Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Парк нефтяного бурового оборудования в России требует модернизации.

Буровые установки, как правило, эксплуатируются в непростых и даже суровых климатических условиях. Легкодоступных месторождений в мире становится всё меньше, всё чаще добыча нефти ведётся на морском шельфе или в условиях вечной мерзлоты.
То есть, с одной стороны, вырастает нагрузка на механизмы, а значит, их износ. С другой, новые условия работы требуют и новых инженерных решений. Насколько новым требованиям отвечает парк бурового оборудования российских нефтесервисных компаний?
40% буровых установок произведено в СССР
Несмотря на серьёзные достижения российских нефтяников в последние годы, ситуация на рынке бурового оборудования отнюдь не безоблачная. По мнению специалистов "Газпром нефти", в 2016 году в России было от 1000 до 1600 буровых установок.
При этом 40% из них оказались старше 20 лет. Учитывая, что средний срок службы установки — 25 лет, уже в этом или следующем году значительная доля оборудования потребует замены или глубокой модернизации.
Как изменилась ситуация за эти 5 лет? Судя из обзора "Рынок нефтегазового оборудования: перспективы развития отрасли в условиях пандемии", который составили специалисты аудиторской компании DELOVOY PROFIL, качественного рывка вперёд, к сожалению, не произошло.
Из статистических отчётов Минпромторга РФ можно увидеть, что за последние пять лет количество буровых установок сначала выросло с 1389 штук в 2017 году до 1483 штук в 2019 году, а затем произошло резкое падение до 1360 штук.
Впрочем, по мнению экспертов, это скорее положительное явление, ведь сокращение произошло за счёт вывода из оборота старого оборудования. Несмотря на это, в обзоре отмечается, что на 40% бурового оборудования было произведено ещё в 80-е годы прошлого века и, конечно, на сегодняшний день уже устарело.
Ещё одна тревожная тенденция, по мнению экспертов "Газпром нефти", — сужение свободного рынка бурения. 40% всех буровых установок в 2016 году фактически находились на балансе крупных ВИНКов. Среди "независимых" компаний большая часть или ещё 40% от общего числа установок имели ключевого заказчика.
То есть на свободном рынке находилось только 20% всех установок. Можно предположить, что если были какие-то изменения за последние 5 лет, то они произошли в сторону увеличения доли ВИНКов.
"Уралмаш" и все остальные
После распада СССР парк буровых установок какое-то время не обновлялся. Предприятия использовали технику, произведенную ещё в Союзе. Ситуация изменилась в нулевые годы, когда лидирующие позиции на рынке захватили китайские производители буровых установок, которые предлагали низкую стоимость и достойное качество.
Среди крупнейших импортёров можно назвать компании Sichuan Honghua Petroleum Equipment и RG Petro-Machinery. Российские производители начали отвоёвывать рынок с 2010 года, когда начал работу "Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг", созданный на базе завода "Уралмаш".
Серьёзным подспорьем стало введение импортной пошлины на буровые установки в 2012 году. Тем не менее ещё в 2018 году, по оценке RPI, 45% всех буровых установок в России имели китайское происхождение.
Сейчас ситуация изменилась, в обзоре компании DELOVOY PROFIL говорится, что большинство нефтесервисных компаний делают выбор в пользу отечественного оборудования. И, главное, российские производители в состоянии удовлетворить потребности отрасли.
Крупнейшим игроком на отечественном рынке бурового оборудования является "Уралмаш". С 2010 по 2020 год заказчикам было поставлено более 190 буровых установок, с гордостью отмечает официальный сайт компании.
Важно, что у "Уралмаша" закупают оборудование лидеры отрасли: буровые подразделения "Роснефти" приобрели 54 установки, "Газпром бурение" — 35% ERIELL Group — 17, "Сургутнефтегаз" — 11.
Кто из российских компаний готов бросить вызов "Уралмашу"? К сожалению, говорить о высоком уровне конкуренции на этом рынке пока не приходится. Хотя попытки создать ещё одно крупное предприятие в этой нише предпринимаются.
В 2015 году федеральные СМИ писали о громком инвестиционном проекте — запуске завода "НОВ Кострома" по производству буровых установок различной грузоподъёмности и техники для ремонта скважин. Ожидалось, что завод будет поставлять свою продукцию не только внутри страны, но и выйдет на европейский рынок.
И всё же главной целью было импортозамещение в стратегически важной отрасли. Уникальность проекта состояла в том, что он реализовывался на условиях государственно-частного партнерства с иностранным инвестором, компанией NOV, уже после введения санкций на российскую экономику.
Однако в 2019 году прошла ещё одна новость — уже о том, что "НОВ Кострома" переходит на новый формат работы. Теперь это сервисное обслуживание бурового оборудования и производство внутрискважинного оборудования. О производстве буровых установок речь больше не идет.
Из открытого финансового отчета о деятельности компании можно сделать неутешительный вывод, что намеченных целей достигнуть, по крайней мере пока, не удалось. Два года подряд (2019 и 2020) компания заканчивает с убытком, сообщает портал Audit-it.ru.
В 2020 году эта сумма составила 868 млн рублей. На этом фоне размер годовой выручки выглядит скромно — 250 млн рублей. Дополняют общую нерадостную картину сокращения персонала.
В 2020 году на рынок вернулся ещё один крупный игрок — "Волгоградский завод буровой техники". В 2011-2012 году предприятие сорвало выполнение контракта на поставку 24 буровых установок "Сургутнефтегазу" из-за нехватки оборотных средств. С 1 июля 2013 года производство на заводе в Волгограде прекратилось.
Сегодня ВЗБТ переживает второе рождение в качестве производственной площадки АО "Корпорация Красный Октябрь". На сайте компании среди информации о реализуемых проектах пока нет производства буровых установок для предприятий нефтегазового сектора. Однако такое оборудование входит в каталог продукции завода.
Так что пока российский рынок производителей бурового оборудования можно охарактеризовать фразой: "Уралмаш" и все остальные.
Рынок бурового оборудования: факторы влияния
Модернизацию буровой техники тормозит снижение объёмов бурения в России. Так, за 2020 год в России появилось 6957 новых скважин, что на 904 штуки или 11% меньше, чем в 2019 году. Как следствие, нефтесервисные компании столкнулись с заметным снижением количества числа заказов.
На то есть объективные причины — компании выполняли обязательства по сокращению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Кроме этого неопределенность в условиях коронакризиса подтолкнули многих недропользователей к сокращению капитальных вложений в разведку и добычу. Коснулась эта оптимизация и буровых установок.
С другой стороны, недропользователи сталкиваются с тем, что добывать нефть всё сложнее, а это вынуждает компании бурить больше. А высокий процент износа имеющихся буровых установок может поставить жирный знак вопроса напротив этих планов. Это должно подтолкнуть нефтесервисные компании к модернизации оборудования.
Помочь отрасли должны и меры государственной поддержки. Например, принятое в ноябре 2020 года постановление российского правительства, устанавливающее субсидии на покупку новых установок, произведённых в России. Важно, что получить их смогут только те компании, кто сдал на утилизацию старую буровую технику.
Поддержать нефтесервисные компании призвана и программа Минэнерго РФ "Незавершённая скважина". В её рамках с 2020 по апрель 2022 года планируется создать резерв в 2,7 тысяч незавершённых скважин, чтобы нарастить добычу после окончания действия соглашения ОПЕК+.
Резюмируя, можно отметить, что главной особенностью рынка буровых установок является высокая степень износа — до 40%. Помешать модернизации может общее снижение количества новых крупных объектов по бурению в нефтегазовой отрасли. В то же время наличие производственных мощностей и программ господдержки отрасли дают основания для сдержанного оптимизма.
Однако нужно помнить, что этот рынок обладает большой инерционностью. Быстро нарастить объёмы производства, учитывая высокую стоимость одной установки — около полумиллиарда рублей — и солидный срок изготовления (в среднем 9 месяцев) не получится. Поэтому ожидать радикальных перемен на этом рынке в ближайшее время всё-таки не стоит.
Теги: Сургутнефтегаз