Власти РФ назвали Тамань потенциальным портом для перевалки опасной химии (Краснодарский край).
Минпромторг РФ назвал морской порт Тамань одной из "наиболее вероятных" локаций для строительства хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Морпорт может получить разрешение на строительство специализированной инфраструктуры. Об этом пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Кроме Тамани соответствующие разрешения могут получить порты Усть-Луга и Восточный.
По оценкам Минпромторга, на территории России "фактически отсутствует портовая инфраструктура" для перевалки опасных химических грузов, ее дефицит составляет порядка 6 млн т. ежегодно.
По оценке комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, потери экспортной выручки российских компаний составляют 100 млрд руб., что соответствует порядка 5 млрд руб. налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Напомним, в октябре Госдума одобрила в первом чтении законопроект о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии. Дата второго чтения еще не назначена.
Проект закона был разработан Минпромторгом. Ведомство предложило внести поправки в закон об экологической экспертизе и закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс и Водный кодекс с тем, чтобы вывести аммиак, метанол, аммиачную селитру и нитрат калия из-под запрета на размещение в водоохранных зонах в морских портах.
Согласно инициативе, их можно будет хранить на специализированных терминалах в портах, но за пределами границ прибрежных защитных полос. Согласно Водному кодексу РФ, ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м, а прибрежной защитной полосы — от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега. Где финально будут размещаться подобные терминалы, должно определяться соответствующим распоряжением правительства.
"При размещении хранилищ необходимо соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, а проектная документация на строительство должна будет пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня", — подчеркнули в пресс-службе Минпромторга.
Как отмечают в ведомстве, отсутствие запретов на размещение в морских портах спецхранилищ соответствует общемировой практике. Их хранение на территории морских портов в непосредственной близости от береговой линии обеспечивает минимизацию рисков влияния на окружающую среду при перевалке. Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять качество продукции и минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
Как сообщал РБК Краснодар, в августе 2022 года стало известно, что ПАО "ТОАЗ" ("Тольяттиазот") планирует построить до 2025 года перевалочный комплекс в порту Тамань. Объем инвестиций составит 40 млрд рублей. Соответсвующее трехстороннее соглашение подписали губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава Темрюкского района Федор Бабенков и гендиректор "Тольяттиазот" Анатолий Шаблинский.
Директорат"ОКХ "Уралхим" сообщал, что перевалочный комплекс планируют запустить в три этапа — с декабря 2023 года, еще через 2-3 года предприятие выйдет на проектную мощность. Тогда же говорилось, что на терминале собираются использовать самые современные технологии, средства безопасности и автоматизации.