Налоговые выплаты нефтегазовых компаний в бюджет должны вырасти на 30 процентов.
Ожидается, что в 2024 году нефтегазовые компании перечислят в бюджет 11,5 трлн рублей (из 35,06 трлн рублей всех запланированных доходов). Это на 30 процентов больше, чем от них было получено в 2023 году - 8,8 трлн рублей, и сопоставимо с результатами рекордного 2022 года. Тогда в казну из отрасли пришло 11,59 трлн рублей - максимальный показатель за всю историю России.
В 2022 году в этой сумме оказалось 5,1 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов, то есть базовые значения были значительно ниже. В ожидаемом показателе на этот год на дополнительные доходы приходится только 1,8 трлн руб., а увеличение выплат из отрасли относительно 2023 года - 2,7 трлн руб.
Обеспечить такой рост поступлений в казну возможно тремя способами. Первый путь - за счет увеличения объемов добычи, именно с нее платятся основные нефтегазовые налоги. Второй - доходы могут вырасти в результате подорожания котировок барреля, поскольку налоги платятся из расчета стоимости нефти российского сорта Urals. Третий путь - поднять налоги. Есть, конечно, еще вариант с ослаблением курса рубля, но такой сценарий совсем маловероятен.
Особенного роста добычи нефти и газа в следующем году никто не ожидает. Россия продолжает участвовать в сделке ОПЕК+, а ее условия не позволяют неконтролируемо увеличить добычу нефти. Добыча газа и вовсе снизилась из-за падения объемов экспорта в Европу. Базовые ожидания на 2024 год - 666,7 млрд кубометров, что менее чем на 5% превышает показатели 2023 года.
Да и не приносит газовая отрасль таких доходов, чтобы обеспечить запланированный рост. Ее рекорд, поставленный в том же 2022 году, - 1,9 трлн рублей с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), из которых 1,2 трлн руб. - дополнительные выплаты "Газпрома" со сверхдоходов, полученных в результате рекордных биржевых цен на газ в Европе. Основная нагрузка всегда ложилась на нефть.
Мы потеряли 120 млрд кубометров экспорта газа в Европу с 2021 года, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В 2022 году удалось компенсировать потери за счет высоких биржевых цен на газ, которые продержались до середины 2023 года. Сейчас они упали, а "Газпром" с начала 2023 до конца 2025 года ежемесячно платит повышенный НДПИ - на 50 млрд руб. ежемесячно. Больше с него уже не взять, прыгнуть выше головы не получится, считает эксперт.
Что касается мировых котировок нефти, то сейчас они колеблются в диапазоне 75-85 долларов за баррель эталонного сорта Brent. Назвать их высокими никак нельзя. А наша нефть ко всему этому продается с дисконтом к Brent, который в прошлом году колебался от 35 до 10 долларов с барреля.
Как отмечает Симонов, предсказывать цены на нефть - дело неблагодарное, но, по-видимому, в этом году они не будут трехзначными. Причины две. Выборы в США, до них действующая власть в Вашингтоне будет всеми силами сбивать рост котировок. Вторая причина - общая турбулентность мировой экономики на востоке и на западе, что препятствует росту спроса на нефть. В рекордном по доходам бюджета 2022 году цены на нашу нефть были все же достаточно высокими. А сейчас, несмотря на все наши успехи в противодействии западным санкциям, издержки из-за них остаются очень высокими. Да, дисконт на нашу нефть сейчас всего около 15 долларов с барреля, но относительно котировок Brent она торгуется в районе 60-65 долларов за баррель. В бюджете заложена цена 71,3 доллара за баррель.
Налоги для нефтедобывающих компаний с начала этого года и так повысились. Другое дело, что сейчас цена нашей нефти для уплаты налогов формируется исходя из среднего значения сделок по ее покупке-продаже в российских портах Балтики и Черного моря с учетом транспортировки до европейских стран Средиземноморья или Роттердама (Нидерланды). Но мы сейчас возим нефть в Китай и Индию, а в Европу совсем не возим. При поставках в Турцию здесь у поставщиков может быть даже выгода, но в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) из наших западных портов доставка значительно дороже. В прошлом году около 78% экспорта нефти из России пришлось на страны АТР.
С точки зрения Симонова, в нефтянке достигнут уже предельный уровень налоговой нагрузки. Доказательство этому - неудачный эксперимент с демпфером (в сентябре 2023 года был сокращен размер компенсаций из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных, что привело к резкому росту стоимости бензина и дизеля в опте и рознице). Чудес не бывает, сейчас любое повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль приведет к росту цен на топливо, считает эксперт.
По его мнению, схожая ситуация с газом. В случае роста налогов "Газпрому" придется лоббировать повышение оптовых цен на газ для промышленности, а возможно, и рост тарифов для населения. Единственная отрасль, которая еще не обложена фискальными выплатами "выше крыши", - производство и экспорт сжиженного природного газа (СПГ), считает эксперт.
Но учитывая, что США объявили санкционную войну нашим новым СПГ-проектам, а расширение производства СПГ - способ монетизировать наши запасы газа после падения трубопроводного экспорта в Европу, решение обложить эту сферу налогами едва ли окажется дальновидным. Отрасль пока не встала твердо на ноги, а планы по ее развитию весьма амбициозные.