Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Технологии на замену: как санкции подстегнули импортозамещение в нефтегазовой отрасли.

В условиях санкций отечественная промышленность в первую очередь прикладывает усилия к тому, чтобы сохранить уже имеющиеся позиции. В сложившейся ситуации, казалось бы, не до новых технологий, однако, именно сейчас у российских инновационных предприятий появляется возможность расширить свое присутствие на внутреннем рынке.
Нефтегазовый сектор играет большую роль в отечественной экономике. За счет средств, полученных от продажи российской нефти, формируется почти половина федерального бюджета страны. Так, в первой половине 2022 года по данным Счетной палаты доля нефтегазовых доходов в нем составила 45,5%. Сегодня отрасли приходится в кратчайшие сроки адаптироваться к технологическим санкциям, включающим эмбарго на поставки в Россию оборудования и технологий для нефтедобычи и нефтепереработки, решать задачи импортозамещения, искать новые рынки сбыта.
К санкциям нефтегазовой индустрии не привыкать. Первые ограничения на экспорт в Россию нефтегазового оборудования были введены в 2014 году. С тех пор доля отечественного оборудования для нефтегазового сектора, по данным Минпромторга, выросла с 40 до 60%. Государство вложило в развитие технологий и создание новых производств порядка 18 млрд рублей, а в целом объем инвестиций составил 315 млрд рублей. Итоги скромные, но они есть, отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, выступая на Национальном нефтегазовом форуме — 2022. Среди приоритетных направлений импортозамещения в нефтегазовой отрасли — производство оборудования для сжижения природного газа, создание флота ГРП – российского мобильного комплекса для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, технологии для освоения шельфовых ресурсов и морской геологоразведки, разработка катализаторов для нефтехимии.
Полностью заместить импортное оборудование для нефтегаза отечественными аналогами вряд ли возможно, полагают эксперты. Часть технологий и комплектующих придется импортировать из дружественных стран. Тем не менее новый виток санкций — это шанс для российских инновационных предприятий расширить свое присутствие на внутреннем рынке.
Тонкости бурения, цифровые двойники и технологии для безлюдного производства
В свою очередь российским инноваторам есть, что предложить отрасли. Так, компания-участница Московского инновационного кластера "Аэрогаз" создает технологии для подготовки, переработки и эффективного использования газа. В частности, разработаны решения, которые помогают извлекать из попутного нефтяного газа пропан-бутан, используемый для заправки автомобилей, обогрева помещений и электрогенерации.
При добыче нефти в России сжигают порядка 20 млрд кубов попутного газа в год. Этот объем сопоставим с тем, что вся Европа расходует на отопление в течение месяца, отмечают эксперты, в то время как его можно было бы использовать, например, для нужд месторождений.
"Аэрогаз" — российская компания, которая проектирует и изготавливает внутритрубные сепараторы, эжекторы и установки на их основе. Внутритрубные сепараторы — это устройства, которые помогают очищать газ от жидкости. Такие установки довольно компактные: они могут применяться под водой и на морских платформах, где не много места. Также сепараторы не требуют фундаментов и площадок обслуживания. Ими можно управлять удаленно, а значит, использовать на безлюдных месторождениях. При этом, оборудование может работать в более широком диапазоне, чем зарубежные аналоги. Дело в том, что на вход сепаратора подается газовый поток с определенными параметрами, с учетом которых устройство удаляет влагу из газа. Параметры эти могут меняться – как в течение суток, так и за год. Специалисты компании разработали устройства, которые могут работать при самых разных значениях.
Разработкой инновационных решений для нефтегазовой промышленности также занимается российская компания "Перфобур", производящая оборудование для радиального вскрытия пласта по контролируемой траектории. Работа может вестись в вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважинах с глубиной более 3000 метров. Все комплектующие – российские, что решает проблемы с ремонтом и обслуживанием оборудования.
Еще одна отечественная разработка — гидродинамический симулятор "Роснефти" "РН-КИМ", благодаря которому можно создавать "цифровые двойники" нефтегазовых месторождений, моделировать процессы, происходящие в пласте при добыче нефти и газа, различные ситуации на месторождениях, оценивать их последствия.
Другая российская компания – "МАС-Сервис" – предлагает нефтегазовым компаниям решения по цементированию скважин. Одна из ее разработок — эластичные цементы, которые позволяют избежать трещин при обработке скважины или пласта для повышения отдачи нефти или газа.
Малые инновационные предприятия готовы занять ниши, освободившиеся после ухода западных нефтесервисных компаний, создавать новые конкурентоспособные технологии и производить качественные аналоги зарубежного оборудования. Однако для того, чтобы таких компаний становилось в России больше, предстоит решить еще много вопросов, в том числе в сфере государственной поддержки и финансирования.
Трудный путь инноваций
Когда речь идет о продвижении инноваций в России, первая проблема, с которой часто сталкиваются отечественные новаторы, — это источники финансирования. Крупные холдинги неохотно вкладывают средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые необходимы для разработки современного оборудования и технологий. Бизнес не всегда готов рисковать — ему нужны не чертежи, а готовая продукция. Поэтому в поиске финансирования инновационным компаниям приходится обращаться в фонды и к инструментам господдержки. Так, помощь в привлечении финансирования оказывает Московский инновационный кластер. Это площадка, которая позволяет стартапам познакомиться с инвесторами, а инвесторам — получить доступ к проектам, одобренным аналитиками МИК.
Санкции сказались не только на нефтегазовых холдингах, но и на отечественных изобретателях, которые предлагают решения для повышения эффективности и роста добычи нефти. Эта задача для нефтегаза сегодня не совсем актуальна.
В текущей ситуации нефтяные компании больше волнует не увеличение добычи, а поддержание работы действующего оборудования и поиск альтернативы импортным запчастям. Но когда речь идет о фундаментальных инновациях и комплексной модернизации, нефтегазовая промышленность традиционно демонстрирует консервативность. Нефтяные компании отдают предпочтение серийному оборудованию и старым технологиям, несмотря на то, что по характеристикам они уступают инновационным установкам. Отчасти из-за того, что крупный бизнес не всегда устраивают сроки поставки.
Например, компания "Аэрогаз" разрабатывает уникальное оборудование под каждое месторождение, и на этот процесс уходит около года. Нефтегазовые холдинги не всегда могут ждать и зачастую готовы работать только на условиях поставок, соответствующих серийным, а не уникальным разработкам. Это в том числе ограничивает возможности для развития отечественных инновационных компаний.
Однако, несмотря на консервативность нефтегазовой индустрии, санкции — это новые возможности для российских инновационных компаний, готовых предложить решения для нефтяной отрасли и проложить путь к экономическому суверенитету, в том числе в сфере ТЭК. Благодаря новым ограничениям в России могут появиться свои эффективные технологии, а нефтегазовые компании, которые раньше предпочитали работать с зарубежными поставщиками, начнут внимательнее присматриваться к разработкам отечественных новаторов.

Теги: Роснефть