Энергостратегия-2050: время расставлять приоритеты.
Работу по актуализации Энергетической стратегии России до 2050 года Минэнерго планирует завершить до конца 2023 года. Однако четкого понимания того, какие изменения могут быть внесены в документ и как он будет реализовываться на практике, пока нет.
Сроки принятия Энергостратегии-2050, которая в большей степени является декларативным документом, нежели руководством к действию, неоднократно переносились. Минэнерго объясняет это большим количеством неопределенностей в отрасли. Последнее связано с санкциями западных стран в отношении России, которые привели к перебоям в поставках энергоносителей и росту мировых цен на них. Одним из вариантов выхода из мирового энергетического кризиса могло бы быть восстановление естественных цепочек поставок топлива, но без участия России в этом процессе добиться желаемого результата невозможно.
Приоритеты и ориентиры
Организации и федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в корректировке Энергостратегии-2050, сейчас направляют в Минэнерго свои предложения, которые проходят детальную проработку с учетом национальных целей развития страны и ложатся в основу нескольких сценариев будущего документа.
На днях Российское энергетическое агентство Минэнерго провело экспертную сессию, где представители ведущих энергетических компаний страны обменялись мнениями о возможном образе будущего российской электроэнергетики с учетом устоявшихся и формирующихся трендов, уровня развития и доступности технологий, меняющейся структуры потребителей и их требований к энергообеспечению.
По словам заместителя генерального директора РЭА Минэнерго Алексея Конева, основная задача заключается в генерации и практической реализации тех идей, которые позволят обеспечить устойчивое развитие как электроэнергетики, так и потребителей энергии и энергомашиностроителей.
"Такой подход позволит быть более гибкими, адаптивными и проактивными в достижении общей цели — дальнейшего развития экономики России", — полагает он.
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов все же немного приоткрыл завесу тайны готовящихся поправок, сообщив, что ключевая роль в энергетике страны будет отведена Дальнему Востоку.
Уголь со счетов не сбросят
Пока идет оценка и анализ поступающих предложений, в Минэнерго пояснили, что, к примеру, говорить об изменениях топливно-энергетического баланса РФ в части угольной промышленности (речь идет о добыче и потреблении энергетических углей, а также иных видов топлива) преждевременно. Хотя в июле на заседании комиссии по энергетике Госсовета РФ была затронута тема роста доли угольной генерации в энергобалансе России с 13% до 15%. Тогда как ранее в одном из обсуждаемых сценариев развития энергетики говорилось о снижение доли угля в генерации до 9,8% к 2035 году и 4,9% к 2050 году.
С аналогичным прогнозом два года назад выступал и министр экономического развития Максим Решетников, представляя проект стратегии "низкоуглеродного развития" до 2050 года. Согласно ему в течение 10 лет из эксплуатации должны были быть выведены 22 угольные станции мощностью 14 ГВт, 25 ТЭЦ перей-ти на газ, а целый ряд угледобывающих предприятий и вовсе закрыты.
Теперь же специалисты не скрывают опасений по поводу того, что уменьшение доли угля в генерации обернется настоящей угрозой энергетической безопасности. Поскольку угольная генерация — стабильна, надежна и энергоэффективна, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока, где находятся месторождения полезного ископаемого.
УРУТ просят откорректировать
В своих предложениях по изменению Энергостратегии-2050 "Совет производителей энергии" (СПЭ) акцентирует внимание на необходимости скорректировать целевые значения показателя эффективности производства электроэнергии. Речь идет о показателе удельного расхода условного топлива (УРУТ) на отпуск электроэнергии.
Если в 2019 году средний УРУТ на ТЭС в РФ был равен 306,2 грамма условного топлива на 1 кВт•ч (гут/кВт•ч), то по действующей энергостратегии он должен снизиться до 285 гут/кВт•ч на 2024 год и 255 гут/кВт•ч на 2035 год. Но маловероятно, что удастся добиться подобной динамики, учитывая действующие санкционные ограничения. А также невозможность серийного производства газовых турбин средней и большой мощности в РФ, закрытие энергоблоков, работающих на зарубежных турбинах, поскольку иностранные компании-производители отказали в сервисе оборудования.
В РФ работают около 1,7 тысячи иностранных турбин различной мощности. Вступившие в силу летом 2023 года ограничения запрещают компаниям США ремонтировать и обслуживать газовые и паровые турбины на российских ТЭС.
По мнению представителей СПЭ, в процессе подготовки Энергостратегии-2050 Минэнерго следует еще раз оценить планы машиностроителей по производству турбин и их фактические возможности. Еще одно обязательное условие развития отрасли, которой предстоит избавиться от неэффективного энергооборудования, заключается в обозначении источников финансирования и повышении инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса.
Очевидно, что до тех пор, пока в России не будет налажено массовое производство турбин, добиться прогнозируемых показателей от энергетиков будет практически невозможно.
От теории к практике
Эксперты отрасли не испытывают особого оптимизма по поводу любых долгосрочных стратегий. Достаточно вспомнить, что последний вариант правительственной Энергетической стратегии, рассчитанной до 2035 года и утвержденной кабмином летом 2020 года, прожил меньше двух лет. Весной 2022 года Президент РФ Владимир Путин отметил необходимость обновления документа, так как к тому времени стало ясно, что отказ европейцев от российских энергоносителей будет носить долгосрочный характер. В связи с этим цифры прогнозов в горизонте 15 лет существенно "поплыли".
Анонсируя работу по обновлению стратегии, глава государства обозначил два основных приоритета: расширение программы газификации российских регионов и обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами по приемлемым ценам.
Нынешняя ситуация, следствием которой стало значительное изменение инфраструктурных, логистических, финансовых условий существования российского ТЭКа, заставляет искать новые способы реализации задач, заложенных в Энергостратегию-2050. Не исключено, что особое внимание будет уделено АЭС и ГЭС.
Отраслевые задачи
Развитие гидроэнергетики становится особенно актуальным направлением, так как она представляет собой низкоуглеродный, устойчивый и технологически независимый вид генерации — ведь все основное оборудование выпускается в России. Как отрасль гидроэнергетика создает условия для роста экономики, освоения и развития территорий, приносит комплексные экономические, экологические и социальные эффекты.
Поэтому необходимо определить целевую долю гидроэнергетики и низкоуглеродных источников в обновленной версии энергостратегии, параллельно обозначив задачи по развитию инфраструктуры отрасли и меры государственной поддержки для реализации проектов строительства гидроэнергетических объектов и обеспечения окупаемости инвестиций. Особый акцент — на развитии малой гидроэнергетики, в том числе в части спроса.
По мнению представителей СПЭ, в процессе подготовки Энергостратегии-2050 Минэнерго следует еще раз оценить планы машиностроителей по производству турбин и их фактические возможности.
Поскольку речь идет о корректировке, а не о масштабных изменениях в Энергостратегии-2050, то логично предположить, что поставленные задачи по отраслям в целом останутся либо переживут легкую трансформацию.
Так, для нефтегазового комплекса была поставлена цель ускорить развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии, ускорить реализацию инфраструктурных проектов на азиатском направлении, нарастить добычные, транспортные и перерабатывающие мощности в Арктике и на Дальнем Востоке.
А для поступательного развития электроэнергетики важно обеспечить надежность энергообеспечения, упростить доступ к энергетической инфраструктуре, поддержать низкоуглеродную генерацию.
Главная задача угольной отрасли — поиск новых рынков сбыта, решение сложнейших логистических проблем, разработка новых маршрутов транспортировки.
Аналитики рынка сходятся во мнении, что обновленный вариант Энергостратегии-2050 должен быть сосредоточен на рисках и возможностях при разных сценариях развития событий. Также важно определить приоритеты для наращивания производства тех или иных видов энергоносителей, а также сформулировать четкие ориентиры для регионального развития.