Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

"РГ" побывала в лаборатории, где разработали уникальную технологию добычи лития

Вчера, 21:32
Новости

В Красноярском крае получили первые 300 килограммов лития из пластовых вод местного нефтяного месторождения. Это не новость. Технологический прорыв произошел девять месяцев назад. Нам стало интересно: что родилось или должно родиться в результате столь многообещающего эксперимента.

Корреспонденты "РГ" отправились на предприятие, где это произошло, точнее - в его лабораторию получения редких и редкоземельных соединений. Доступ в нее напомнил начало научно-технического боевика. Мы попали в современнейшее здание завода Красцветмет, проходим через всевидящие сканеры системы охраны. А за стеклянными стенами видим молодых сотрудников, что-то изучающих на экранах мониторов. Собственно, на этом сходство с кино заканчивается. И начинается наука. Но впечатляет она не меньше.

"Мы разработали процесс извлечения лития, основанный на созданном нами сорбенте, - рассказывает коммерческий директор дочерней компании завода Максим Иришкин. - Его преимущество в том, что в оборот можно вовлекать сырье с очень низким содержанием металла. Например, для нефтяников становится рентабельным работать с пластовой водой с содержанием 50 миллиграммов полезного вещества на литр. Если объяснять проще: сорбент может поглощать большее количество лития без примесей и загрязнений, а процесс десорбции требует относительно небольшого количества воды".

Но гораздо эффективнее, конечно, работать на более богатом сырье. Поэтому значительный опыт у сибиряков наработан с партнерами из "литиевого треугольника" - Боливии, Чили и Аргентины. В Южной Америке они провели весь цикл работ - от лабораторного изучения рассолов до изготовления оборудования и предъявления заказчику установки мощностью 100 тонн карбоната лития в год.

А для пилотных испытаний на месторождениях, которые произошли девять месяцев назад в Красноярском крае, инженеры завода создали мобильную установку получения карбоната лития. Она, кстати, очень компактная - помещается в обычные 20-футовые морские контейнеры и может быть доставлена куда угодно. Во время испытаний на Крайнем Севере все стабильно работало во всем диапазоне температур и в круглосуточном режиме. В результате - впервые в регионе получили более 300 килограммов карбоната лития.

Но вернемся в лабораторию, где идет разработка технологий и оборудования. Сам сорбент находится в стеклянных колоннах, Вода из разных месторождений - в пластиковых кубах. Для каждой конкретной ситуации, исходя из состава сырья, подбирают технические параметры - состав сорбента, производительность оборудования и так далее. Конечный продукт нам показала научный сотрудник лаборатории получения редких и редкоземельных соединений Татьяна Неделина. В стеклянных баночках были несколько образцов карбоната и гидроксида лития, а также образцы сорбентов. Честно говоря, похожи они были на какие-то кухонные приправы. На наше замечание, не являются ли эти образцы опасными, Татьяна спокойно объяснила: "Нет, сам литий - металл не токсичный. Его даже используют как основной компонент для лекарственных препаратов. Да и разработанная здесь технология очень экологичная, не дает никаких выбросов. Наоборот - пластовые воды очищаются, проходя сквозь фильтр-сорбент, где остается металл".

В информационной повестке последних недель тема редких и редкоземельных металлов звучит постоянно. Чаще прочих упоминается как раз щелочной металл литий, который среди "редких" на самом деле на особицу. Его на нашей планете, конечно, меньше, чем титана или меди, но зато гораздо больше, чем золота или платины. Но из-за химической активности литий буквально растворяется в земной коре и тем более в воде. Поэтому добыча и получение его в промышленных масштабах задача очень и очень непростая. Как сообщает сайт компании, традиционный способ получения лития - выпаривание воды под солнцем в прудах-испарителях на площади в десятки квадратных километров. Процесс длится от нескольких месяцев до полутора лет. С новым сорбентом - до 1 дня.

И неспроста литий сейчас стал столь популярным. Его называют одним из критически важных элементов цивилизации. Он применяется в атомной энергетике, цветной металлургии, медицине. Аккумуляторные батареи есть в каждом смартфоне, планшете или электромобиле. И все они содержат литий. В одной батарее для Tesla Model S его 63 килограмма. Неудивительно, что потребление в мире лития неизбежно растет. В том числе и в России.

Месторождения у нас есть, и запасов немало - в Мурманской области, Дагестане, Якутии. Но в промышленных масштабах литий в России сейчас не добывают. Традиционные технологии получения лития требуют солидных затрат - средств, ресурсов, времени, а то и всего вместе. На мировом рынке лития верховодят компании из Чили, Австралии и Аргентины. Но в скором времени, надеемся, все должно измениться.

Красноярская технология, которая позволяет добывать литий из доступного гидроминерального сырья, уже запатентована. Она полностью российская. Итогом проекта может стать промышленное производство лития. Да и нефтяникам он выгоден: можно повысить эффективность эксплуатации месторождения и снизить себестоимость добычи нефти.

Впрочем, есть одно "но". Литий - непредсказуемый товар на биржах, его цена за последние годы колебалась в весьма большом диапазоне. "Мы отслеживаем ситуацию и не видим глобальных угроз, - сообщил Максим Иришкин. - В 2025 году прогнозируется дефицит лития и, соответственно, рост цен. В более долгой перспективе стабильный спрос на литий обеспечен со стороны производителей аккумуляторов для электрического транспорта".

В цифрах этот прогноз таков: в 2025-м спрос на литий может достичь 1,5 миллиона тонн, а к концу десятилетия - более трех миллионов. "Так что спрос обеспечен, - уверенно говорит коммерческий директор. - Но не менее важно, чтобы отечественные потребители не зависели от колебаний мировых бирж и чьих-то санкций. Поэтому литий должен быть своим - российским".

Теги: