Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

В Кремле прошла встреча Владимира Путина с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности (Часть 2-я).

4.08.2023, 10:12
Новости

В. Путин: Пожалуйста, Владимир Александрович.
В.Середохо: Уважаемый Владимир Владимирович!
Я представляю Средне-Невский судостроительный завод, Санкт-Петербург. Мы входим в состав Объединенной судостроительной корпорации.
За последние десять лет с помощью государственной программы развития ОПК мы с Минпромторгом провели полную модернизацию производства.
Сегодня мы являемся уникальным предприятием с точки зрения технологий. Мы производим суда из всех материалов, которые существуют в мире. Это и судостроительные стали, и алюминиево-магниевые сплавы, и маломагнитные стали, и композиционные полимерные материалы.
Мы производим суда и корабли с различными техническими характеристиками. Это касается и военного кораблестроения. Коротко расскажу: сейчас поставляем современные корабли противоминной обороны, они уже у нас работают в полный рост ? и на Тихом океане, и на Черноморском флоте, и на Балтийском флоте.
Мы обеспечиваем работой все корветы. Параллельно стали разворачивать гражданскую продукцию, выбрали направление пассажирских перевозок. Тема Арктики: мы сейчас строим пассажирские суда для Красноярска, потому что ? помните Ваше выражение о том, что надо повышать качество жизни, ? надо улучшить транспортную доступность на северных реках.
Параллельно в Петербурге мы взялись за проект обновления пассажирского флота. То, что Вы видели, два катамарана, ? это уже наши первые ласточки. Это наша тема, которую мы двигаем.
Д.Мантуров: В Кронштадте один.
В.Середохо: (Демонстрирует буклет.) Да, это полностью новый флот, который будет в Петербурге в ближайшие три-четыре года.
Один катамаран уже работает у нас на Черном море на линии Геленджик - Сочи, два вышли на линию "Медный всадник" - "Остров фортов". Мы выходим сейчас на мощность четыре-шесть кораблей в год. Портфель заказов сформирован до 2029 года.
В.Путин: Явно не хватает по стране. Дефицит огромный.
В.Середохо: Да. Но учитывая Ваш посыл о производительности труда, мы на тех же площадях увеличиваем и военную продукцию в три раза - не в два, а в три раза, и гражданскую в разы. На сегодня есть потребность в том, что мы на этой же территории быстро будем отстраивать новые мощности, потому что очень большой объем, спрос.
Одновременно с развитием всех этих технологий мы диверсифицируем наши технологии, поэтому работаем сейчас и с "Росатомом": поставили им 400 комплектов композитных ветроустановок. Все верхушки наши - от гондолы и ветрозащиты.
Мы поставили вместе с ними во Францию катушку полоидального поля. Это знаменитый проект ИТЭР.
Технология просто трансформируется в различных направлениях: эта гражданская продукция касается не только судостроения, но и других направлений, потому что сама технология вхожа в эти изделия.
Мы сейчас занимаемся тем, что осваиваем новые проекты, чтобы их полностью перевести в серийную продукцию. Завод автоматизирован - 950 (автоматизированных рабочих мест). Мы сейчас закончили проект "Цифровая верфь" не только как завод, но и как жизненный цикл. Поэтому то, что Вы говорите, у нас уже реализовано.
С точки зрения производительности мы сейчас располагаем всеми ресурсами, чтобы размещать и гражданскую, и военную продукцию, и одновременно хорошо внедрять в серию.
В.Путин: Такой катамаран сколько стоит? Дорогой?
В.Середохо: Нет, он в два раза дешевле, чем "Метеор".
В.Путин: Владимир Александрович Середохо знает, на что я намекаю. (Смех.) Потому что "Метеоры", конечно, очень дорогие.
В.Середохо: 300 миллионов рублей, 30 узлов те же самые, 200 пассажиров, комфортно.
В.Путин: Скорость такая же?
В.Середохо: Да, та же скорость.
В.Путин: Не может быть.
В.Середохо: Да. Я даже больше скажу: здесь мы поставили…
Д.Мантуров: Воздушная каверна, получается.
В.Путин: То есть глиссирующий.
В.Середохо: Нет, вообще в принципе тип катамарана: так как у него большая платформа…
В.Путин: Он приподнимается.
В.Середохо: Да, немножко приподнимается, у него смачиваемая поверхность маленькая, он хорошо идет, но у него устойчивость… Это морской (катараман), это до пяти баллов (волнения на море), до 2,5 метров волна. Когда перегнали катамаран на Черное море, я сам лично в первый поход пошел. Из Геленджика…
В.Путин: Пошла реклама продукции. (Смех.)
В.Середохо: Должно же быть качество для людей. Для кого же еще?
В.Путин: Конечно. Какая скорость, Вы говорите?
В.Середохо: 30 узлов, почти 60 километров в час.
В.Путин: Это почти 60 километров, 55 километров в час.
В.Середохо: Да.
В.Путин: Он сейчас работает на этой линии?
В.Середохо: Да, уже два работают. И у нас теперь каждый год по четыре там, плюс еще прогулочные. На прогулочных уже наше оборудование стоит, ярославские дизели, а на скоростных пока еще…
В.Путин: Дальность у него какая?
В.Середохо: Плечо почти 900 километров.
В.Путин: Ничего себе, прилично.
Д.Мантуров: Потому что двигатели уже экономичные.
В.Середохо: Самое главное, что можно плечо увеличить, потому что у нас есть возможность дополнительно баки поставить. Мы пока не ставим, потому что это на короткой линии, а если нужна длинная линия, значит, мы поставим, сделаем. То есть это как платформа.
В.Путин: Я понимаю.
В.Середохо: В общем, что это дало, почему вот это все случилось? Спасибо, что вы стали внедрять лизинг. Однозначно отличная тема ? лизинговые схемы, потому что понятно, что много желающих взять, но не у всех есть деньги.
В.Путин: Конечно.
В.Середохо: За счет того, что идет поток, оборачивается, люди, те же самые частные компании готовы оплачивать лизинговые схемы. Вот это нужно…
В.Путин: Развивать.
В.Середохо: …развивать однозначно. И более того, у меня просьба: распространить это и на заводы с точки зрения закупки оборудования и строительства зданий.
В.Путин: А как распространить?
В.Середохо: Можно на капиталку тоже посмотреть, на лизинговые схемы.
В.Путин: Я о таком не слышал.
Д.Мантуров: Такого прецедента пока еще не было, Владимир Владимирович.
В.Середохо: Но есть предложение.
Д.Мантуров: Владимир Александрович такое предложение делает. (Смех.)
В.Путин: Правильно.
Д.Мантуров: Мы готовы проработать, Владимир Владимирович. Сейчас влёт я не отвечу.
В.Путин: Правильно, потому что эти лизинговые схемы совершенно точно, сто процентов нужно расширять.
В.Середохо: Конечно, потому что у меня есть небольшая прибыль, и я могу обеспечивать ежегодный платеж. Зато я получаю быстро, я работаю. А так, получается, я долго коплю и проигрываю во времени и никогда не догоняю.
Д.Мантуров: Владимир Владимирович, Вы поддержали лизинговую программу о выделении средств ФНБ (Фонда национального благосостояния) по самим судам.
В.Путин: По ФНБ пока решения нет, но в целом и ФНБ можно на эти цели пустить.
Д.Мантуров: Он (В.Середохо) к этому и клонит, то есть он имел в виду ФНБшную лизинговую программу.
В.Путин: Да, я понимаю. Она окупаема будет в конечном счете.
В.Середохо: Отдельно, если можно, ? на оборудование. Там, может, короткий срок, допустим, до 10 лет, а на здания - до 20-ти, это капитал, и нормально. Будем быстро все строить.
В.Путин: Для ФНБ это неплохо. Это окупаемо.
В.Середохо: Главное - срок. Мы все время проигрываем по времени, а самое дорогое - время. Если что-то вовремя не сделал, уже [потом становится] значительно дороже.
Д.Мантуров: Проработаем, Владимир Владимирович.
В.Путин: Обязательно. Спасибо. Предложение хорошее.
В.Середохо: Еще один момент. Я выступаю от судостроительной промышленности. Так как мы загружены в основном, ОСК, на 80 процентов гособоронзаказом, нам, конечно, нужно развивать гражданку, а гражданку мы можем выпускать сегодня хотя бы с нулевой прибылью, чтобы быть конкурентными. У нас просьба. По той структуре, по которой у нас сейчас формируется прибыль, всего лишь три-четыре процента - это очень мало. Хотя бы до восьми процентов, чтобы мы могли иметь восемь-десять процентов. Тогда мы не будем впадать в долговую яму.
В.Путин: Ладно, я понимаю. Нам нужно просто нормы рентабельности…
В.Середохо: Честно. Знаете, как получается: все время отдаешь, а потом просишь, потом опять отдаешь, а потом опять просишь.
В.Путин: Это вопросы, связанные с ценообразованием в целом.
В.Середохо: Да, именно по ценообразованию посмотреть внимательно.
В.Путин: Хорошо. Большое спасибо.
Пожалуйста, Сергей Александрович.
С.Серебряков: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Добрый день!
С.Серебряков: Спасибо большое, что пригласили.
Я представляю Петербургский тракторный завод и группу компаний "Кировский завод", являюсь директором Кировского завода, Петербургского тракторного завода и завода "Универсалмаш".
Мы работаем в области производства в первую очередь сельскохозяйственной техники. Это сложные, тяжёлые, энергонасыщенные тракторы.
В.Путин: "Кировцы".
С.Серебряков: "Кировцы".
Работаем в ряде направлений строительно-дорожной тематики. Это техника для горно-обогатительных комбинатов, нефтегазового сектора и дорожного строительства. Мы также решаем целый комплекс задач в области оборонной промышленности.
Заводу в этом году исполнилось 222 года. В следующем году мы будем праздновать юбилей, начало тракторостроения в России, - 100 лет. В 1924 году было развито производство тракторов в России как раз на нашем предприятии, поэтому этот юбилей будем встречать достойно.
За последние десять лет предприятие увеличило объём производства почти в 13 раз, за пять лет - на 190 процентов. Мы создали целую гамму техники и опциональных решений. Трактор сегодня используется для всех необходимых горно-технологических операций в сельском хозяйстве.
Главная критика, которая была всегда к нам в обиходе, - это качество. Сегодня мы говорим о том, что сельхозмашиностроение в целом вышло действительно на мировой уровень. Не пустые слова. Когда началась специальная военная операция, иностранные компании убежали с рынка, мы не стали барствовать, взяли и подняли гарантийный срок до трёх лет на все основные узлы и агрегаты трактора, чтобы показать отрасли нашу ответственность перед ними в области качества выпускаемой техники и её уровня, что очень важно, с нашей точки зрения.
На протяжении всех лет мы активно работали с Министерством промышленности и рядом наших компаний по созданию компонентного производства. В России было создано по нашей инициативе производство тяжёлых шин, колёсных дисков в Алтайском крае. Мы восстановили и организовали вместе с "КамАЗом" производство тяжёлых дизелей, фактически сохранив это предприятие, целая гамма электрооборудования. Поэтому в начале беспрецедентного санкционного давления завод ни одной минуты не стоял. Я даже обратился к коллективу, и мы на 30 процентов в прошлом году увеличили объёмы производства техники.
В.Путин: На 30 процентов?
С.Серебряков: Ну да, помодельно, какие-то модели на 15 процентов, где-то около 40 в зависимости от мощностей.
В.Путин: В среднем.
С.Серебряков: Мы увеличили.
И завод сегодня абсолютно независим, всё, что у нас делается, это российско-белорусские комплектующие, за исключением гидросистемы трактора, которая в России, к сожалению, и Белоруссии не производится, это аксиально-поршневые насосы, гидрораспределители, которые нужны для агрегатирования с посевными комплексами. Это берём в Китае сегодня. Ищем партнёров, для того чтобы этот вопрос тоже локализовать в России.
Что бы я хотел отметить? Несмотря на достижения, которые есть в тракторостроении в России, у нас есть белые пятна, то есть гамма техники, которую мы не выпускаем, но выпускают наши белорусские коллеги. По моей инициативе была создана ассоциация сельхозмашиностроителей "Прогресс" российско-белорусская, нашего Союзного государства. У нас общие поставщики компонентов. Мы её создавали как новый вид объединения, не как ассоциацию, которая будет лоббировать наши интересы, а с двумя целями - это объединение товаропроводящих сетей и организация технологической кооперации друг с другом. Это и привело к тому, что мы никаким образом не пострадали от введения каких-то ограничений на поставки в Россию.
Мы видим, что белорусские предприятия в плане признания технологических операций на территории России сопоставимы, допустим, с китайскими. Мне привязать минский или китайский двигатель - с точки зрения балльной системы (они) имеют одинаковое значение. Мне кажется, на это надо обратить внимание.
В.Путин: Я не очень понимаю, о чём Вы говорите.
С.Серебряков: У нас есть постановление Правительства № 719, которое определяет требования к тому, чтобы признать отечественным себя.
Белорусские производители находятся в равном отношении, как, к примеру, китайские или азиатские какие-то другие производители, то есть их технологические операции не засчитываются в баллы.
В.Путин: Не засчитываются как отечественные?
С.Серебряков: Да. Мне кажется, это требует очень серьёзного обсуждения.
В.Путин: Вы считаете, что белорусские изделия можно засчитывать как отечественные?
С.Серебряков: Я думаю, что да. У нас очень серьёзная кооперация.
В.Путин: Александр Григорьевич Лукашенко порадуется.
Д.Мантуров: Это будет справедливо.
В.Путин: Справедливо?
Д.Мантуров: Да.
В.Путин: Тогда почему мы не сделали это до сих пор?
Д.Мантуров: Потому что Сергей Александрович (Серебряков) ещё не знает последних решений, это уже сделано.
Когда я встречался с (Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь) Пархомчиком Петром Александровичем на "Иннопроме", мы окончательно договорились.
В.Путин: Надо сделать.
С.Серебряков: Да, это же поможет российской промышленности. К примеру, мы берём минский двигатель, у нас отливки - Нижний Новгород, топливная аппаратура - Ногинск, коленвалы делаю я, они там делают поршни, собирают…
В.Путин: Кооперация очень глубокая.
С.Серебряков: Конечно, она глубокая, а этот двигатель, если я применяю, это никак не идёт в зачёт, это не совсем верно.
В.Путин: Я согласен, Сергей Александрович. Белорусские наши коллеги всё время, кстати, об этом говорят, что, по сути, это развитие единого комплекса.
С.Серебряков: В этом году, конечно, мы сбавили темпы развития, это Денис Валентинович отметил, это связано с ценовой конъюнктурой на зерно. Вообще цены на зерно резко отражаются на спросе на сельхозтехнику, всегда так было, это некоторая закономерность. Но надо сказать, что реакция была. Во-первых, Министерство сельского хозяйства приняло решение в области стабилизации цен на зерновом рынке.
Во-вторых, Министерство промышленности ввело субсидию, активно включился "Росагролизинг", я думаю, что мы во втором полугодии поправим ситуацию. Наверное, у нас не будет, как я привык, за десять лет двузначных цифр по росту производства, но я думаю, что в районе пяти-восьми процентов мы покажем рост объёмов производства и даже в этом году, несмотря на это.
В этом году мы запустили новые модели, очень важная веха в тракторостроении России. Это модели с системами точного земледелия отечественного производства, системами навигации отечественного производства, телеметрии отечественного производства и автопилотирования. Это резко меняет производительность труда в сельском хозяйстве, меняет требования к квалификации механизаторов и повышает качество обработки земли и бережное отношение к земле, что тоже очень важный вопрос, за счёт снижения пробукса и параметров разворота на поле. Так что завод активно развивается.
С точки зрения мер государственной поддержки - активно пользуемся, мы порядка пяти программ реализовали с Фондом развития промышленности, вообще с помощью Фонда развития промышленности в 2017 году, Денису Валентиновичу спасибо хочу сказать, мы просто спасли завод. У нас был крупный пожар, и мы просто восстали из пепла и воссоздали его в новом технологическом укладе с хорошими показателями по производительности, точностью изготовления и создали автоматическую коробку перемены передач. На тракторе нет никаких рычагов, педалей, всё делается в автомате уже на протяжении более чем пяти лет.
Но вместе с тем есть определённые сложности. С моей точки зрения, программа - особенно компоненты, которые существуют, - требует расширения, потому что у нас есть тяжёлые узлы, агрегаты, которые требуют более длительного цикла инвестирования, к примеру гидромашины. Там только НИОКР займёт около пяти-семи лет.
Второе. У нас есть дисбаланс федеральных и региональных усилий в области сельхозтехники. То есть очень много регионов активно помогает своим сельхозтоваропроизводителям приобретать технику, при этом федеральный центр делает усилие на 719-е постановление и критерии 719-го постановления Правительства о субсидировании, а регионы не смотрят на эту ситуацию и часто субсидируют достаточно большими процентами, до 30 процентов, технику иностранного производства.
Много было по этому поводу разговоров, предложений, но вопрос не решается. Сейчас активно субсидируется китайская техника, которая в тракторах среднего класса показала пятикратный рост в прошлом году по объёмам поставок, что, кстати, ударило по белорусским производителям. Мы это почувствовали с точки зрения проблем с производством в Белоруссии автокомпонентов - они притормозились, остановились на какое-то время.
Мне кажется, надо синхронизировать федеральные и региональные усилия в этом плане, для того чтобы были одни и те же требования. То есть если федеральный центр говорит, что техника должна субсидироваться, которая соответствует вот таким критериям, то регионы должны это тоже соблюдать, на это смотреть. Это было бы правильно и объединило бы бюджеты в поддержке сельхозтоваропроизводителей. Мы бы могли более эффективно решать задачи по росту объёма производства и развития.
Есть что на заводе показать, Вы у нас не были достаточно давно. Я Вас приглашаю на предприятие.
В.Путин: Я хорошо знал бывшего ещё руководителя, который ушёл уже.
С.Серебряков: Предприятие очень современное.
В.Путин: Я знаю, одно время оно находилось в сложном положении.
С.Серебряков: Я его принял в сложном положении.
В.Путин: Я знаю. Благодаря в значительной степени Вашим усилиям и обновлённой команды завод находится на подъёме.
С.Серебряков: Средний возраст на предприятии - 33 года, зарплата - более 100 тысяч рублей. На территории завода два ПТУ.
Сейчас совместно с Министерством просвещения строим по программе "Профессионалитет" крупный учебный центр прямо внутри предприятия. Это синхронизировано с проектом Фонда развития промышленности.
Я считаю, что самая главная заслуга - воссоздание конструкторско-технологической школы. Мы с помощью такого интеллектуального ядра сможем решать достаточно сложные задачи в оперативном порядке. Как пример, возникла проблема, которую увидел, - я сам военное училище оканчивал, - как строим оборону, (оборонительные сооружения). Мы разработали уже, примерно в октябре отдадим в инженерные войска машину для оперативного строительства, рытья траншей.
Интеллектуальный потенциал может быстро решать такие задачи. Есть что посмотреть, какой опыт есть, мы расскажем, как мы решали этот вопрос и как получили такой молодой коллектив, который действительно способен решать очень сложные индустриальные задачи.
Спасибо.
В.Путин: Вам спасибо.
С чего бы ни начинали, всё время получается автомат Калашникова. (Смех.) Вышли опять на оборонку. Никуда не деться от этого, я понимаю.
С.Серебряков: Нам задачу не ставили, это по нашей инициативе.
В.Путин: Я понимаю.
На что обратил внимание - хочу ещё раз к этому вернуться: действительно некоторое время назад предприятие находилось в сложном положении и за последние годы преобразилось и технологически, и с точки зрения оздоровления финансов, а это оказало, конечно, эффект и на развитие самого предприятия, на будущее.
Правильно обратили внимание на некоторые вещи.
Д.Мантуров: Я всё отфиксировал.
В.Путин: Пожалуйста, Максим Юрьевич.
М.Соколов: Спасибо.
Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Как Вы знаете, Волжский автомобильный завод является не только самой крупной промышленной площадкой нашей страны, но и самым высоколокализованным отечественным автопроизводителем. На заводе и в его дочерних предприятиях и в Ижевске, и в Москве, и теперь уже в Санкт-Петербурге, не говоря уже о Тольятти, трудятся более 40 тысяч человек. От стабильной работы АвтоВАЗа зависит целая армия наших поставщиков. Поставщиков первого и второго уровня - более 1650 предприятий, в которых трудится более полумиллиона человек, не говоря уже про дилерские центры, про логистические центры по всей стране, магазины в каждом городе, даже не в субъекте. Таким образом, АвтоВАЗ, безусловно, является флагманом, ядром масштабной системы всего российского автопрома.
Конечно, прошлый год был чрезвычайно трудным. Зарубежные производители компонентов отключили нас от своих поставок - и не только санкционных, но и вполне безобидных, нарушились логистические цепочки, которые создавались до этого десятилетиями. В итоге весной 2022 года наши конвейеры были остановлены. Но при поддержке Правительства, нашего Министерства промышленности и торговли, губернатора Самарской области нам удалось в кратчайшие сроки возобновить производство наших флагманских моделей, причём не только на промышленной площадке в Тольятти, но и на нашем партнёрском проекте - на заводе в Чеченской Республике.
Хотел бы отметить, уважаемый Владимир Владимирович, что благодаря исполнению Ваших поручений, которые Вы дали ещё на предыдущем Петербургском экономическом форуме, удалось не только стабилизировать ситуацию в автопроме, но и выйти уже на траекторию развития. Так, была утверждена стратегия с фокусом на достижение технологического суверенитета, стратегия развития автопрома, и принято решение по дофинансированию Фонда развития промышленности, которым успел уже АвтоВАЗ, и его поставщики в том числе, воспользоваться. А также другие меры, которые были сфокусированы, государственные меры поддержки, именно на те предприятия, которые достигли фактической локализации. Благодаря слаженной работе всей нашей команды, коллектива АвтоВАЗа, уже в прошлом году мы произвели 220 тысяч автомобилей, хотя покинувшие нас акционеры предрекали полную остановку завода вплоть до лета текущего года.
А что касается планов этого года, то мы практически удвоим производство и планируем произвести более 400 тысяч автомобилей. За первые полгода уже произвели 135 тысяч - это на 70 процентов больше, чем за аналогичный период. При этом мы активно занимаем и освободившуюся нишу: сегодня мы уже стабильно продаём, на рынке более 40 процентов - это продукция бренда "Лада". Это практически в два раза больше, чем в прошлые годы.
И конечно же, мы думаем о нашем развитии, о наших новых продуктах. В марте этого года в Тольятти стартовал выпуск нашего флагмана - автомобиля "Веста", он пользуется, я бы сказал, бешеным спросом сейчас. А в ближайших планах - в течение двух лет мы планируем запустить ещё четыре новых продукта.
Во-первых, это электромобиль на базе "Ларгуса" - "Е-Ларгус". Мы его планируем запустить в Ижевске, и уже буквально на следующей неделе начнём варить для этого продукта, для опытной партии, кузова. Это седан бизнес-класса "Лада Аура", он был представлен на полях недавнего Петербургского экономического форума, на форуме стран Африки. И новый массовый легковой автомобиль, один из самых бюджетных наших автомобилей, который будет, это автомобиль "Лада Искра", мы его запустим в следующем году. И конечно, это была бы большая честь, Владимир Владимирович, для нас, если бы Вы испытали его, как в своё время испытали "Ладу Калину". Также через два года - это динамичный городской кроссовер уже С-класса на нашей собственной платформе "Веста".
Что очень важно: даже в тяжёлый прошлый год мы нашли средства, для того чтобы инвестировать в развитие наших мощностей, в скорость и производительность наших конвейеров и достигли существенного прогресса, увеличив их производительность примерно на 10 и даже более, на 15 процентов, таким образом, чтобы дать соответствующий ответ на необходимость завоевания конкурентных рыночных позиций и увеличение объёмов производства.
Что касается нашего коллектива, то мы не только никого не сократили, но даже начали набор персонала, повысили заработную плату, она долгие годы не была индексирована предыдущими акционерами. В целом она возросла почти на 30 процентов, а для работников непосредственно конвейера, рабочих специальностей, - на все 40. Мы понимаем, что "высасывать" персонал из окружающих предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, бессмысленно, потому что они же работают в основном на нас, на АвтоВАЗ, поэтому мы работаем с регионами. На следующей неделе к нам прилетает партия молодых ребят из Республики Ингушетия, работаем со странами ближнего, дальнего зарубежья. Но самое основное, мы восстановили целевой приём. Сейчас уже, в сентябре, по нашим совместным с минобразования Самарской области программам более 500 молодых ребят будут приняты в систему СПО - среднего профессионального образования, и через год они придут уже к нам на наш завод.
Что касается коллективного договора и выполнения социальных обязательств, то он считается одним из лучших, эталонных в отрасли. Даже в прошлом году мы направили на социальные программы более 1,5 миллиарда рублей, а в этом году эта цифра будет в два раза больше - ещё миллиард направим именно на восстановление и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и объектов спорта, понимая, что давно этого, к сожалению, не производилось.
В заключение: чем бы государство, Владимир Владимирович, могло бы нам помочь?
Во-первых, хотел бы поблагодарить Правительство и наше Министерство за то, что очень своевременно были приняты решения по индексации утилизационного сбора. Это даст источник нам, всей отрасли, для дальнейшего развития.
В.Путин: Это результат общей дискуссии. (Смех.)
М.Соколов: Спасибо большое, что она успешно завершилась.
Во-вторых, отмечу важность мер для дальнейшего стимулирования спроса. Я имею в виду, конечно, не деньги, это было бы банально. Например, в следующем году, я уже говорил, мы хотим вывести новый продукт - "Лада Аура". Уже и Денис Валентинович, и Антон Германович Силуанов, и Константин Анатольевич Чуйченко, и даже Валентина Ивановна (Матвиенко) попробовали этот автомобиль. Это такая "младшая сестра", это не "Аурус", конечно, но его младшая симпатичная и достойная сестра.
Конечно же, основными покупателями этой модели мы видим крупные корпорации, государственные и муниципальные структуры, таксопарки. Сегодня у нас есть нормы в законодательстве, которые запрещают прямую покупку зарубежных или низколокализованных автомобилей. Но мы же все, как всегда, творчески живём и давно не покупаем такие автомобили. Но что касается лизинга, аренды автомобилей, заказа транспортных услуг, - это никак, к сожалению, не регламентировано. И это было бы определённой защитой рынка, если бы законодательство охватывало и эти сферы, для того чтобы использовать исключительно - тем, кто работает на государство, - высоколокализованные отечественные автомобили.
То же самое касается и других рычагов - в отношении, например, таксопарков. Государство выдаёт лицензии на уровне субъекта Федерации, но при этом никак не ориентирует таксопарки покупать отечественную технику, а здесь при выдаче этой лицензии такая норма могла бы содержаться. Такой законопроект подготовлен Советом Федерации, внесён сегодня на рассмотрение, и мы бы просили, конечно, его поддержать, чтобы эта политика носила общефедеральный уровень.
В.Путин: Денис Валентинович знает, министерства, ведомства, Управление делами [Президента] обратились с просьбой закупки продолжить и сделать упор, по сути, на автомобили иностранного производства, продолжить такую практику. Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, - ничего страшного, наоборот, даже хорошо. Всё наше замечательное чиновничество должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей и другой отечественной продукции. И повышение качества жизни должно быть направлено прежде всего на это.
Конечно, импорт тоже нужен, понятно, мы не можем и не должны от импорта в целом отказываться, но какие-то базовые вещи должны быть, если уж мы сами потребляем, ориентированы на отечественного производителя.
Поэтому вот эти меры поддержки, о которых Вы сейчас упомянули, они до сих пор носили, по сути, форму прямой финансовой поддержки, мы много этого делали. Сейчас мы не говорим о прямых закупках, но такие косвенные меры поддержки, которые реально помогут АвтоВАЗу, они, конечно, своевременные и востребованные, и мы должны их использовать. Поэтому сейчас аккуратненько скажу, но мы это поддержим, конечно.
М.Соколов: Спасибо за поддержку.
В.Путин: Конечно.
Пожалуйста, Михаил Валерьевич.
М.Тимошенко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Очень рад здесь присутствовать, большая благодарность за приглашение. Я представляю торгово-промышленный холдинг "Русклимат", основатель и председатель совета директоров Тимошенко Михаил.
Про наше предприятие: нам 27 лет, специализация - внутренние инженерные климатические системы, всё, что связано с комфортной средой, питанием человека и системой кондиционирования, вентиляции, отопления, водоочистки, водонагрева, 350 тысяч наименований, активная ассортиментная матрица.
На сегодняшний день работает 10 заводов, локация - Владимирская область, город Киржач, технопарк "Русклимат ИКСЭл", там девять предприятий. И на сегодняшний день четыре строятся на территории особой экономической зоны "Владимир", в моменте. Также ещё один технопарк в Удмуртии, город Сарапул, там ещё четыре новых завода строится.
В.Путин: Прилично. Сколько у вас работающих?
М.Тимошенко: На сегодняшний день порядка семи тысяч. Растём год к году средневзвешенно плюс 30 процентов.
В этом году, думаю, превысим планку по выручке 150 миллиардов. С точки зрения заработной платы, справка по 2023 году, - рост плюс 30 процентов.
Предприятия все инновационные, развиваются очень активно, повышаем производительность труда. Очень помогает Министерство промышленности и торговли, используем абсолютно все инструменты как ФРП, так и постановлений Правительства по льготному кредитованию, по поддержке малого и среднего предпринимательства - всё задействовано. Большая помощь, легко, быстро, я бы сказал, надёжно работают все инстанции.
С точки зрения повестки, которую мы продвигаем в наших локациях, это ЭКГ - экология, кадры, государство. Активно работаем с местными администрациями, строим жильё, начали строить жильё для сотрудников, улучшать инфраструктуру. Помогают нам, соответственно, администрации Владимирской области и Удмуртии. Очень хорошо помогают, работаем совместно. Большие планы. Развиваемся и в этом направлении.
Также занимаемся развитием спорта, строим школу единоборств, спортзал, активно участвуем в областных проектах, помогаем построить физкультурно-оздоровительный комплекс игровых видов спорта - в общем, занимаемся повышением социальной привлекательности наших не очень больших территорий, ввиду бурного роста…
В.Путин: Здорово, что вы в небольших населённых пунктах, в небольших городах работаете.
М.Тимошенко: Да, локация - город Киржач, это 27 тысяч человек. Нам нужно только на предприятие нашего Владимирского технопарка ещё плюс три тысячи человек. Поэтому даже несмотря на то, что повышаем производительность, катастрофически не хватает трудовых ресурсов.
Все инструменты используем: и релокацию, и работу со среднетехническими образованиями. Не скажу, что всё пока хорошо получается, работаем в этом направлении. Видим большой потенциал вертикальной интеграции среднетехнических учебных заведений в промышленные предприятия, которые сейчас так бурно развиваются не только на нашей территории, но и на территории всей Российской Федерации.
Есть над чем поработать и сделать так, чтобы наибольшее количество выпускников оставалось у нас на территориях, а не уезжало в большие города за заработком. Сейчас можно зарабатывать и у нас на предприятиях, получать очень ликвидные, интересные профессии.
Сейчас фактически занимаемся на предприятиях в режиме онлайн образованием сотрудников и продвигаем профессии.
Пользуясь случаем, хотел бы пригласить на открытие нашего нового 40-тысячного корпуса. Там будет четыре новых предприятия, которые уже зарегистрированы как резиденты особой экономической зоны, которую создали в декабре за шесть месяцев при поддержке Дениса Валентиновича и Министерства промышленности и торговли, а также администрации Владимирской области. В декабре мы получили постановление, а на сегодняшний день уже четыре предприятия зарегистрированы как резиденты особой экономической зоны, в этом году уже будут функционировать и давать продукцию. По всей видимости, это самый быстрый старт такого формата и масштаба, своего рода рекорд в Российской Федерации: чтобы чуть больше, чем за шесть месяцев, была создана ОЭЗ и созданы первые четыре резидента. Всё готово. Предприятия инновационные, интересные, разные. Это производство теплообменников для климатической техники, это производство комплектующих для радиаторов отопления. Мы являемся крупнейшими в мире производителями радиаторов отопления.
В.Путин: В мире?
М.Тимошенко: В мире, да, и многих других, кстати, продуктов. Не буду перечислять, так как список большой. Это всё климатическая индустрия.
Второе предприятие - это комплектующие для радиаторов отопления, комбинат модульного быстровозводимого домостроения. Тоже резидент особой экономической зоны. Пилотные продукты мы уже собрали и демонстрируем потенциальным заказчикам. Инновационный и очень интересный проект. Планируем его мультиплицировать в будущем на все регионы Российской Федерации. Мы находимся абсолютно в каждом городе Российской Федерации и не только, география продаж холдинга - 50 стран мира.
И завод по производству внутрипольных конвекторов. Тоже уже продукцию мы разработали и производим. На новой площадке будем иметь принципиально другой объём производства.
С точки зрения каких-то пожеланий. Мы стремительно развиваемся и хотим поддерживать такой темп. Как один из инструментов, который мы видим, что он может помочь развивающимся предприятиям двигаться быстрее, - это промышленная ипотека.
Какие минусы сейчас видим? Малый объём - 500 миллионов. Мы сегодня в моменте имеем: строительство корпусов - где-то примерно 100 тысяч квадратных метров сейчас строим, и этих денег недостаточно, чтобы построить даже пять-семь тысяч. То есть 20 тысяч квадратных метров - это на сегодняшний день примерно 1,5 миллиарда рублей. Предложение - поднять эту цифру до 1,5 миллиарда и сделать чуть "длиннее" - не семь, а десять лет.
В.Путин: Лет 10-15.
Д.Мантуров: Сейчас семь лет.
М.Тимошенко: Хотя бы десять. Тогда этот инструмент станет для среднего бизнеса…
В.Путин: Реально помогающим.
М.Тимошенко: Реально помогающим. Мы для наших новых проектов хотели бы использовать этот инструмент - единственный, который не используется в нашем холдинге, - но средств недостаточно. Он такой - и не туда, и не сюда, получается. Средневзвешенно, так скажем, завод этот от 20 тысяч квадратных метров начинается.
Есть такое предложение, если будет решение, будет существенный скачок по этому направлению развития промипотеки.
В.Путин: То есть Вы считаете, что это реально даст результат?
М.Тимошенко: Безусловно, абсолютно уверен.
В.Путин: Семь лет и 500 миллионов - это результат компромисса, борьбы…
Д.Мантуров: С Минфином.
В.Путин: …Минпрома и Минфина.
М.Тимошенко: Полтора и десять - это существенный, мощный инструмент для его развития. Сейчас нам для развития катастрофически не хватает площадей. Строить очень затратно, лучше мы эти деньги потратим на оборудование, а ипотека поможет создавать новые корпуса для новых заводов.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Михаил Валерьевич, я услышал Вас.
Д.Мантуров: В этом году уже точно не успеем даже нормативку отработать качественно. На следующий год посмотрим, насколько это увеличит [нагрузку] по бюджету, с Минфином поработаем и постараемся найти решение.
В.Путин: Важно, что Вы сказали, и то, что я это услышал.
Д.Мантуров: Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Назим Тофик Оглы.
Н.Эфендиев: Уважаемый Владимир Владимирович! Денис Валентинович! Уважаемые коллеги!
"Металлоинвест" - самый крупный российский производитель железорудного сырья. Наша основа - два наших ГОКа. Лебединский ГОК, а это единственный и самый большой в мире производитель товарного горячебрикетированного железа, тут мы единственные в мире.
И в Белгородской области - Михайловский ГОК. В Курской области - уникальный и единственный в России Оскольский электрометаллургический комбинат, который производит более 3,5 миллиона тонн жидкой стали методом прямого восстановления железа.
Прямое восстановление железа является нашей основной фишкой, что называется, "Металлоинвеста".
В холдинге 38 тысяч человек. Когда Вы нас пригласили 18 апреля прошлого года на совещание металлургов, я в завершение своего доклада сказал достаточно банальную фразу, которая многим могла показаться какой-то излишне глупой и оптимистичной. Я сказал: "Владимир Владимирович, всё будет хорошо". И многим мой оптимизм мог показаться слегка преувеличенным.
Но, перед тем как я это сказал, я внимательно слушал доклад Дениса Валентиновича. Я прекрасно помню его тезисы. По-моему, второй тезис у него был - это необходимость ритмичного наращивания внутреннего спроса за счёт инфраструктурных проектов, стройки, портов, железной дороги. Денис Валентинович сказал, что на этом мы будем фокусироваться.
Это реально сработало. Сегодня я могу Вам сказать, что, если в прошлом полугодии у нас внутренний рынок был 43 процента, сейчас 63 процента в денежном выражении. А если брать железорудное сырьё, то сегодня практически 90 процентов окатышей и концентратов мы оставляем в стране. Причём мы загружены полностью, точно так же как загружены наши партнёры - металлурги тоже загружены полностью.
Конечно, нельзя сравнивать сегодня с ценовой конъюнктурой 2021 года - это рекордный год был у всех, наверное, за всю историю мировой металлургии, не только российской. Поэтому есть смысл, сравнивая эти цифры, понимать 2022-й к 2023 году, но мы видим сегодня, выручка 190 миллиардов рублей за первые полгода - на уровне прошлого года практически. Доналоговая прибыль - 94 миллиарда, мы уже заплатили в виде налогов и акцизов 29 миллиардов рублей плюс страховые взносы 6 миллиардов, плюс 3 миллиарда рублей НДФЛ, плюс данное устойчивое положение на нашем рынке позволяет уже третий год подряд повышать зарплату на 10 процентов каждый год. Мы не секвестировали нашу программу социально-экономического партнёрства с областями, ежегодно 3 миллиарда дополнительных к тем налогам, которые мы платили, естественно, и областные, и федеральные. Мы выделяем деньги на социальные проекты, это не бизнес, это образование, культура, спорт, развитие городской среды.
Мы обратились в Минпромторг, и я перехожу к сутевой части своего доклада. Да, мы сегодня загружены полностью, у нас есть план по наращиванию производства и концентрата, и окатыша. Да, мы сегодня ориентированы на внутренний рынок, отрезаны от традиционных наших рынков железорудного сырья, каковым была Восточная Европа и Западная Европа. Но у нас есть огромные перспективы так называемых дружественных стран, рынков, где есть, с одной стороны, огромные запасы природного газа, но не хватает железорудного сырья. Почему? Потому что все эти страны планируют развитие собственной металлургии именно на базе прямого восстановления. Алжир, например. И мы вместе с "Уралмашзаводом" спроектировали, практически уже проект готов, строительство новой обжиговой машины, то есть машины по производству пяти миллионов тонн окатышей для прямого восстановления.
Окатыши не были в перечне той экспортной продукции, которая может пройти процедуру КППК (корпоративной программы повышения конкурентоспособности). Мы обратились в Минпромторг, сказали: товарищи, отечественная технология, отечественное оборудование, экспортный рынок, причём перспективный. Полностью нашли отклик и поддержку. В настоящее время готовятся необходимые изменения в нормативные акты, но есть нюансы.
В.Путин: Денежки надо добавить?
Н.Эфендиев: Первый нюанс - время и деньги. У нас измерение: время и деньги. Программа КППК заканчивается в 2026 году, а у нас стройка начнётся в лучшем случае в начале следующего года, и мы запустимся до 2028 года.
В.Путин: Мы будем продлять эти программы.
Н.Эфендиев: Хотя бы до 2030 года надо продлить.
А второй вопрос - это деньги. Всё-таки в бюджете должны быть эти деньги, тогда мы почувствуем их эффект.
Со своей стороны, конечно, мы Вам гарантируем сбыт этой продукции, потому что мы эти рынки знаем. И нас там знают, и нас там ждут.
Спасибо большое за понимание.
В.Путин: Я понял. Здесь мы с Вами абсолютно одинаково мыслим, это должно быть поддержано. Мы понимаем, что нужно время, сроки, расширить временные рамки и добавить туда деньги - это главное, это основное. В Правительстве это всё понимают.
Денис Валентинович, что-то в завершение скажете?
Д.Мантуров: Владимир Владимирович, спасибо большое за такую возможность, это полностью неожиданно: я записывался один, а в результате получилось так.
В.Путин: Да, так и было. Денис Валентинович попросил о встрече. Мы договорились с ним, и буквально вчера я ему сказал: давай-ка пошире встречу проведём. Я надеюсь, она и для вас была небесполезной. И для меня тоже, мне очень важно было выслушать оценку того, что происходит, от людей, которые своим талантом, умом, опытом с применением всех этих вещей добиваются того результата, который мы сегодня имеем, а результат есть.
Мы видим и те проблемные вопросы, над которыми нужно работать, и вам спасибо за то, что вы подсказали некоторые вещи, на которых нужно сосредоточить внимание, что-то добавить вовремя, где-то использовать дополнительно те инструменты, о которых мы говорим. Мы это всё скорректируем. Это всё находится в работе.
Спасибо вам большое, потому что для меня это было тоже чрезвычайно важно. Когда мы замыкаемся просто в кабинетах и спорим друг с другом, - важно чувствовать, и для меня важно чувствовать, как это откликается, какие результаты это может иметь в реальной жизни, в реальной практике, в реальном производстве.
Я хочу вас поблагодарить за всё, что было сделано до сих пор в непростых условиях, как в таких случаях говорят, в вашем лице всех ваших коллег, которые организуют производство, все ваши трудовые коллективы и выразить надежду на то, что мы не только сохраним набранные темпы, но и будем их наращивать. А Правительство вместе с организаторами производства и вместе с вашими коллективами будет делать всё, для того чтобы поддержать ваши усилия.
Вам спасибо ещё раз. Всего хорошего.

Теги: Универсалмаш