнефть"
В минувшую пятницу группа компаний "Татнефть" представила свои итоговые финансовые результаты за 2023 год. Инвесторов не сильно порадовали те показатели, которые отразила компания. Результатом стало снижение котировок акций "Татнефти" — почти 3% за один день. Что же послужило этому причиной?
Выручка группы компаний от основной деятельности составила 1,59 трлн рублей. Особых рекордов и резкого развития со стороны выручки не наблюдается — показатель за год увеличился на 11,4%, что немного обгоняет инфляцию. При этом выручка самой "Татнефти" по РСБУ выросла всего на 2,6% до 1,3 трлн рублей. И здесь вскрылась определенная проблема: компания подошла к точке своего максимума и дальше наращивать финансовые показатели ей будет тяжелее.
По данным минфина, средняя цена нефти марки Urals в 2023 году составила $62,99 за баррель. Для сравнения: в 2022-м она сложилась на уровне $76,09 за баррель. Если бы не курс доллара, то на фоне снижающейся стоимости нефти финансовые показатели компании показали бы отрицательную динамику. Средний обменный курс за 2023-й по отношению к 2022-му вырос до 85,25 рубля против 68,55 рубля к $1, что, соответственно, привело к тому, что рублевая цена бочки Urals во второй половине года была на 70% выше, чем в первом полугодии 2023-го, и на 66% выше, чем во втором полугодии 2022-го.
В 2023-м "Татнефть" сократила добычу нефти на 2,3% до 28,45 млн т, а добыча газа группой в прошедшем году снизилась на 1,5% до 921 млн кубометров. При этом выручка от реализации по сегменту "разведка и добыча" увеличилась с 539 млрд до 586 млрд рублей без учета межсегментной реализации. На внутреннем рынке реализация сырой нефти выросла на 22,5%, или с 195,4 млрд до 239,4 млрд рублей. За собственную нефть, реализованную в страны дальнего зарубежья, "Татнефть" смогла выручить 338 млрд рублей против 337,6 млрд в прошлом году. Причем в 2023-м компания вообще не экспортировала нефть в данные страны. Благодаря курсу доллара, несмотря на сокращение добычи нефти, прибыль по сегменту "разведка и добыча" увеличилась почти в 2,2 раза — с 101,8 млрд до 219,5 млрд рублей.
За 2023-й "Татнефть" произвела 16,92 млн т нефтепродуктов, что на 5,8% выше показателя предшествующего года. Выпуск газопродуктов тоже вырос — на 5,2% до 1,096 млн тонн. Выручка от продажи продукции НПЗ росла как на внутреннем, так и выборочно на внешних рынках. Доходы от поставок нефтепродуктов внутри России увеличились на 100 млрд, или на 21,1%, до 573,1 млрд рублей. Выручка от продажи нефтепродуктов в дальнее зарубежье снизилась на 1,4 млрд до 300,9 млрд рублей, а в страны ближнего зарубежья выросла на 11,6%, или на 2 млрд, до 18,7 млрд рублей. Суммарный доход от поставок за рубеж составил 319,6 млрд рублей, что всего на 600 млн рублей больше, чем в 2022-м. Несмотря на увеличившуюся отгрузку нефтепродуктов, прибыль про данному направлению просела в 1,8 раза. Если по итогам 2022 года "Татнефть" заработала на этом 307 млрд рублей, то в 2023-м — всего 170,6 млрд рублей.
В октябре 2023 года российские нефтяники жаловались на продажу топлива в убыток из-за налогов и политики правительства по сдерживанию цен на топливо. Тогда глава "Татнефти" Наиль Маганов в ответ на запрос главы комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, касающийся оценки налоговой нагрузки, указал, что текущий уровень налоговой нагрузки и фактическое регулирование цен на АЗС государством привело к падению привлекательности инвестиций в развитие бизнеса в структуре крупных нефтяных компаний. При этом "Татнефть" получала 10 рублей убытка с продажи каждого литра АИ-92 и 3 рубля с продажи литра дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки Маганов оценил в 9 п. п. — с 52% в 2018 году до 61% в 2023-м.
В прошлом году росли и расходы "Татнефти". Так, выросли в 2,3 раза до 306,4 млрд рублей расходы, связанные с приобретением углеводородов для последующей переработки и продажи. На 15% увеличились траты на операционную деятельность (200,2 млрд рублей), транспортные расходы подросли на 36% до 71,9 млрд рублей, а также расходы на износ и амортизацию — на 26% до 60,6 млрд рублей. На 33%, с 81,9 млрд до 108,9 млрд рублей, увеличились расходы на вознаграждение работникам, из них расходы на заработную плату выросли на треть — с 63 млрд до 81,6 млрд рублей.
В 2023 году группа признала убыток от обесценения основных средств и прочих нефинансовых активов в сумме 21,7 млрд рублей. В частности, речь идет об убытке от активов, связанных с шинным бизнесом, — 8 млрд рублей, с разработкой месторождений сверхвязкой нефти — 7,2 млрд рублей, разведкой и оценкой запасов нефти — 2 млрд рублей, а также от прочих активов на общую сумму 1,7 млрд рублей.
По причине снижения добычи налог на добычу полезных ископаемых сократился на 18 млрд — с 512 млрд до 494 млрд рублей. За счет того что отрицательный акциз, в том числе и возвратный, снизился на 14 млрд, общие налоговые выплаты "Татнефти" без учета налога на прибыль упали на 2,5% до 458 млрд рублей.
Рост курса доллара сыграл "Татнефти" на руку. С одной стороны, группа компаний отразила прибыль по переоценке своих валютных накоплений в размере 74,2 млрд рублей. Однако, с другой — зафиксирован убыток по статье расходов "Татнефти" в иностранной валюте в размере 49,2 млрд рублей. Таким образом, совокупный положительный эффект от курсовых разниц составил 25 млрд рублей против убытка в 25 млрд рублей годом ранее.
"Татнефть" — "обувщик" для автомобилей в России, и не только
Кроме основного нефтяного бизнеса, "Татнефть" развивает еще и шинное направление, которое сгенерировало 22,6 млрд рублей в виде выручки, отобразив при этом 14,2 млрд рублей прибыли по данному сегменту. На внутреннем рынке реализация шин принесла компании 20,6 млрд рублей, в страны ближнего зарубежья — 1,7 млрд рублей.
В I квартале 2023 года "Татнефть" приобрела российский шинный бизнес финской компании "Нокиан Тайерс плс", включая завод в городе Всеволожске Ленинградской области, путем покупки долей в ООО "Нокиан Тайерс", ООО "Нокиан Шина", ООО "Хакка Инвест" (в II квартале 2023-го переименованы в ООО "Айкон Тайерс", ООО "Айкон Шина", ООО "Айкон Инвест") и получила контроль, став единственным участником указанных обществ. После одобрения сделки правительственной комиссией РФ по контролю за иностранными инвестициями в марте финская компания Nokian Tyres получила от "Татнефти" 23,05 млрд рублей за свой шинный бизнес в России. Оборот приобретенных компаний по итогам 2023 года составил 20,8 млрд рублей, частая прибыль — 4,6 млрд рублей.
Кроме того, в I квартале 2023-го "Татнефть" приобрела бизнес по производству шинной продукции в Узбекистане — путем покупки доли в ООО Birinchi Rezinotexnika Zavodi у третьих сторон и получила контроль, став единственным участником общества.
По данным ассоциации химических предприятий Узбекистана, по состоянию на конец 2022 года АО "Узкимёсаноат" принадлежало 91,8% акций ООО Birinchi rezinotexnika zavodi, остальными 8,2% акций владело ООО "Узкимёимпэкс". У Birinchi rezinotexnika zavodi были кредитные обязательства и долги, равные $153 миллионам. С учетом всех кредитных обязательств и существующей задолженности стоимость завода была оценена в 843 млрд узбекских сумов (примерно $75 млн). По результатам переговоров, проведенных в рамках Узбекско-российского бизнес-форума, состоявшегося в Самарканде в начале декабря 2022 года, была достигнута договоренность о покупке "Татнефтью" узбекского предприятия за $80 млн с условием запуска в будущем производства новых видов продукции.
Под давлением санкционных ограничений на торговлю нефтью и нефтепродуктами "Татнефть" стала искать выход на другие рынки. Ставку на развитие нефтяники начали разыгрывать с Турции. Дополнительно к шинным бизнесам в II квартале 2023 года в рамках расширения рынков сбыта "Татнефть" приобрела акции турецкой топливной компании Aytemiz Akaryak?t Dag?t?m A.S. и получила контроль, став единственным участником общества. Цена приобретения составила 27,3 млрд рублей, которые были сразу выплачены в том же периоде. В активах Aytemiz Akaryak?t — мощности для хранения топлива и 10 баз, а также складские и заправочные терминалы емкостью 250 тыс. куб. м в разных регионах Турции. Бренд Aytemiz обслуживает 5,5 млн водителей в месяц на более чем 570 заправочных станциях в 77 провинциях страны.
На фоне активной скупки дополнительных бизнесов количество денежных средств на счетах компании уменьшилось — объем средств на балансе упал в 2 раза и составил 84 млрд рублей.
"Татнефть" также владеет банковской группой "Зенит". По итогам 2023 года она получила убыток в размере 7,9 млрд рублей, в основном за счет роста расходов на создание резервов под кредитные убытки по финансовым активам.
Выплатит ли "Татнефть" еще дивиденды?
Операционный денежный поток "Татнефти" по итогам 2023 года снизился на 8,6% — с 357,7 млрд до 326,6 млрд рублей. Капитальные затраты "Татнефти" в 2023-м достигли 223,6 млрд рублей, что на 39% превосходит показатель предшествующего года, расходы на содержание социальной инфраструктуры и передачу объектов социальной сферы увеличились с 9,5 млрд до 12 млрд рублей. На 5 млрд выросли расходы на приобретение ценных бумаг, с 12,4 млрд до 17,5 млрд рублей, оцениваемые по рыночной стоимости, но в то же время более чем в 3 раза упали расходы на покупку ценных бумаг, оцениваемых по амортизационной стоимости, с 15,8 млрд до 4,7 млрд рублей. Государственные субсидии просели в 1,3 раза — с 9,8 млрд до 7,5 млрд рублей.
Что касается дивидендов, то в декабре 2023 года акционеры компании утвердили выплату промежуточных дивидендов по результатам 9 месяцев, закончившихся 30 сентября 2022-го, в размере 62,71 рубля на одну акцию, включая ранее выплаченные дивиденды по результатам 6 месяцев. Исходя из чистой прибыли "Татнефти" по МСФО за 2023-й в размере 287,9 млрд рублей, за год компания должна отправить на дивиденды не менее 143,9 млрд рублей. Т. е. на каждую из 2 326 199 200 акций (у компании выпущено 2 178 690 700 обыкновенных и 147 508 500 привилегированных акций) должно приходиться не менее 61,89 рубля дивидендных выплат.
Исходя из дивидендной политики, "Татнефть" направляет на выплаты 50% чистой прибыли по РСБУ или по МСФО в зависимости от того, какая выше. Таким образом, получается, что компания уже выполнила минимальные дивидендные обязательства. Следовательно, размер финальных дивидендов будет полностью на усмотрении совета директоров.
"БИЗНЕС Online" обратился в пресс-службу нефтяной компании с просьбой прокомментировать итоги года, но на момент публикации ответа не поступило.
Отчет негативный: "Прибыль на 13 процентов ниже прогноза рынка и очень высокий рост капзатрат"
Сергей Кауфман — аналитик ФГ "Финам":
— В целом 2023 год можно считать успешным для "Татнефти" — компания преодолела основную часть санкционного давления. В то же время результат за IV квартал оказался заметно ниже наших и рыночных ожиданий, что, вероятно, связано с отсутствием демпферных выплат за сентябрь и небольшим списанием активов.
В 2022 году маржинальность нефтепереработки в том числе из-за повышенных демпферных выплат оказалась рекордной. Кроме того, в 2023-м дисконт на российскую нефть был ниже, что перераспределило часть прибыли с направления нефтепереработки на направление разведки и добычи.
В базовом сценарии по итогам 2024-го ждем роста прибыли по МСФО до 340 миллиардов рублей на фоне ожидаемых нами более высоких рублевых цен на нефть и демпферных выплат по результатам всего года.
Кирилл Бахтин — старший аналитик Инвестиционного банка "Синара":
— "Татнефть" опубликовала слабые финансовые цифры на уровне EBITDA и чистой прибыли за второе полугодие 2023-го. Фактическая EBITDA в 223 миллиарда рублей оказалась на 4 процента ниже оценки рынка, а чистая прибыль в 140 миллиардов рублей — на 13 процентов ниже консенсуса. В IV квартале 2023 года компания признала обесценение основных средств в 8 миллиардов рублей, что дополнительно негативно повлияло на размер чистой прибыли, на базе которой и определяется дивидендная база. Еще одним негативным фактором стал резкий годовой рост (на 39 процентов год к году) капитальных затрат компании до 224 миллиардов рублей за весь 2023-й. Доходность FCF составляет только 6,5 процента на базе текущих котировок. Мы считаем, что рынок негативно воспримет размер чистой прибыли и капитальных затрат. На базе выплаты 70 процентов чистой прибыли по МСФО размер дивидендов за 2023 год может составить 86,6 рубля на акцию (дивдоходность 11,7 процента), а размер финального дивиденда — 23,9 рубля на акцию (дивдоходность 3,2 процента).