Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Разворот на юг и восток.

10.07.2023, 12:01
Новости

Несмотря на возросшее политическое давление, российский ТЭК имеет все возможности, чтобы развивать свое присутствие на международном рынке. Политика, направленная на развитие энергетических интересов других стран, позволит России удержать запас глобального лидерства и увеличения международных проектов. Такое мнение озвучили эксперты, выступавшие на Петербургском экономическом форуме.
Необходимо сфокусироваться на увеличении гибкости
Павел Сорокин, первый заместитель министра энергетики Российской Федерации:
"Последние пять лет мы наблюдаем, что мировые аналитические агентства замалчивали реальную стоимость и последствия энергоперехода для потребителей. Сегодня недоинвестирование в традиционные источники энергии оценивается в 200–300 млрд долларов. Но важно, что многие компании уже начинают осознавать, что здесь есть проблемы.
У нас уже были проблемы с эффективностью мировой энергетики. Но сейчас, когда мы говорим о переориентации мировых потоков, санкции и политика нечестной рыночной конкуренции "выбили" наиболее эффективные короткие и выгодные для потребителя маршруты. Если раньше круговой рейс с российской нефтью в Европу занимал 10 дней, то сейчас наша нефть вынуждена идти 30–40 дней только до точки назначения. Значит, она должна замещаться нефтью другой страны, которая будет идти 15–17 дней. И потребитель становится заложником политических игр и нерационального планирования.
В цикличной индустрии, где есть пики и низ цикла, окупаемость проектов для инвесторов построена на том, что есть средняя цена. Мы проживаем низ цикла и несем убыток, но в пиковых периодах получаем прибыль. И это позволяет окупить очень большие и длинные инвестиции.
В случае если механизм ценового потолка будет иметь успех, популизм и идеология могут стать помехой для любой цикличной индустрии. И любой инвестор, который планирует вложения на 10–15 лет, будет понимать, что на пятый год инвестцикл может прерваться и он лишится доходов. То есть вложения не окупятся.
Это приведет к удорожанию капитала и будет иметь последствия для всей мировой экономики.
Еще более важна фрагментация энергетического рынка. Раньше энергетический рынок был глобален, и каждый мог поставить свой товар в эффективную локацию. Сейчас мир разделился на дружественные и нейтральные и недружественные страны. Политика, где идеология выдвигается вперед прагматизма и интересов народа, привела к тому, что рынок фрагментировался. Но мы можем адаптироваться к спросу нейтральных и дружественных стран.
Российская нефтегазовая отрасль оказалась адаптивной и обладающей достаточным запасом собственных компетенций, чтобы относительно безболезненно пройти сложности, возникшие за последний год. Сейчас необходимо сфокусироваться на увеличении гибкости. Это касается и вложений в наращивание объемов производства сжиженного природного газа (СПГ). И повышения эффективности в нефтяной индустрии с точки зрения модерации себестоимости.
Независимо от того, что будет происходить, — ресурсная рента будет уменьшаться. Сейчас она составляет 70% от цены и делится между налогами и компаниями-инвесторами. Но через 10–15 лет рента может составлять 30–35%. Прибыль компаний и налоги в бюджет снизятся. При этом нефтегаз останется одним из крупнейших драйверов и инвесторов в российскую экономику.
Задача, которая стоит сейчас, — максимально работать над себестоимостью. Для этого создаются такие объединения, как ИНТИ, которые объединяют российских нефтяников и газовиков и химиков. Это позволяет сфокусироваться на эффективных решениях, которыми все будут пользоваться.
Также надо выстраивать долгосрочную регуляторику.
Кроме того, необходимо совместно с дружественными и нейтральными странами выстраивать финансовую инфраструктуру, без которой невозможно представить современную торговлю: страхование, платежные системы, консалтинг, рейтингование и прочее. В нефтегазе и энергетике оборот достаточен для того, чтобы все это "вытянуть". Это может стать локомотивом обеспечения независимости функционирования в секторе энергетики".
Александр Дюков, председатель правления, генеральный директор ПАО "Газпром нефть":
"Глобальная структура спроса на нефть и нефтепродукты меняется, но это происходит медленно. Если говорить о долгосрочных трендах, то продолжится рост нефтехимии, будет увеличиваться спрос на авиационное топливо.
Направление использования нефти и нефтепродуктов, где мы видим замедление спроса, касается бункеровки судов. Экологические требования к судовому топливу ужесточаются. В среднесрочной и долгосрочной перспективе мы увидим переход на СПГ и, может быть, через какое-то время — на водород. Также наблюдается замедление спроса на производство автомобильных топлив (бензин и дизтопливо). В развитых странах произошло насыщение рынка, мы видим рост эффективности двигателей внутреннего сгорания, ограничение на использование автомобилей в целом, электрификацию автотранспорта. Европа пик потребления моторных топлив прошла в конце нулевых годов, в то же время растет спрос на моторные топлива на азиатских рынках. И он продолжится и за горизонтом 2030 года. А если говорить об Африке, то и в долгосрочной перспективе. Также ожидается рост потребления битумных и смазочных материалов.
Мы видим необходимость и потребность в нефти и за горизонтом 2030 года. Но то, что мы наблюдаем, — это сдвиг спроса и потребления на юг и восток. И нам нужно делать все, чтобы развивать поставки нефтепродуктов в этих направлениях".
Удержать запас глобального лидерства
Алексей Лихачев, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии "Росатом":
"События последних лет привели к тому, что политическое давление возросло. Оно перешло в формы, когда нашим партнерам навязываются решения, менее технологически эффективные и кратно более дорогие.
Сейчас у нас есть возможность развивать свое присутствие на международном рынке. За последние 10 лет атомная энергетика перестала быть элитным клубом, уделом стран из "золотого миллиарда". Опережающими темпами развивается атомная энергетика Китайской Народной Республики. Мы работаем с индийскими партнерами, у них есть продукты, которые конкурентоспособны. Страны, которые раньше и не думали о ядерной энергии: Мьянма, Киргизия, Шри-Ланка — планируют выходить в этом году на юридические договоренности с "Росатомом" о создании атомных мощностей.
Уверен, что независимая линия, направленная на развитие энергетических интересов большинства стран, позволит России удержать запас глобального лидерства и увеличения международных проектов.
Мировое ядерное сообщество практически не разорвало отношения, и независимо от национальной принадлежности мы продолжаем развивать атомную энергетику. Да, очень сильно политическое давление. Но наша мировая ядерная семья продолжает работать, чтобы сделать нашу планету чище, а человечество — чуть более счастливым".
Рынок становится все более глобальным
Леонид Михельсон, председатель правления, член совета директоров ПАО "НОВАТЭК":
"Сегодня потребление газа в мире составляет порядка 4 трлн кубометров, из них более 1 трлн кубометров приходится на межстрановой экспорт (60% трубопроводный и 40% СПГ). Потребление газа в мире растет небольшими темпами — на 1,5–1,8% в год. Но 80% этого роста обеспечивает потребление сжиженного природного газа (СПГ).
Ожидается, что к 2030 году потребление СПГ достигнет 800 млрд кубометров, а к 2040 году — под 1 трлн кубометров.
Рынок СПГ становится все более глобальным, похожим на рынок нефти. Условия работы на нем постепенно меняются в пользу потребителей. Если раньше долгосрочные контракты заключались на 20–25 лет, то сейчас рассматриваются на 10–15 лет. Из контрактов на поставки СПГ исчезают запреты на его перепродажу.
В прошлом году резко вырос спрос в Европе — на 60 млрд кубометров (68% к предыдущему году). Но в дальнейшем спроса в этом регионе не ожидается. Спрос растет в Китае, Индии.
Главная задача для нас как производителей — быть конкурентоспособными и иметь низкую себестоимость.
В этом году "НОВАТЭК" вводит морские перевалочные комплексы в Мурманске и на Камчатке и планирует развивать торговлю в этих хабах.
Также в этом году будет запущена первая линия Арктик СПГ-2. Она позволяет сократить затраты на сжижение при освоении арктических запасов. Все это нацелено на то, чтобы снизить себестоимость и сделать проекты максимально конкурентоспособными в любой точке мира.
По мере ввода проектов, покрывающих спрос по доступной цене, рынок стабилизируется, спрос на газ продолжит расти. Цены должны снизиться. А энергобалансы стран будут рассматривать более правильные с точки зрения экологии атомную генерацию и генерацию на газе.
Россия обладает крупнейшими запасами газа, но доля страны на мировом рынке СПГ составляет менее 9%. В тройке лидеров: Америка, Катар, Австралия. Считаю, что Россия имеет возможность и должна войти в эту тройку и занять долю рынка, соответствующую своим запасам в 20% и более.
Рост потребления СПГ делает газовый рынок более глобальным. А гарантировать покрытие спроса могут только инвестиции в отрасль. Не имеет значения, где будет построен завод СПГ, каждый проект будет обеспечивать какую-то долю мирового спроса. И при этом без международной кооперации самостоятельно реализовывать проект сегодня не может ни одна страна в мире. Поэтому доступность этой кооперации, объединение усилий производителей СПГ, финансовых институтов, судостроителей и будут определять, насколько стабильным и предсказуемым будет газовый рынок".

Теги: НОВАТЭК