Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
Обзор грузовых железнодорожных перевозок в декабре 2017 года.
15.01.2018, 19:00
Новости
Основным драйвером роста погрузки в конце прошлого года стал уголь. Неплохо показала себя перевозка лома черных металлов. Активность ощущалась также в железнодорожных транспортировках минеральных удобрений и зерна.
Сезон закрыт на высокой ноте
В декабре прошлого года грузооборот на сети РЖД вырос до 219 млрд т-км, что на 5% больше аналогичного периода прошлого года. А если считать грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии, то этот показатель увеличился до 278,8 млрд т–км (+4,4% соответственно).
Всего последний месяц 2017 года было отправлено по железным дорогам 1,77 млн вагонов.
Погрузка в декабре выросла до 110,2 млн т, что оказалось на 4,8% выше показателя за аналогичный период предыдущего года.
Как отметил председатель экспертного совета АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта" Павел Иванкин, достаточно высокий показатель погрузки обусловлен в основном тем, что предприятия стремились закрыть год с наилучшими из возможных планов.
Многие отгружали больше и на ожиданиях достаточно высокой индексации тарифов ОАО "РЖД" в начале 2018 года. Таким образом, было выгодным отправить груз по рельсам именно в декабре.
Уголь – драйвер роста
За последний месяц 2017 года было погружено 32,6 млн т каменного угля, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным ИПЕМ, железнодорожная погрузка в прошлом году существенно увеличилась благодаря тому, что добычу угля стимулировал экспорт – собственно весь основной рост был достигнут, прежде всего, благодаря именно отправкам сырья за рубеж.
Причем основная его часть вывозилась за рубеж через порты Северо-Запада, где расположены морские терминалы с современными судопогрузочными машинами. Использование тепляков и вагоноопрокидывателей позволяет гораздо быстрее обрабатывать железнодорожные вагоны, что особенно ценно в холодное время года.
Благодаря этому в АО "Ростерминалуголь" в декабре 2017 года увеличили отгрузку угля на экспорт до 2,28 млн т, что на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Значительные объемы отгружались в сторону портов Южного бассейна. А вот через Восточный полигон могло проследовать гораздо больше составов с углем, ведь спрос на него со стороны Китая и Южной Кореи оставался значительным. Однако экспорт угля через дальневосточные порты в ноябре – декабре был затруднен из-за погоды.
Смерзание угля замедлило разгрузку в портах, что, в свою очередь, привело к скоплению вагонов на припортовых станциях. В конце ноября ОАО "РЖД" ввело 50%-ное ограничение на поставку угля в адрес нескольких портов в Приморском крае, в том числе терминалов Владивостокского морского торгового порта, Восточного порта и Восточной стивидорной компании. Тем не менее в середине декабря на Дальневосточной железной дороге количество отставленных от движения поездов увеличились на 14 ед. по сравнению с месяцем ранее.
Металлы разогреты внутренними поставками
Черные металлы в декабре 2017 года показали достаточно высокую динамику: они вышли на уровень в 7,16 млн т, что выше аналогичного периода 2016-го на 13,7%.
Как отметил представитель компании-металлотрейдера, это связано, во-первых, с тем, что во время осенней коррекции рынка, когда продавцы традиционно пополняли складские запасы, вагоны довольно часто подавались с опозданием. И в итоге отправки металлоизделий оказались сдвинуты на более поздний срок: этот процесс затянулся до декабря.
Во-вторых, перевозки черных металлов в конце 2017 года увеличились благодаря продолжившим свое развитие ОПК и судостроению РФ.
В-третьих, в декабре вывоз черных металлов немного подстегнул и ослабевший в предыдущие месяцы экспорт: сказалось повышение мировых цен на ряд позиций проката, а также увеличение спроса на металл в Китае.
Зерно заманили за границу
Рост перевозок зерна в декабре 2017 года до 2,53 млн т (+20,4% к аналогичному периоду 2016 г.) был обусловлен рекордным урожаем его в РФ. При этом в ряде регионов уже с осени стали испытывать трудности с вывозом зерна на экспорт, отметил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
По данным Зернового союза, в IV квартале 2017 года стоимость перевозки зерна по сети РЖД составила 1,6 руб./т-км, что оказалось выше на 11,8%, чем в США, на 18,5%, чем в Канаде, и на 25%, чем в Австралии. Это ограничило конкурентоспособность продукции, собранной в дальних регионах РФ на зарубежных рынках, сочли специалисты Зернового союза.
Тем не менее, по данным аналитического центра "СовЭкон", именно всплеск погрузки зерна из центральных регионов поддержал российский экспорт этой номенклатуры на высоком уровне. В южных регионах зерно постарались попридержать на элеваторах в ожидании лучшей цены, а в более отдаленных от морских портов субъектах РФ его излишки хранить было негде. Приходилось срочно отправлять за рубеж. Так, 20 декабря 2017 года, чтобы компенсировать потери в доходах сельхозпроизводителей из Ульяновской, Воронежской, Курганской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областей в правительстве предоставили льготные тарифы на перевозку зерна на 2017–2018 гг., а в качестве компенсации ОАО "РЖД" – субсидии из федерального бюджета. Это известие еще больше подстегнуло экспорт зерна.
Объемы перевозок могли оказаться больше, если бы их не сдерживала нехватка зерновозов на некоторых маршрутах. И в ОАО "РЖД" в ноябре – декабре 2017 года стали формировать ускоренные поезда. Это позволило сократить время доставки зерна в 2 раза и одновременно ускорило оборот специализированного подвижного состава, что в определенной степени помогло меньшим количеством вагонов отправить больше груза.
Клиенты в свою очередь начали переключать зерно в другие виды железнодорожного подвижного состава. В частности, увеличились перевозки на платформах в контейнерах с крафтлайнерами – мягкими вкладышами. В качестве примера можно привести отправку в них рапса ООО "Петротрейд" по железной дороге из РФ в Монголию и Китай.
По данным грузоотправителей Курганской и Челябинской областей, вырос и спрос на погрузку зерна в крытых вагонах.
Модернизация цехов всколыхнула минудобрения
Перевозки удобрений в декабре 2017 году составили 5,2 млн т (+4% к аналогичному периоду 2016 г.). При этом внутренние перевозки сократились, а экспорт вырос.
Основная причина – ввод в строй дополнительных мощностей предприятий и реконструкция старых цехов.
В частности, после модернизации в цехе карбамида ПАО "Акрон" была достигнута рекордная месячная выработка продукта – 91,55 тыс. т, что на 11% превышает предыдущий рекорд, зафиксированный в декабре 2016 года, сообщили в компании.
А в ПАО "Тольяттиазот" завершили капитальный ремонт агрегата производства аммиака-5 и в конце ноября вывели установку пяти установок на проектную мощность, что обеспечило рост ее производительности до 1750–1800 т/сут.
В отрасли также наблюдается переключение железнодорожных перевозок удобрений из минераловозов в другие виды подвижного состава. По данным ООО "ВЛ Лоджистик", альтернативу хопперам начинают составлять вкладыши в полувагоны. Такие отправки осуществляли, например, в ООО "Восход" и ООО "Фосагро-Череповец". Они выросли как во внутреннем сообщении, так и на экспорт.
Нефть по-прежнему утекает в трубу
Погрузка налива в декабре 2017 году снизилась до 21,25 млн т (-1,2% к аналогичному периоду 2016 г.) прежде всего из-за переключения грузопотоков нефти и нефтепродуктов в трубопроводные системы.
Этот процесс продолжается уже довольно длительное время. Он может быть скорректирован, как считают эксперты, за счет создания на сети РЖД более выгодных условий для грузоотправителей.
Стройка подросла
Погрузка строительных грузов в декабре 2017 года увеличилась 9,44 млн т (+12,3% к аналогичному периоду 2016 г.), а цемента – до 1,4 млн т (+7,7%).
Рост объемов перевозки щебня объясняется прежде всего активным строительством дорог и жилых домов на территории 10 субъектов РФ.
Ситуация с отгрузкой цемента по железной дороге с российских заводов в декабре 2017 года почти полностью повторила ситуацию с потреблением этого продукта на внутреннем рынке. Обосновывается это тем, что импорт и экспорт цемента настолько сократились, что практически перестали играть существенную роль в объемах погрузки. В тех регионах РФ, где строили, туда и везли по железным дорогам цемент.
Распутица притормозила лесные грузы
Погрузка лесных грузов в декабре 2017 года осталась практически на прошлогоднем уровне – 3,7 млн т.
В целом декабрь продемонстрировал самые низкие объемы среднемесячной погрузки экспорта за весь прошлый год. Стабилизировать перевозки леса в декабре помогла только положительная динамика внутренних железнодорожных перевозок.
Основных причин падения экспорта две: первая – необычно теплое начало зимы создало дефицит сырья. На дальних делянках древесину заготовили, но ее было не вывезти из-за распутицы. Лесорубы ждали первых морозов, чтобы начать подвоз балансов и пиловочника на железнодорожные станции, сообщил представитель деревообрабатывающей компании.
Вторая – локальный дефицит, который перекинулся с полувагонов на лесные платформы. В результате цена аренды на них в декабре увеличилась до 1550 руб./сут., т. е. почти в 1,5 раза больше, чем было в начале 2017 года. Подобный рывок вверх весьма нехарактерен для сегмента специализированного подвижного состава, где спрос и предложение долгое время оставались сбалансированными.
Сезон закрыт на высокой ноте
В декабре прошлого года грузооборот на сети РЖД вырос до 219 млрд т-км, что на 5% больше аналогичного периода прошлого года. А если считать грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии, то этот показатель увеличился до 278,8 млрд т–км (+4,4% соответственно).
Всего последний месяц 2017 года было отправлено по железным дорогам 1,77 млн вагонов.
Погрузка в декабре выросла до 110,2 млн т, что оказалось на 4,8% выше показателя за аналогичный период предыдущего года.
Как отметил председатель экспертного совета АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта" Павел Иванкин, достаточно высокий показатель погрузки обусловлен в основном тем, что предприятия стремились закрыть год с наилучшими из возможных планов.
Многие отгружали больше и на ожиданиях достаточно высокой индексации тарифов ОАО "РЖД" в начале 2018 года. Таким образом, было выгодным отправить груз по рельсам именно в декабре.
Уголь – драйвер роста
За последний месяц 2017 года было погружено 32,6 млн т каменного угля, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным ИПЕМ, железнодорожная погрузка в прошлом году существенно увеличилась благодаря тому, что добычу угля стимулировал экспорт – собственно весь основной рост был достигнут, прежде всего, благодаря именно отправкам сырья за рубеж.
Причем основная его часть вывозилась за рубеж через порты Северо-Запада, где расположены морские терминалы с современными судопогрузочными машинами. Использование тепляков и вагоноопрокидывателей позволяет гораздо быстрее обрабатывать железнодорожные вагоны, что особенно ценно в холодное время года.
Благодаря этому в АО "Ростерминалуголь" в декабре 2017 года увеличили отгрузку угля на экспорт до 2,28 млн т, что на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Значительные объемы отгружались в сторону портов Южного бассейна. А вот через Восточный полигон могло проследовать гораздо больше составов с углем, ведь спрос на него со стороны Китая и Южной Кореи оставался значительным. Однако экспорт угля через дальневосточные порты в ноябре – декабре был затруднен из-за погоды.
Смерзание угля замедлило разгрузку в портах, что, в свою очередь, привело к скоплению вагонов на припортовых станциях. В конце ноября ОАО "РЖД" ввело 50%-ное ограничение на поставку угля в адрес нескольких портов в Приморском крае, в том числе терминалов Владивостокского морского торгового порта, Восточного порта и Восточной стивидорной компании. Тем не менее в середине декабря на Дальневосточной железной дороге количество отставленных от движения поездов увеличились на 14 ед. по сравнению с месяцем ранее.
Металлы разогреты внутренними поставками
Черные металлы в декабре 2017 года показали достаточно высокую динамику: они вышли на уровень в 7,16 млн т, что выше аналогичного периода 2016-го на 13,7%.
Как отметил представитель компании-металлотрейдера, это связано, во-первых, с тем, что во время осенней коррекции рынка, когда продавцы традиционно пополняли складские запасы, вагоны довольно часто подавались с опозданием. И в итоге отправки металлоизделий оказались сдвинуты на более поздний срок: этот процесс затянулся до декабря.
Во-вторых, перевозки черных металлов в конце 2017 года увеличились благодаря продолжившим свое развитие ОПК и судостроению РФ.
В-третьих, в декабре вывоз черных металлов немного подстегнул и ослабевший в предыдущие месяцы экспорт: сказалось повышение мировых цен на ряд позиций проката, а также увеличение спроса на металл в Китае.
Зерно заманили за границу
Рост перевозок зерна в декабре 2017 года до 2,53 млн т (+20,4% к аналогичному периоду 2016 г.) был обусловлен рекордным урожаем его в РФ. При этом в ряде регионов уже с осени стали испытывать трудности с вывозом зерна на экспорт, отметил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
По данным Зернового союза, в IV квартале 2017 года стоимость перевозки зерна по сети РЖД составила 1,6 руб./т-км, что оказалось выше на 11,8%, чем в США, на 18,5%, чем в Канаде, и на 25%, чем в Австралии. Это ограничило конкурентоспособность продукции, собранной в дальних регионах РФ на зарубежных рынках, сочли специалисты Зернового союза.
Тем не менее, по данным аналитического центра "СовЭкон", именно всплеск погрузки зерна из центральных регионов поддержал российский экспорт этой номенклатуры на высоком уровне. В южных регионах зерно постарались попридержать на элеваторах в ожидании лучшей цены, а в более отдаленных от морских портов субъектах РФ его излишки хранить было негде. Приходилось срочно отправлять за рубеж. Так, 20 декабря 2017 года, чтобы компенсировать потери в доходах сельхозпроизводителей из Ульяновской, Воронежской, Курганской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областей в правительстве предоставили льготные тарифы на перевозку зерна на 2017–2018 гг., а в качестве компенсации ОАО "РЖД" – субсидии из федерального бюджета. Это известие еще больше подстегнуло экспорт зерна.
Объемы перевозок могли оказаться больше, если бы их не сдерживала нехватка зерновозов на некоторых маршрутах. И в ОАО "РЖД" в ноябре – декабре 2017 года стали формировать ускоренные поезда. Это позволило сократить время доставки зерна в 2 раза и одновременно ускорило оборот специализированного подвижного состава, что в определенной степени помогло меньшим количеством вагонов отправить больше груза.
Клиенты в свою очередь начали переключать зерно в другие виды железнодорожного подвижного состава. В частности, увеличились перевозки на платформах в контейнерах с крафтлайнерами – мягкими вкладышами. В качестве примера можно привести отправку в них рапса ООО "Петротрейд" по железной дороге из РФ в Монголию и Китай.
По данным грузоотправителей Курганской и Челябинской областей, вырос и спрос на погрузку зерна в крытых вагонах.
Модернизация цехов всколыхнула минудобрения
Перевозки удобрений в декабре 2017 году составили 5,2 млн т (+4% к аналогичному периоду 2016 г.). При этом внутренние перевозки сократились, а экспорт вырос.
Основная причина – ввод в строй дополнительных мощностей предприятий и реконструкция старых цехов.
В частности, после модернизации в цехе карбамида ПАО "Акрон" была достигнута рекордная месячная выработка продукта – 91,55 тыс. т, что на 11% превышает предыдущий рекорд, зафиксированный в декабре 2016 года, сообщили в компании.
А в ПАО "Тольяттиазот" завершили капитальный ремонт агрегата производства аммиака-5 и в конце ноября вывели установку пяти установок на проектную мощность, что обеспечило рост ее производительности до 1750–1800 т/сут.
В отрасли также наблюдается переключение железнодорожных перевозок удобрений из минераловозов в другие виды подвижного состава. По данным ООО "ВЛ Лоджистик", альтернативу хопперам начинают составлять вкладыши в полувагоны. Такие отправки осуществляли, например, в ООО "Восход" и ООО "Фосагро-Череповец". Они выросли как во внутреннем сообщении, так и на экспорт.
Нефть по-прежнему утекает в трубу
Погрузка налива в декабре 2017 году снизилась до 21,25 млн т (-1,2% к аналогичному периоду 2016 г.) прежде всего из-за переключения грузопотоков нефти и нефтепродуктов в трубопроводные системы.
Этот процесс продолжается уже довольно длительное время. Он может быть скорректирован, как считают эксперты, за счет создания на сети РЖД более выгодных условий для грузоотправителей.
Стройка подросла
Погрузка строительных грузов в декабре 2017 года увеличилась 9,44 млн т (+12,3% к аналогичному периоду 2016 г.), а цемента – до 1,4 млн т (+7,7%).
Рост объемов перевозки щебня объясняется прежде всего активным строительством дорог и жилых домов на территории 10 субъектов РФ.
Ситуация с отгрузкой цемента по железной дороге с российских заводов в декабре 2017 года почти полностью повторила ситуацию с потреблением этого продукта на внутреннем рынке. Обосновывается это тем, что импорт и экспорт цемента настолько сократились, что практически перестали играть существенную роль в объемах погрузки. В тех регионах РФ, где строили, туда и везли по железным дорогам цемент.
Распутица притормозила лесные грузы
Погрузка лесных грузов в декабре 2017 года осталась практически на прошлогоднем уровне – 3,7 млн т.
В целом декабрь продемонстрировал самые низкие объемы среднемесячной погрузки экспорта за весь прошлый год. Стабилизировать перевозки леса в декабре помогла только положительная динамика внутренних железнодорожных перевозок.
Основных причин падения экспорта две: первая – необычно теплое начало зимы создало дефицит сырья. На дальних делянках древесину заготовили, но ее было не вывезти из-за распутицы. Лесорубы ждали первых морозов, чтобы начать подвоз балансов и пиловочника на железнодорожные станции, сообщил представитель деревообрабатывающей компании.
Вторая – локальный дефицит, который перекинулся с полувагонов на лесные платформы. В результате цена аренды на них в декабре увеличилась до 1550 руб./сут., т. е. почти в 1,5 раза больше, чем было в начале 2017 года. Подобный рывок вверх весьма нехарактерен для сегмента специализированного подвижного состава, где спрос и предложение долгое время оставались сбалансированными.
Похожие новости:
19:0114.01.2018
Новости
11:1129.11.2017
Новости