Хранилища для опасной химии могут построить в портах Тамань, Усть-Луга и Восточный.
Минпромторг определил морские порты, в которых "наиболее вероятно" будет организовано строительство хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Разрешение на размещение специализированной инфраструктуры могут получить порты Усть-Луга, Тамань и Восточный. Об этом рассказали в пресс-службе Минпромторга газете РБК. Указанные предварительные локации также называют и в профильном комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
В середине октября Госдума одобрила в первом чтении законопроект о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии. Он был разработан Минпромторгом во исполнение "дорожной карты", утвержденной первым вице-премьером Андреем Белоусовым в марте этого года. Ведомство предложило внести поправки в закон об экологической экспертизе и закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс и Водный кодекс с тем, чтобы вывести аммиак, метанол, аммиачную селитру и нитрат калия из-под запрета на размещение в водоохранных зонах в морских портах. Согласно инициативе, их можно будет хранить на специализированных терминалах в портах, но за пределами границ прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м, а прибрежной защитной полосы — от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега. Где именно будут размещаться подобные терминалы, должно определяться соответствующим распоряжением правительства.
"При размещении хранилищ необходимо соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, а проектная документация на строительство должна будет пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня", — отметили в пресс-службе ведомства.
Отсутствие запретов на размещение в морских портах спецхранилищ соответствует общемировой практике, добавили в Минпромторге. Их хранение на территории морских портов в непосредственной близости от береговой линии обеспечивает минимизацию рисков влияния на окружающую среду при перевалке. Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять качество продукции и минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
По мнению главного аналитика исследовательской компании Sherpa Group, особенностью выбранных портов (Усть-Луга, Тамань и Восточный) является то, что они обеспечивают выход к трем направлениям — к западному, южному и восточному, что может помочь наладить взаимодействие с потребителями из Южной Америки, Африки, Турции и стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Кроме того, указанные порты являются современными, обладают необходимой инфраструктурой, имеют разные подъездные пути — все это позволяет ускорить строительство необходимых терминалов, в которых можно принимать суда разных типов.
Прежде всего в создании терминальной инфраструктуры заинтересованы крупные производители химической отрасли, нацеленные на экспорт, и сами владельцы портов. В марте этого года RUPEC писал о том, что "Тольяттиазот" (ТОАЗ, входит в группу "Уралхим") реализует первый в России терминал по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани. Первую очередь объекта проектной мощностью 2 млн т планируется запустить до конца года. Второй этап строительства предусматривает увеличение мощностей комплекса к декабрю 2025 года до 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида в год. Инвестиции в проект ТОАЗ оценивает в 40 млрд руб., 25 млрд руб. из которых будут вложены в строительство объектов для приема грузов в порту Тамань, другие 15 млрд руб. — в создание инфраструктуры для отправки продукции из Тольятти.
Другим известным проектом строительства терминала для перевалки удобрений в морском порту Усть-Луга занимается "Еврохим". Инвестиционные соглашения по созданию логистического хаба были подписаны четыре года назад. Главгосэкспертиза согласовала строительство комплекса по перевалке минеральных удобрений летом 2020 года. Строительство терминала в Усть-Луге разбито на три этапа. Пропускная способность составит 6,025 млн т в год, грузооборот — 5,55 млн т в год. Первую очередь терминала планируется ввести к концу 2023 года, объем инвестиций в нее составит около $280 млн.
На данный момент дефицит портовой инфраструктуры для перевалки опасных химических грузов оценивается минпромторгом в 6 млн тонн ежегодно. Это подтверждают и эксперты отрасли. По словам исполнительного директора Российской ассоциации производителей удобрений Максима Кузнецова, дефицит портовых мощностей составляет 17 млн тонн, из которых 6 млн тонн — аммиак и жидкие удобрения. "Это так называемые опасные грузы, экспорт которых раньше шел через Прибалтику. Их производство в России будет расти, — предполагает эксперт. — При этом развитие портовой инфраструктуры для перевалки опасных грузов сильно осложняется рядом устаревших норм и регламентов", — сказал он.