Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
Минудобрения: комбинаты нахимичили рост.
22.02.2019, 12:28
Новости
Отправители минудобрений порадовали железнодорожников: объемы их погрузки увеличились в 2018-м до 59,2 млн т, что на 3,7% больше по сравнению с предыдущим годом.
Ввиду ограниченности внутреннего рынка производство минудобрений в РФ традиционно ориентировано на экспорт. Однако в 2018 году их погрузка на сети РЖД прирастала не столько за счет экспорта, сколько благодаря внутренним маршрутам (+1,3% и +7,6% к 2017 г. соответственно). Тем не менее экспорт минудобрений по-прежнему остается важным элементом в стратегии развития отечественных химзаводов, так как позволяет гарантировать сбыт и хеджировать риски. Вот только в этом сегменте действовали разнонаправленные тренды.
С одной стороны, в 2018 году высокие цены на уголь, основное сырье для производства карбамида в Китае, помогли создать общий благоприятный фон для продаж российских минудобрений по достаточно привлекательным ценам на мировом рынке. При этом НДС при их ввозе снижен до 10%, ставки таможенных пошлин на экспорт азотных, калийных и фосфорных удобрений обнулены. Это сделало китайский рынок привлекательным для российских поставщиков. Они успешно выстраивали продажи и в других странах. Появились и новые рынки. Например, в конце прошлого года минудобрения из РФ стали поступать в государства Африки.
С другой стороны, в некоторых ареалах сбыта они столкнулись с барьерами. Например, в ЕС введен единый таможенный тариф на минеральные удобрения в размере 6,5% и антидемпинговые пошлины на поставку российской аммиачной селитры. В Индии – единая импортная пошлина в 5% на все виды минеральных удобрений. Для большинства крупных российских компаний действует запрет экспорта на Украину.
К тому же обострилась конкуренция по качеству и ассортименту реализуемой за рубежом продукции. Все это вместе взятое и привело в прошлом году к весьма умеренным темпам роста экспортной погрузки минудобрений на сети РЖД.
Продажи за рубеж сдерживала еще и экспортная надбавка в железнодорожном тарифе. "Ранее в РЖД обещали скидки за увеличение объемов перевозок по железным дорогам. Производители минудобрений основывали на этом свои инвестпрограммы, которые оценивались в 1 трлн руб. до 2025 года. Теперь они вынуждены корректировать свои планы ежегодно, что осложнит реализацию этих программ", – отметил президент РАПУ Андрей Гурьев.
На рынке РФ в прошлом году вновь был отмечен рост производства продукции АПК, что привело к дополнительному спросу на минудобрения. Кроме того, на внутренних маршрутах можно было сэкономить на логистике. Правда, и здесь потребители хотят получить высокоэффективный, экологически чистый и относительно недорогой товар. Поэтому объемы погрузки минудобрений все теснее становятся увязанными с проектами по внедрению наилучших из доступных в РФ технологий при модернизации цехов и развитию новых мощностей. В частности, в 2017–2018 гг. были запущены дополнительные производства аммиака (мощностью 760 тыс. т в год) и карбамида (500 тыс. т в год). С учетом модернизированных в 2018-м агрегатов по выпуску того же аммиака это позволило нарастить производство азотных и сложных удобрений, сообщили в РАПУ.
Основные объемы перевозили по сети РЖД – как сырье в цистернах, так и готовую продукцию в минераловозах. При этом отправители стали жаловаться на нехватку специализированного подвижного состава. А технологию перевозок минудобрений в полувагонах с упаковкой в биг-беги используют лишь на ряде маршрутов. Причина – массовое списание минераловозов, которое началось, по данным ИПЕМ, именно в 2018 году. А их закупки активизировались позднее. Например, взятые КАО "Азот" в лизинг 300 хопперов с кузовами повышенной вместимости поступят на сеть только в 2019-м.
Вместе с тем расширение производства не всегда приводило к увеличению именно железнодорожной погрузки.
К примеру, группа "ФосАгро" в 2018 году начала доставлять свою продукцию для российских аграриев по реке из порта АО "Апатит" в Череповце на баржах. Ранее по водным путям везли только жидкие комплексные удобрения в страны ЕС и Северной Америки по причине некоторых инфраструктурных ограничений по железнодорожному и автомобильному сообщению. Затруднения летом возникли в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах, где на сети РЖД появились заторы и брошенные поезда.
В 2019 году на экспортных направлениях ожидается умеренный рост железнодорожной погрузки минудобрений. Их отправители основную надежду возлагают прежде всего на внутренний рынок. Уточним, что на сети в январе текущего года прибавка в погрузке минудобрений была отмечена в размере 2,1% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
В ИПЕМ ожидают, что и в последующие месяцы 2019-го динамика роста сохранится примерно на таком же уровне или, возможно, выше. Ведь прибавке погрузки должно способствовать, в частности, развитие производственных мощностей.
Однако итоговый результат будет во многом зависеть от укрепления взаимодействия предприятий с Минсельхозом России и регионами, а также от эффективности механизмов господдержки, разрабатываемых сейчас Минпромторгом. При благоприятных обстоятельствах на внутреннем рынке потребление минудобрений в течение ближайших 2–3 лет увеличится до 6,5–7 млн т в год.
Ввиду ограниченности внутреннего рынка производство минудобрений в РФ традиционно ориентировано на экспорт. Однако в 2018 году их погрузка на сети РЖД прирастала не столько за счет экспорта, сколько благодаря внутренним маршрутам (+1,3% и +7,6% к 2017 г. соответственно). Тем не менее экспорт минудобрений по-прежнему остается важным элементом в стратегии развития отечественных химзаводов, так как позволяет гарантировать сбыт и хеджировать риски. Вот только в этом сегменте действовали разнонаправленные тренды.
С одной стороны, в 2018 году высокие цены на уголь, основное сырье для производства карбамида в Китае, помогли создать общий благоприятный фон для продаж российских минудобрений по достаточно привлекательным ценам на мировом рынке. При этом НДС при их ввозе снижен до 10%, ставки таможенных пошлин на экспорт азотных, калийных и фосфорных удобрений обнулены. Это сделало китайский рынок привлекательным для российских поставщиков. Они успешно выстраивали продажи и в других странах. Появились и новые рынки. Например, в конце прошлого года минудобрения из РФ стали поступать в государства Африки.
С другой стороны, в некоторых ареалах сбыта они столкнулись с барьерами. Например, в ЕС введен единый таможенный тариф на минеральные удобрения в размере 6,5% и антидемпинговые пошлины на поставку российской аммиачной селитры. В Индии – единая импортная пошлина в 5% на все виды минеральных удобрений. Для большинства крупных российских компаний действует запрет экспорта на Украину.
К тому же обострилась конкуренция по качеству и ассортименту реализуемой за рубежом продукции. Все это вместе взятое и привело в прошлом году к весьма умеренным темпам роста экспортной погрузки минудобрений на сети РЖД.
Продажи за рубеж сдерживала еще и экспортная надбавка в железнодорожном тарифе. "Ранее в РЖД обещали скидки за увеличение объемов перевозок по железным дорогам. Производители минудобрений основывали на этом свои инвестпрограммы, которые оценивались в 1 трлн руб. до 2025 года. Теперь они вынуждены корректировать свои планы ежегодно, что осложнит реализацию этих программ", – отметил президент РАПУ Андрей Гурьев.
На рынке РФ в прошлом году вновь был отмечен рост производства продукции АПК, что привело к дополнительному спросу на минудобрения. Кроме того, на внутренних маршрутах можно было сэкономить на логистике. Правда, и здесь потребители хотят получить высокоэффективный, экологически чистый и относительно недорогой товар. Поэтому объемы погрузки минудобрений все теснее становятся увязанными с проектами по внедрению наилучших из доступных в РФ технологий при модернизации цехов и развитию новых мощностей. В частности, в 2017–2018 гг. были запущены дополнительные производства аммиака (мощностью 760 тыс. т в год) и карбамида (500 тыс. т в год). С учетом модернизированных в 2018-м агрегатов по выпуску того же аммиака это позволило нарастить производство азотных и сложных удобрений, сообщили в РАПУ.
Основные объемы перевозили по сети РЖД – как сырье в цистернах, так и готовую продукцию в минераловозах. При этом отправители стали жаловаться на нехватку специализированного подвижного состава. А технологию перевозок минудобрений в полувагонах с упаковкой в биг-беги используют лишь на ряде маршрутов. Причина – массовое списание минераловозов, которое началось, по данным ИПЕМ, именно в 2018 году. А их закупки активизировались позднее. Например, взятые КАО "Азот" в лизинг 300 хопперов с кузовами повышенной вместимости поступят на сеть только в 2019-м.
Вместе с тем расширение производства не всегда приводило к увеличению именно железнодорожной погрузки.
К примеру, группа "ФосАгро" в 2018 году начала доставлять свою продукцию для российских аграриев по реке из порта АО "Апатит" в Череповце на баржах. Ранее по водным путям везли только жидкие комплексные удобрения в страны ЕС и Северной Америки по причине некоторых инфраструктурных ограничений по железнодорожному и автомобильному сообщению. Затруднения летом возникли в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах, где на сети РЖД появились заторы и брошенные поезда.
В 2019 году на экспортных направлениях ожидается умеренный рост железнодорожной погрузки минудобрений. Их отправители основную надежду возлагают прежде всего на внутренний рынок. Уточним, что на сети в январе текущего года прибавка в погрузке минудобрений была отмечена в размере 2,1% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
В ИПЕМ ожидают, что и в последующие месяцы 2019-го динамика роста сохранится примерно на таком же уровне или, возможно, выше. Ведь прибавке погрузки должно способствовать, в частности, развитие производственных мощностей.
Однако итоговый результат будет во многом зависеть от укрепления взаимодействия предприятий с Минсельхозом России и регионами, а также от эффективности механизмов господдержки, разрабатываемых сейчас Минпромторгом. При благоприятных обстоятельствах на внутреннем рынке потребление минудобрений в течение ближайших 2–3 лет увеличится до 6,5–7 млн т в год.
Похожие новости: