Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Укргазвыдобування и Нафтогаз обратились к Кабинету Министров по поводу компенсации затрат, связанных с выполнением специальных обязательств.

ПАО "Укргазвыдобування" и НАК "Нафтогаз Украины" обратились к правительству для получения компенсации затрат, связанных с выполнением специальных обязательств, возложенных на компании Кабинетом Министров Украины, во исполнение положений Закона Украины "О рынке природного газа" и решений украинских судов.
"Действующая схема возложения спецобязательств вредит и государству, и потребителям, и развитию рынка, — говорит глава правления Нафтогаза Андрей Коболев. — Существование этой схемы на протяжении последних двух лет стоило значительной суммы денег, которую мы оцениваем в более 110 млрд грн. На эти средства государство могло бы провести масштабную модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, сделать условия жизни граждан комфортнее, счета меньшими, а услуги более качественными".
С 1 октября 2015 года, когда Правительство возложило на Нафтогаз специальные обязательства в рамках Закона, и до конца 2017 года компания поставила контрагентам, на которых распространяется действие специальных обязательств, 40,7 млрд куб. м газа. Согласно Закону, компания, выполняющая специальные обязательства, имеет право на получение компенсации своих экономически обоснованных затрат, уменьшенных на доходы, полученные в процессе выполнения специальных обязательств, и с учетом допустимого уровня прибыли.
Выполнение специальных обязательств больше всего повлияло на ПАО "Укргазвыдобування", дочернее предприятие Нафтогаза. "По нашим подсчетам, общий размер компенсации за выполнение специальных обязательств для Укргазвыдобування за период с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2017 года составляет до 74,8 млрд грн", — отмечает глава Укргазвыдобування Олег Прохоренко в своем письме Кабинету Министров.
По подсчетам Нафтогаза, из-за несоответствия установленной Правительством цены экономически обоснованным затратам компании и с учетом прибыли на уровне 5% (минимальный уровень прибыли, установленный для схожих общественно значимых товаров), компания недополучила за этот период 12,1 млрд грн.
Кроме того, поставляя указанные объемы газа определенным Правительством компаниям вопреки внутренним процедурам отбора контрагентов, Нафтогаз недополучил почти 20% средств за поставленный им газ. Сомнительная (просроченная на протяжении длительного времени или без источников покрытия) задолженность этих контрагентов перед Нафтогазом, относительно которой должен быть создан резерв сомнительной задолженности, на сегодня составляет 24,1 млрд грн. При этом Нафтогаз заплатил в государственный бюджет все налоги, связанные с реализацией этого газа, вовремя и в полном объеме. Для сравнения, уровень расчетов за газ, поставленный на протяжении данного периода контрагентам, на которых не распространяется действие специальных обязательств, составил почти 100%.
Известно, что не весь газ, который определенные Правительством контрагенты получают от Нафтогаза на льготных условиях, идет на покрытие нужд населения. В частности, после смены руководства ОАО "Кировоградгаз" удалось выявить и передать правоохранителям информацию о случаях начисления определенных объемов газа несуществующим абонентам в Кропивницком. На прошлой неделе правоохранительные органы сообщили о раскрытии схемы мошенничества во Львовской области на сумму 1,4 млрд грн, когда приближенные к высокопоставленным лицам предприятия производили из льготного газа электроэнергию и продавали ее по коммерческой цене.
"Действующая система приводит к многомиллиардным потерям государства. Ее нужно срочно упразднить и заменить прозрачными рыночными условиями. В Украине достаточно объемов газа и поставщиков. Мы неоднократно предлагали Правительству внедрить механизм рыночного ценообразования и свободную конкуренцию за каждого потребителя, а доходы от этого рынка направлять на увеличение добычи и энергомодернизацию. Без завершения реформы рынка газа амбициозные планы по увеличению добычи, отказу от импорта газа, снижению цен на газ для населения и реализации масштабных мероприятий по энергоэффективности — все это обречено остаться на бумаге", — уверен Андрей Коболев.
Право Укргазвыдобування и Нафтогаза требовать от Правительства определения источников финансирования и порядка компенсации за выполнение спецобязательств подтверждено в судебном порядке. Своим постановлением от 03.10.17 Киевский апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу Кабинета Министров Украины на постановление Окружного административного суда города Киева от 19.07.17 в деле №826/6066/17 по административному иску Нафтогаза к Кабинету Министров Украины. Также суд установил факт и признал противоправной бездеятельность Кабинета Министров Украины, не определившего источники финансирования и порядок определения компенсации субъектам рынка природного газа, на которых возлагаются специальные обязательства, и обязал Правительство выполнить требования п.7 ч.4 ст.11 Закона Украины "О рынке природного газа".
Укргазвыдобування и Нафтогаз выразили готовность принять участие в разработке соответствующего акта Кабинетом Министров и предоставить всю необходимую информацию.
Справка
Согласно ч.1 ст.11 Закона, с целью обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа на субъектов рынка природного газа в исключительных случаях и на определенный срок могут возлагаться специальные обязательства в объеме и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины после консультаций с Секретариатом Энергетического Сообщества. Такие обязательства должны быть четко определенными, прозрачными, недискриминационными и не должны быть заведомо невыполнимыми.
Кроме того, ч.7 ст.11 Закона предусматривает, что субъект рынка природного газа, на которого возлагаются специальные обязательства, имеет право на получение компенсации экономически обоснованных затрат, понесенных таким субъектом, уменьшенных на доходы, полученные в процессе выполнения возложенных на него специальных обязательств, и с учетом допустимого уровня прибыли согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины.
В соответствии с ч.4 ст.11, возлагая такие специальные обязательства, Правительство должно было также установить источники финансирования и порядок определения компенсации субъектам, на которых возлагаются такие обязательства. Однако данное требование Закона до сих пор не выполнено, хотя специальные обязательства действуют с 1 октября 2015 года. Обязательство Правительства выполнить данное требование Закона подтверждено в судебном порядке.
Для Укргазвыдобування расчет компенсации должен определяться с учетом ч. 2 ст.12 Закона, которая предусматривает, что поставка природного газа осуществляется по ценам, которые свободно устанавливаются между поставщиком и потребителем, кроме случаев, предусмотренных данным Законом. В соответствии с указанными постановлениями правительства на Укргазвыдобування были возложены специальные обязательства продавать Нафтогазу природный газ по определенной цене, которая не соответствовала рыночной. В этом случае Укргазвыдобування считает, что допустимый уровень его прибыли должен определяться исходя из рыночной цены природного газа, то есть должна компенсироваться разница между рыночной ценой природного газа и ценой, установленной для Укргазвыдобування соответствующими постановлениями Правительства.
Теги: Нафтогаз