На повестке дня — оценка ресурсов углеводородов. .
Новая карта перспектив нефтегазоносности территорий в России появится в 2025 году. Почему такой документ необходим и какие регионы могут порадовать нефтяников и газовиков богатыми запасами углеводородов — разбиралась журналист "ЭПР".
Два года на новую карту
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института (ВНИГНИ) недавно заявили о планах разработки новой актуальной карты территорий, которые могут быть перспективными, по их мнению, с точки зрения обнаружения нефти и газа. Ученые предполагают завершить работы по подготовке подобного рода документа в 2025 году (стоит отметить, что такая карта была составлена в 2020 году). Как пояснил представителям СМИ генеральный директор ВНИГНИ Павел Мельников на одном из последних мероприятий на площадке Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, необходимость появления карты нефтегазоносности связана в первую очередь с изменением границ, от которых зависят и объемы ресурсов. А перевод значительной части данных в цифровой формат дает возможность проводить их ежегодное обновление.
Он также напомнил о том, что количественная оценка ресурсов углеводородов в России происходит с определенной периодичностью для выполнения прогнозов и понимания стоимости лицензионных участков для недропользователей. За основу берутся данные 2017 года, и если принимать их во внимание, то запасы углеводородов в России равны в общей сложности 317 млрд тонн. В эту цифру ученые включили как накопленную добычу и практические запасы, так и предполагаемые запасы сырья. Благодаря этой оценке и была составлена карта перспектив нефтегазоносности. И уже после появления этой карты отраслевики освоили новые месторождения, включая масштабное Пайяхское месторождение в Красноярском крае.
Цели и задачи
Как пояснил "ЭПР" заведующий кафедрой менеджмента РАНХиГС (Санкт-Петербург) Игорь Сергеев, карты прогноза на нефть и газ составляются для территорий нефтегазоносных провинций для оценки начальных суммарных ресурсов углеводородов. При их создании используются данные, полученные в результате проведения геологических, геофизических и геохимических исследований. Эти работы, где основное место занимают сейсморазведка и параметрическое бурение, выполняются специализированными государственными организациями и предприятиями на региональном этапе изучения недр, предшествующем поисково-оценочному этапу, на котором уже подключаются и негосударственные компании.
"Регулярно обновляемые карты нефтегазоносности нужны профильным государственным органам для определения стоимости участков недр, предоставляемых недропользователям для их дальнейшей разведки и разработки. А также для долгосрочного планирования социально-экономического развития регионов, на которых располагаются нефтегазовые месторождения. Кроме этого, они требуются компаниям, осуществляющим разведку и добычу нефти и газа для планирования своей деятельности по освоению месторождений", — пояснил специалист.
В связи с тем что за последние годы себестоимость разведочных работ и бурения выросла практически в два раза, ошибочное или преждевременное решение о начале процесса — слишком дорогой промах. Поэтому прогнозы и оценка рисков — незаменимая вещь в работе компаний-недропользователей.
Итоги как минимум сейсморазведки или параметрического бурения позволяют недропользователям гораздо легче принимать решение по выходу в те или иные регионы.
"Освоение нефтегазовых месторождений в удаленных и геологически малоизученных регионах — высокорисковый и капиталоемкий бизнес. Частные инвесторы начинают вкладывать деньги в разведку и добычу углеводородов тогда, когда имеют надежные предварительные геологические данные, полученные на региональном этапе геологоразведочных работ. Поэтому при выполнении работ по региональному этапу основное внимание уделяется регионам: во-первых, которые, по научным прогнозам, являются перспективными на нефть и газ; во-вторых, где целесообразно с точки зрения национальной экономики начинать масштабное освоение ресурсов углеводородов", — резюмировал Сергеев.
Перспективные регионы
В настоящее время к наиболее перспективным районам с точки зрения нефтегазоносности можно отнести север Красноярского края, Якутию, восточную часть арктического континентального шельфа, уверен Сергеев.
И именно на этих территориях, считают ученые, следует сосредоточить основное внимание в ближайшее время.
Правда, предупредили специалисты, здесь придется столкнуться с некоторыми трудностями. К примеру, на севере Красноярского края изучение возможностей территории сопряжено с определенными трудностями, в том числе в выборе методов из-за сложного рельефа. А изучение севера Якутии тормозит отсутствие инфраструктуры — дорог, жилья и так далее. Интерес для изучения представляют собой территории на Кавказе, на шельфе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.
Сейчас в поле зрения сотрудников ВНИГНИ попал аномальный разрез Баженовской свиты, где обнаружены аномальные зоны. В последних кроме низкопроницаемых пластов в процессе исследования выявились нефтенасыщенные песчаники.
По словам Павла Мельникова, было выполнено бурение скважины "Заозерная", расположенной в Карабашской зоне Западной Сибири, после чего планируется провести работы по интенсификации притоков.
"Притока при обычном испытании получить не удалось, будем проводить работы по интенсификации, небольшой гидроразрыв", — пояснил он, заметив, что работы в этом направлении стартуют предстоящей зимой.
В зоне внимания — запасы
Много или мало остается в России запасов нефти и газа? Простого ответа на этот сложный вопрос до сих пор нет.
"По коэффициенту R/P (отношение доказанных запасов к объему годовой добычи) нефти в России хватит ориентировочно на 25–30 лет, природного газа — примерно на 60 лет. Но это весьма условные данные. Во-первых, кроме запасов (которых, кстати, несколько видов) есть еще ресурсы углеводородов, многие из которых со временем переходят в категорию запасов. Во-вторых, меняются годовые объемы добычи, внедряются новые, более эффективные технологии.
Выбрать из недр все углеводороды невозможно технически. Они изначально находятся не в готовом к отгрузке потребителям виде (например, товарную нефть еще надо произвести из нефтесодержащей жидкости), различаются по химическому составу, часто расположены на больших глубинах, в местностях со сложными геологическими условиями и так далее. Это и по экономическим соображениям делать не всегда целесообразно", — поделился своим мнение Сергеев.
Нина Ерофеева, начальник Управления нефти, газа, подземных вод и сооружений Роснедр на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию по итогам работы в 2022 году и приоритетным направлениям развития, прошедшем весной, сообщила, что по углеводородному сырью Республика Саха (Якутия) остается одним из перспективных регионов, где происходят открытия крупных и уникальных месторождений углеводородов. Также оцениваются перспективными Ямало-Ненецкий автономный округ и Красноярский край.
По ее словам, в 2023 году прогнозируется полное воспроизводство запасов по нефти и конденсату на уровне 550 млн тонн (напомним, что уникальными считаются месторождения с запасами более 300 млн тонн нефти), по газу — на уровне 650 млрд куб. м. Объем суммарных затрат на геологоразведку углеводородов со стороны недропользователей в 2023 году может превысить 300 млрд рублей.