Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

ЛУКОЙЛ-Инжиниринг обеспечивает безопасность эксплуатации газовых скважин.


Внедрение новых технологий должно полностью исключить вероятность возникновения заколонных перетоков по цементному кольцу и, как следствие, образование МКД
ЛУКОЙЛ-Инжиниринг (дочка ЛУКОЙЛа) тестирует на месторождениях Большехетской впадины новые технологические решения для их эффективной разработки.
Об этом сообщила пресс-служба компании.
Месторождения Большехетской впадины - основной регион газодобычи ЛУКОЙЛа в России - имеют сложное геологическое строение, обусловленное наличием многопластовых нефтяных, нефтегазоконденсатных и газовых залежей.
Наличие заколонных перетоков по цементному кольцу остается одной из наиболее острых проблем.
Газ, находящийся в пласте под давлением, проникает через поровые каналы цементного камня, трещины, каверны или зазоры между цементом и колонной в межколонное пространство.
Осложнение проявляется на устье скважины в виде давления, препятствующего безопасной эксплуатации скважин.
Все это может приводить к проблемам и влечет за собой затраты на их устранение.
В этой связи приоритетной задачей ЛУКОЙЛа на этих объектах является формирование герметичного межколонного пространства (МКП) в процессе строительства скважин.
Филиал ЛУКОЙЛ-Инжиниринг – КогалымНИПИнефть - разрабатывает технологические решения и выполняет инженерное сопровождение цементирования обсадных колонн скважин на месторождениях Большехетской впадины.
Разработаны и внедрены рецептуры тампонажных растворов на основе "самозалечивающихся" цементов с добавкой эффективных реагентов газоблокаторов, которые обеспечивают восстановление целостности затрубного пространства.
Применяемые материалы способны восстанавливать нарушенную герметичность при возникновении в цементном кольце каналов и микрозазоров, благодаря чему удается предотвратить перетоки пластовых флюидов при эксплуатации скважин.
Дополнительная герметизация МКП достигается за счет заполнения его гель-полимерными составами, создающими постоянное воздействие столба жидкости на газовые пласты после окончания строительства скважин, что также препятствует миграции газа по заколонному пространству.
Вместе с совершенствованием рецептур цементных растворов и технологий крепления реализуются и мероприятия по качественной подготовке ствола скважины.
Перечисленный комплекс решений позволил значительно сократить число случаев возникновения межколонных давлений на Пякяхинском месторождении.
Поиск технологий по повышению герметичности заколонного пространства газовых скважин продолжается.
В КогалымНИПИнефть ведутся научно-исследовательские работы:
по упрочнению фильтрационной корки бурового раствора на стенках скважины;
повышению адгезии цементного камня к горным породам.
Их внедрение должно полностью исключить вероятность возникновения заколонных перетоков по цементному кольцу и, как следствие, образование МКД.
Указанные подходы, после их адаптации к конкретным геолого-техническим условиям, могут тиражироваться и в других регионах деятельности ЛУКОЙЛа.
Напомним, что в октябре 2019 г. Тюменский государственный университет и ЛУКОЙЛ-Инжиниринг подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместную научно-исследовательскую деятельность, направленную на решение актуальных проблем нефтегазовой отрасли, а также подготовку кадров.
Теги: ЛУКОЙЛ