Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Таяние вечной мерзлоты: риски и пути выхода для нефтегазового сектора.

Российская добыча нефти и газа всё больше смещается за Полярный круг. Впрочем, реализация этих проектов может оказаться под угрозой. У буровиков почва в прямом смысле слова может уйти из-под ног. И связано это с таянием вечной мерзлоты.
Таяние вечной мерзлоты уже приносит убытки России
С тем, что глобальное потепление — объективная реальность нашего времени, теперь согласны не только представители науки, но и политики. Сильнее всего повышение температуры на планете ощущается на её полюсах и выражается в быстром таянии льдов и вечной мерзлоты.
Причём скорость этого процесса в два раза превышает ожидания. Такие данные озвучили эксперты США и Канады, входящие в состав межправительственной группы по изменению климата. То есть эта проблема не отдалённого будущего, а то, с чем добытчикам приходится иметь дело прямо сейчас.
Это не может не вызывать тревогу у российских недропользователей, ведь, по оценкам экспертов, 75% нефти и газа в нашей стране добываются в северных регионах, где ещё недавно безраздельно властвовала вечная мерзлота. Все эти проекты, таким образом, оказались в зоне риска.
В том же исследовании от 2020 года говорится, что за предыдущие 15 лет почва в Арктике из-за повышения температуры и "оттаивания" почвы просела на несколько десятков сантиметров. По всей вероятности, эта тенденция не только сохранится, но и усугубится. Так в 2019 году аналитик агентства Bloomberg Джулиан Ли предрекал, что на полуострове Ямал несущая способность грунта может снизиться на 25–50% к 2025 году.
Россия уже несёт финансовые потери от глобального потепления. Если брать общие цифры, то таяние вечной мерзлоты уже привело к повреждению 40% всех зданий, расположенных в северных районах страны. А если говорить о добыче углеводородов, то, по оценкам экспертов, в зоне риска пятая часть всей нефтегазовой инфраструктуры страны, приводит цифры "Лента.ру".
В денежном выражении это более $68 млрд к 2050 году. Заместитель главы Минвостокразвития РФ Александр Крутиков, комментируя ситуацию для РИА "Новости" в 2019 году, предположил, что потенциально убытки для России из-за изменения климата могут составить от 50 до 150 млрд рублей в год.
С каждым годом становится всё больше повреждений в шахтах из-за коррозии, а значит, трещин и утечек. Опоры трубопроводов, ранее надёжно закрепленные в мёрзлом грунте, теперь также подвергаются коррозии и деформируются из-за оседания грунта.
Достаточно вспомнить громкий случай с разливом дизеля в Норильске в 2020 году. Главной причиной катастрофы стало оседание основания резервуара, которое произошло как раз из-за таяния вечной мерзлоты.
Добыча нефти в условиях "тающей мерзлоты"
Означает ли это, что на перспективах добычи углеводородов в условиях "тающей мерзлоты" нужно поставить крест? Ответ: однозначно нет. И сейчас предпринимаются серьёзные усилия для того, чтобы переломить эту ситуацию.
Первое, что приходит в голову — остановить глобальное потепление. Разговоры о сокращении выбросов СО2 на международном уровне ведутся уже несколько лет. И хотя завершившаяся недавно конференция по климату в Глазго не дала однозначных ответов, определенные подвижки в этом направлении есть.
В России также сформулирована задача достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Кроме этого, в стране разрабатывается национальная система мониторинга вечной мерзлоты, сообщает "Лента.ру". Всего планируется построить 140 станций, которые будут включать в себя 30-метровые скважины и специальные датчики.
Впрочем, учёные продолжают спорить, насколько реально остановить процесс таяния льдов Арктики и Антарктиды, и какие усилия для этого нужно приложить. Возможно, что точка невозврата уже позади. Однако и в новых условиях качать нефть и газ возможно, другое дело, что это потребует серьёзных инвестиций, а значит, и вызовет повышение себестоимости продукта.
Российские добывающие компании уже сейчас вкладывают солидные средства в укрепление зданий, мониторинг температуры почвы, системы охлаждения. Уже в 2009 году на поддержание трубопроводов в рабочем состоянии в районах с промерзанием грунта в России тратили 55 млрд рублей, рассказывал руководитель проекта "Гринпис Россия" Владимир Чупров. Однако уже в ближайшие годы эти расходы вырастут и значительно: счет пойдёт уже на миллиарды долларов, считает эколог.
Помимо того, что серьёзные деньги потребуются на укрепление уже имеющихся инфраструктурных и жилых объектов, дороже обойдётся и строительство новых зданий. Так, нужно будет использовать более длинные сваи. Коррективы потребуется внести и в саму технологию добычи. Сейчас внедряется вариант с закачкой аммиака в трубы для охлаждения. Однако это решение имеет высокие экологические риски и в будущем, возможно, придётся искать альтернативные методы.
Очевидно, что отрасль испытывает сильную потребность в новых технологиях, которые помогут снизить себестоимость добычи в условиях "тающей мерзлоты", для того, чтобы бизнес оставался рентабельным. Впрочем, многое будет зависеть и от общей ценовой конъюнктуры на мировом рынке.
Если энергопереход будет происходить быстрее, чем это предполагается сейчас, то перспективы добычи нефти за Полярным кругом станут туманными из-за высокой себестоимости.
Теги: