В Финляндии заявили о росте цен на газ из-за аварии в Балтике.
Авария на газопроводе Balticconnector между Эстонией и Финляндией в октябре 2023 года привела к значительному росту цен на газ в Суоми. При этом на эстонско-латвийском газовом рынке стоимость голубого топлива, напротив, упала, сообщил в беседе с телерадиовещательной корпорацией ERR член правления эстонской компании Baltic Energy Partners и энерготрейдер Марко Алликсон.
В ночь на 8 октября прошлого года газопровод Balticconnector был отключен из-за повреждения, которое было зафиксировано на глубине около 60 м. Газовая магистраль следует от эстонского города Палдиски до финского Инкоо. По словам тогдашнего президента Финляндии Саули Ниинисте, труба была повреждена "в результате внешних воздействий". Глава МИД Финляндии Элина Валтонен заявила, что считает "маловероятным" стечение обстоятельств, при котором кто-то случайно повредил газопровод Balticconnector в Балтийском море.
В настоящее время расследование инцидента все еще продолжается. Следствие считает наиболее вероятной версию о том, что газопровод повредил якорь судна китайской компании Newnew Polar bear, которое шло под флагом Гонконга из Калининграда в Санкт-Петербург. Финляндия сотрудничает с Китаем в расследовании происшествия.
"Газ, который планировалось транспортировать из латвийского газохранилища [в Инчукалнсе, где хранилось запланированное для Суоми топливо] в Финляндию, после аварии на Balticconnector участникам рынка пришлось продавать в основном в странах Балтии или Польше. Поэтому в странах Балтии действительно заметен некоторый избыток предложения и снижение цен", — объяснил председатель правления эстонской энергетической компании Eesti Gaas Маргус Каазик.
Финская государственная энергетическая компания Gasum подтвердила, что местные цены на газ обогнали цены в Европе и странах Балтии на несколько десятков евро за мегаватт-час. Из-за аварии на Balticconnector эстонским поставщикам газа пришлось "значительно пересмотреть свои планы поставок газа финским клиентами", отмечает ERR.
Для транспортировки газа в Финляндию пришлось пускать дополнительные танкеры-газовозы в Инкоо. Зимой такой способ доставки голубого топлива стал проблемой из-за льда. "В будущем импортеры СПГ тоже вряд ли будут рисковать зимними поставками в Финляндию без наличия танкеров-газовозов соответствующего ледового класса, что усложняет мотивирование обычных поставок СПГ в Финляндию в зимний период", — добавил Марко Алликсон.