Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
Рынок метанола не сможет оставаться перспективным без инвестиций.
30.08.2018, 21:17
Новости
Рынок метанола в России активно развивается. Внутренние потребности страны полностью обеспечиваются собственными производственными ресурсами, импорт отсутствует. Производственный потенциал РФ по выпуску продукта в последние годы расширяется, как за счет ввода новых установок, так и за счет реконструкции действующих. В 2015 г. запустился комплекс по производству метанола, аммиака и карбамида на базе компании "Аммоний", в 2016 г. произведена реконструкция агрегата метанола на "Метафракс", его мощность была увеличена до 1.1 млн т в год. В 2017 г. завершилась вторая стадия реконструкции на заводе, и производительность установки выросла еще на 10% до 3.37 тыс. т в сутки, что составляет 1.2 млн т в год.
В прошлом году рынок характеризовался исключительно положительной динамикой, производство метанола за год выросло более чем на 9%, потребление в России – на 8%, экспортные поставки прибавили 11%, прирост выпуска продукта наблюдался почти по всем предприятиям, включая крупнейшую тройку – "Метафракс", "Сибметахим" и "Томет". В итоге, средняя загрузка мощностей по стране превысила 90%. Таким образом, метанол сейчас востребован как на мировых рынках, так и внутри страны, но дальнейшее развитие производства становится невозможным без введения в эксплуатацию новых установок.
Если говорить об экспорте, на который приходится около 40% отечественного производства, то сегодня основной потребитель российского метанола – Европа. Удаленность производителей от европейских границ препятствует развитию внешней торговли метанолом. Половина отечественного метанола поставляется потребителям не напрямую, а через порты Финляндии, чтобы направиться транзитом в другие страны: Нидерланды, Швецию, Великобританию, Францию, Ирландию, Бельгию, Данию, Германию. Такое перспективное направление экспорта, как страны АТР, в России пока абсолютно не развито.
Уязвимые места в экспортной логистике, высокая загрузка действующих метанольных мощностей, наличие внушительных сырьевых ресурсов "Газпрома" и независимых производителей влекут за собой появление множества проектов производств метанола в РФ.
Сейчас официально заявлены 15 проектов в шести федеральных округах суммарной мощностью более 18 млн т. Можно разделить их на две основные группы: к первой относятся расширение и реконструкция действующих мощностей, а ко второй – создание принципиально новых производств. В аспекте наращивания мощностей речь, прежде всего, идет о проектах "Щекиноазот". Предприятие уже выпускает метанол, действующая мощность агрегата составляет 450 тыс. т продукта в год. В ближайшее время будет запущен комплекс по выпуску метанола и аммиака на площадке в р.п. Первомайский (Тульская обл.) мощностью 450 тыс. т по метанолу и 135 тыс. т по аммиаку. Проект третьего производства метилового спирта на предприятии мощностью 500 тыс. т в год находится на начальном этапе проработки.
Вторая группа – создание производств метанола с нуля. Таких проектов в России много, а именно, 13. И это только анонсированные. Некоторые предприятия планируют использовать в качестве основного сырья свой газ. Например, проект "ЯТЭК" в Республике Саха, "ТПГК" в Республике Коми. Компаниям необходим выпуск продуктов переработки газа для доступа к экспорту, но цель большинства проектов по метанолу – монетизация дешевого газа "Газпрома". У кого-то уже подписаны соглашения с корпорацией по поставкам газа.
В нашей стране есть и проекты, предусматривающие использование угля в качестве сырья, то есть ростовский RiCoal с последующим производством олефинов и совместный проект "СУЭК" и Marubeni в порту Ванино (Хабаровский край).
У метанольных проектов имеются общие черты. Почти все они запланированы в рамках территорий опережающего развития (ТОР), что обеспечивает инвесторам существенные налоговые льготы, такие как снижение налога на прибыль с 20 до 5%, обнуление налога на землю и на имущество, снижение налоговых отчислений в государственные внебюджетные фонды с 30% до 7.6% и др. Кроме того, проекты объединяет экспортная направленность производств. Неспроста в Дальневосточном ФО особенно высока их концентрация, ведь ключевым регионом сбыта продукта будет являться растущий рынок стран АТР. К примеру, "ЕСН" планирует разместить производство в г. Сковородино Амурской области, которая имеет внешнюю границу с Китаем на юге и юго-западе по реке Амур. Проект "НЗМУ" в бухте Козьмино в г. Находка (Приморский край) тоже ориентирован на быстрорастущий спрос со стороны MTO отрасли в Китае, а также на потребителей Кореи и Японии. Сахалинский проект Mitsubishi Corporation RUS – не исключение и предполагает сбыт продукции в АТР, по большей части – в Японию. Существуют и проекты, нацеленные на европейский рынок с предполагаемой разгрузкой в порту Роттердама (например, архангельский проект "Русские инвестиции").
Что же мешает реализации такого количества перспективных проектов? Основное – отсутствие у предприятий достаточного собственного капитала для финансирования производств. Поиск инвесторов – краеугольный камень любого масштабного проекта. Санкции ограничили приток иностранного инвестиционного капитала, в связи с чем, ряду проектов пришлось реструктурировать финансирование. Тем не менее, механизмы проектного экспортного финансирования все еще используются компаниями. Ряд ТЭО, проведенных CREON ENERGY, показали, что вопрос актуальный и решаемый.
Основное сырье для производства метанола – газ, и не стоит забывать, что в скором будущем на потенциальных производителей метанола может повлиять многострадальная газовая реформа, которая включает внесение изменений в систему ценообразования на рынке газа. Сейчас цены регулируются государством, но ограничения распространяются только на "Газпром", а независимые производители могут продавать свой газ по любой цене. Как правило, последние устанавливают скидку к цене монополии, и "Газпром" теряет часть потребителей.
Правительство еще в 2010 г. сформировало стратегию перехода от регулирования оптовых цен на газ для "Газпрома" к регулированию тарифа на его транспортировку для всех участников рынка. Либерализация цен переносилась уже четыре раза, в соответствии с последним изменением сроков, реформа должна вступить в силу в июле 2018 г. Что повлечет за собой уход от государственного регулирования цен, и как изменения отразятся на экономике проектов по метанолу – вопрос спорный. Логичным итогом реформы будет ситуация, в которой монополия сможет давать скидку на газ своим потребителям, что вызовет снижение цен на базовое метанольное сырье по рынку.
Итак, существует множество факторов, влияющих на успех проекта. Несмотря на инвестиционную проблематику и неопределенность в будущей системе ценообразования газа, сейчас в стране благодатная почва для появления новых производств метанола. Очевидно, что сценарий запуска всех заявленных предприятий нереалистичен. Да, в 2017 г. по некоторым проектам имелись подвижки в реализации, но утверждать с абсолютной уверенностью, что в скором времени начнется строительство нового крупнотоннажного метанольного производства, рано. Пока ниша остается свободной.
В прошлом году рынок характеризовался исключительно положительной динамикой, производство метанола за год выросло более чем на 9%, потребление в России – на 8%, экспортные поставки прибавили 11%, прирост выпуска продукта наблюдался почти по всем предприятиям, включая крупнейшую тройку – "Метафракс", "Сибметахим" и "Томет". В итоге, средняя загрузка мощностей по стране превысила 90%. Таким образом, метанол сейчас востребован как на мировых рынках, так и внутри страны, но дальнейшее развитие производства становится невозможным без введения в эксплуатацию новых установок.
Если говорить об экспорте, на который приходится около 40% отечественного производства, то сегодня основной потребитель российского метанола – Европа. Удаленность производителей от европейских границ препятствует развитию внешней торговли метанолом. Половина отечественного метанола поставляется потребителям не напрямую, а через порты Финляндии, чтобы направиться транзитом в другие страны: Нидерланды, Швецию, Великобританию, Францию, Ирландию, Бельгию, Данию, Германию. Такое перспективное направление экспорта, как страны АТР, в России пока абсолютно не развито.
Уязвимые места в экспортной логистике, высокая загрузка действующих метанольных мощностей, наличие внушительных сырьевых ресурсов "Газпрома" и независимых производителей влекут за собой появление множества проектов производств метанола в РФ.
Сейчас официально заявлены 15 проектов в шести федеральных округах суммарной мощностью более 18 млн т. Можно разделить их на две основные группы: к первой относятся расширение и реконструкция действующих мощностей, а ко второй – создание принципиально новых производств. В аспекте наращивания мощностей речь, прежде всего, идет о проектах "Щекиноазот". Предприятие уже выпускает метанол, действующая мощность агрегата составляет 450 тыс. т продукта в год. В ближайшее время будет запущен комплекс по выпуску метанола и аммиака на площадке в р.п. Первомайский (Тульская обл.) мощностью 450 тыс. т по метанолу и 135 тыс. т по аммиаку. Проект третьего производства метилового спирта на предприятии мощностью 500 тыс. т в год находится на начальном этапе проработки.
Вторая группа – создание производств метанола с нуля. Таких проектов в России много, а именно, 13. И это только анонсированные. Некоторые предприятия планируют использовать в качестве основного сырья свой газ. Например, проект "ЯТЭК" в Республике Саха, "ТПГК" в Республике Коми. Компаниям необходим выпуск продуктов переработки газа для доступа к экспорту, но цель большинства проектов по метанолу – монетизация дешевого газа "Газпрома". У кого-то уже подписаны соглашения с корпорацией по поставкам газа.
В нашей стране есть и проекты, предусматривающие использование угля в качестве сырья, то есть ростовский RiCoal с последующим производством олефинов и совместный проект "СУЭК" и Marubeni в порту Ванино (Хабаровский край).
У метанольных проектов имеются общие черты. Почти все они запланированы в рамках территорий опережающего развития (ТОР), что обеспечивает инвесторам существенные налоговые льготы, такие как снижение налога на прибыль с 20 до 5%, обнуление налога на землю и на имущество, снижение налоговых отчислений в государственные внебюджетные фонды с 30% до 7.6% и др. Кроме того, проекты объединяет экспортная направленность производств. Неспроста в Дальневосточном ФО особенно высока их концентрация, ведь ключевым регионом сбыта продукта будет являться растущий рынок стран АТР. К примеру, "ЕСН" планирует разместить производство в г. Сковородино Амурской области, которая имеет внешнюю границу с Китаем на юге и юго-западе по реке Амур. Проект "НЗМУ" в бухте Козьмино в г. Находка (Приморский край) тоже ориентирован на быстрорастущий спрос со стороны MTO отрасли в Китае, а также на потребителей Кореи и Японии. Сахалинский проект Mitsubishi Corporation RUS – не исключение и предполагает сбыт продукции в АТР, по большей части – в Японию. Существуют и проекты, нацеленные на европейский рынок с предполагаемой разгрузкой в порту Роттердама (например, архангельский проект "Русские инвестиции").
Что же мешает реализации такого количества перспективных проектов? Основное – отсутствие у предприятий достаточного собственного капитала для финансирования производств. Поиск инвесторов – краеугольный камень любого масштабного проекта. Санкции ограничили приток иностранного инвестиционного капитала, в связи с чем, ряду проектов пришлось реструктурировать финансирование. Тем не менее, механизмы проектного экспортного финансирования все еще используются компаниями. Ряд ТЭО, проведенных CREON ENERGY, показали, что вопрос актуальный и решаемый.
Основное сырье для производства метанола – газ, и не стоит забывать, что в скором будущем на потенциальных производителей метанола может повлиять многострадальная газовая реформа, которая включает внесение изменений в систему ценообразования на рынке газа. Сейчас цены регулируются государством, но ограничения распространяются только на "Газпром", а независимые производители могут продавать свой газ по любой цене. Как правило, последние устанавливают скидку к цене монополии, и "Газпром" теряет часть потребителей.
Правительство еще в 2010 г. сформировало стратегию перехода от регулирования оптовых цен на газ для "Газпрома" к регулированию тарифа на его транспортировку для всех участников рынка. Либерализация цен переносилась уже четыре раза, в соответствии с последним изменением сроков, реформа должна вступить в силу в июле 2018 г. Что повлечет за собой уход от государственного регулирования цен, и как изменения отразятся на экономике проектов по метанолу – вопрос спорный. Логичным итогом реформы будет ситуация, в которой монополия сможет давать скидку на газ своим потребителям, что вызовет снижение цен на базовое метанольное сырье по рынку.
Итак, существует множество факторов, влияющих на успех проекта. Несмотря на инвестиционную проблематику и неопределенность в будущей системе ценообразования газа, сейчас в стране благодатная почва для появления новых производств метанола. Очевидно, что сценарий запуска всех заявленных предприятий нереалистичен. Да, в 2017 г. по некоторым проектам имелись подвижки в реализации, но утверждать с абсолютной уверенностью, что в скором времени начнется строительство нового крупнотоннажного метанольного производства, рано. Пока ниша остается свободной.
Похожие новости:
16:0630.06.2014
Наука и технология
16:0530.05.2018
Выставки
12:0530.05.2017
Нефтегазовая промышленность