Вытянуть резину: в Татарстане разрабатывают новые каучуки для российских шин.
В научно-технических центрах СИБУРа в Нижнекамске и Воронеже разрабатывают новые марки каучуков для импортозамещения в шинном бизнесе РФ. Эксперты отмечают: производство шин в стране сократилось, экспансию рынка ведет Китай
Татарстанские шины
"С каким вызовом столкнулась наша шинная отрасль – с тем, что большое количество услуг по НИОКР по резиносмешению раньше приходили из-за границы. В последнее время это стало недоступно. И мы вместе с шинными компаниями, по сути, вместе вкладываем в разработку рецептур, для замены того, что раньше импортировалось, чтобы наши шинные компании могли производить весь тот ассортимент, который востребован у потребителей", — сообщила член правления – управляющий директор ООО "СИБУР" Дарья Борисова в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума.
Согласно представленной ею информации, работа ведется в том числе с крупнейшими шинными предприятиями, в том числе расположенными на территории Татарстана, в научно-технических центрах холдинга в Нижнекамске и Воронеже. Клиентами одобрено 6 марок каучуков. Во втором полугодии планируется разработать вместе с шинниками рецептурные решения с использованием двух марок каучуков для зимних шин. В III квартале запланировано разработать рецептуру для летних шин еще с двумя марками каучуков. План на 2024 год – поиск новых возможностей в разработках для шинной индустрии, благодаря "расширению инфраструктуры команды".
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский назвал верными шаги в направлении подготовки определенной базы для локальных шинных разработок, так как они нацелены на то, чтобы вывести российский сегмент в ниши, которые уже сейчас стремятся занять конкуренты из Китая и других дружественных стран. Однако важно понимать, что вложения в эти разработки будут значительными, а окупаться они будут сложнее и в силу растущей конкуренции, например, в ценовом предложении. Поэтому вполне возможно потребуется господдержка, считает эксперт.
По данным Татарстанстат, производство шин, покрышек и резиновых камер, по итогам 7 месяцев, осталась практически неизменным по сравнению с тем же периодом 2022 года. По легковым, грузовым шинам и в целом положительная динамика составляет менее 1%. Однако показатели июля текущего года на 13,7% выше аналогичного периода прошлого года. По итогам прошлого года, единственный производитель шин в республике – завод "Нижнекамскшина" – выпустил более 12 млн ед. продукции.
Российские заводы
По словам Жарского, в России произошло заметное снижение производства шин, так как значительную долю рынка обеспечивали российские заводы, открытые иностранными инвесторами: Continental в Калуге, Bridgestone в Ульяновске, Nokian Tyres во Всеволжске и так далее. Мощность производства Continental, рассказал эксперт, составляла порядка 4 млн шин в год, у Bridgestone – порядка 2 млн и так далее.
"В связи с остановками производств в 2022 году данные заводы в течение определенного времени простаивали. Помимо этого, из-за остановок конвейеров на автозаводах, которые они снабжали шинами, и из-за значительного падения авторынка производство шин в РФ претерпело корректировку. Между тем, за счет наличия остатков шин на складах и импорта в том числе китайских марок нельзя сказать, что в 2023 году ситуация на рынке шин критическая. Она постепенно стабилизировать и отвечает массовому внутреннему спросу, наиболее сложно дела обстоят только с премиальным сегментом", — сообщил Жарский.
Китайская резина
Эксперт отметил, что на данный момент заводы-производители сменили владельцев, идут ребрендинги, и если будет спрос, то будет и предложение. Но экспорт шин из Китая, по мнению Жарского, будет играть значительную роль, поскольку российский рынок как в легковом, так и в коммерческом (грузовом) сегменте заполнили доступные авто.
Об этом свидетельствует статистика: в первом полугодии в России производство шин сократилось к тому же периоду прошлого года на 27,5% до 14,2 млн единиц. Однако продажи выросли на 5% до 24,1 млн шин, в том числе за счет китайских поставок, заявил Жарский.
В "Авито" РБК Татарстан сообщили, что наиболее популярным брендом в августе текущего года в Татарстане стал японский Bridgestone, на долю которого пришлось 64% от общего объема продаж шин. Средняя цена комплекта из четырех новых шин снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 11% до 18,1 тыс. руб.
Прошлогодний лидер продаж – финский бренд Nokian Tyres – занял в январе-июне этого года второе место с долей в общем объеме продаж в 19%. Средняя цена нового комплекта, по данным "Авито" снизилась за год на 21% до 24 тыс. руб. Шины б/у от Nokian Tyres можно купить за 17,4 тыс. руб.
Также в топ-5 самых востребованных брендов шин вошли: Pirelli (Италия) - средняя цена за новые – 26,9 тыс. руб., б/у – 21,4 тыс.), Michelin (Франция) – 41,4 тыс. за новый комплект, за б/у 24,2 тыс., Yokohama (Япония) – 21,97 тыс. руб. за новые и 14,6 тыс. за б/у.
"Еще одна тенденция – автовладельцы Татарстана все больше отдают предпочтение китайским шинам за счет их низкой стоимости при хорошей износостойкости резины. Так, в августе текущего года высокая динамика продаж год к году пришлась на такие бренды из Поднебесной, как Sailun (рост продаж в два раза), Triangle (+42%) и Maxxis (+27%)", — сообщили РБК Татарстан аналитики "Авито".
По данным Авито, автовладельцы Татарстана уже сейчас активно готовятся к началу осенне-зимнего сезона и заранее покупают шины. В первую очередь, автовладельцев региона интересуют новые зимние шины – их продажи в августе текущего года выросли в 2,4 раза год к году и составляют больше половины от общего объема. Но и покупка бывших в употреблении шин также остается актуальной: продажи за год выросли на 22%.