Поправки о хранении удобрений в водоохранных зонах портов прошли I чтение.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает размещать специализированные хранилища аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия в границах водоохранных зон на территориях морских портов.
Правительство внесло законопроект № 433783-8 в парламент в сентябре.
Статья 65 Водного кодекса запрещает размещать в границах водоохранных зон химические, взрывчатые, токсичные, отравляющие и ядовитые вещества. Принятый в первом чтении законопроект предлагает установить, что данный запрет не касается аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия в специализированных хранилищах, размещенных на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос. Перечень портов утвердит правительство.
Уточняется, что строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ допускаются при условии их оборудования сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.
В конце 2020 года Госдума уже смягчала нормы Водного кодекса (закон № 865816-2) и снимала запрет на строительство, реконструкцию и эксплуатацию специализированных хранилищ агрохимикатов в водоохранной зоне (за пределами границ прибрежных защитных полос) при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов. Бенефициарами проекта были ряд компаний, в том числе "ЕвроХим", который из-за действовавшего на тот момент ограничения вынужден был приостановить реализацию проектов по развитию терминалов по перевалке агрохимикатов в морских портах Туапсе, Мурманск, Усть-Луга.
С инициативой разрешить хранение опасных химикатов вблизи морских портов ранее выступила Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ). Прошедший I чтение законопроект готовил Минпромторг.
Как объясняли "Интерфаксу" в пресс-службе министерства, с марта 2022 года прекращен экспорт аммиака из России из-за закрытия доступа к терминалам в портах Прибалтики. По мнению министерства, выходом из сложившейся ситуации является строительство собственной - российской портовой инфраструктуры, специализированных хранилищ аммиака, метанола и других химических веществ. Принятие законопроекта позволит привлечь дополнительные инвестиции в химическую промышленность и запустить производства, остановленные из-за проблем с логистикой, а также поспособствует увеличению экспорта этой продукции, рассчитывают в Минпромторге.
РАПУ оценивает дефицит портовых мощностей в РФ в 17 млн тонн, из которых 6 млн тонн приходится на аммиак и жидкие удобрения.