Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Иван Пятибратов: Азербайджанский газ может добраться до всех уголков Европы.

Спустя всего трех месяцев с начала поставок азербайджанского газа в Европу объем экспортированного газа превысил уже более 1 млрд. кубометров. Потребителями азербайджанского газа по трубопроводу TAP стали Италия, Греция и Болгария, в то время как Италия впервые экспортировала во Францию 36 млн кубометров газа и еще 4 млн кубометров газа в Швейцарию с начала года. Активным потребителем азербайджанского газа желает быть Венгрия и еще ряд европейских стран. О перспективах азербайджанского трубопровода ТАР в Европе, Vzglyad.az поговорил с ведущим аналитиком Центра политической информации, российским политологом и экономистом Иваном Пятибратовым.
- Интерес к азербайджанскому газу у европейских стран активно растет – вообще, как много стран могут подключиться к ТАР или стать экспортерами азербайджанского газа в Европу?
- В принципе экспортером азербайджанского газа может стать любая из европейский стран, которая его закупает. В рамках Евросоюза реэкспорт считается нормальной практикой, которая Еврокомиссией рассматривается как мера по борьбе с монополизмом на европейском газовом рынке. Поэтому фактически мы можем говорить о том, что азербайджанский газ потенциально может добраться до всех уголков Европы. Об этом я говорю и в контексте перспектив развития газопровода Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия, в который газ будет попадать в том числе из ЮГК (Южного газового коридора), и с учетом уже имеющихся кейсов продажи азербайджанского газа Италией Франции и Швейцарии.
Другое дело, что в случае реэкспорта мы говорим не о непосредственных поставках азербайджанского газа, поэтому эти процессы рассматривать как прямое продолжение TAP не стоит. Да и прибыль от реэкспорта получает уже не Азербайджан. Но если операции по реэкспорту азербайджанского газа станут регулярными, то действительно Азербайджан может рассчитывать на заключение договоров и о дополнительных поставках, что безусловно выгодно.
- Эксперты говорят о возможностях поставок в Европу по ТАР около 10 млрд кубометров газа в год, и о том, что это количество при надобности можно удвоить или даже утроить. Сколько в перспективе может поставлять ТАР в Европу, насколько велики эти объемы газа?
- Сейчас TAP может выдавать мощность в 10 млрд кубометров в год. Поэтому поставленный с декабря 2020 года млрд говорит о том, что на текущем этапе TAP используется далеко не на полную мощность. Но не стоит рассматривать это как негативную оценку, так как, во-первых, трубопровод только начали эксплуатировать, а во-вторых, это открывает перед Азербайджаном перспективы заключения дополнительных соглашений на поставки. Не говоря о том, что это делает данный трубопровод интересным для третьих стран в качестве канала транспортировки их газа. Это, например, Туркменистан. При этом планируется строительство еще двух компрессорных станций и апгрейд уже работающих, что увеличит мощность до 20 млрд кубометров в год. То есть у TAP потенциально есть солидный запас мощности, который еще сильнее подчеркивает перспективы использования TAP для транспортировки не только азербайджанского газа. Но пока что Азербайджан пользует своим исключением для доступа третьих лиц и поставляет только свой газ.
- Наряду с туркменским газом, эксперты говорят и о возможных других поставщиках голубого топлива для транзита по ТАР, например израильском газе. Насколько это вероятно?

- Насчет Израиля есть у меня определенные сомнения. Совместно с Кипром и Грецией Израиль, сейчас, рассматривают возможность строительства газопровода EastMed, у которого планируется мощность в 10 млрд. То есть фактически Израиль сейчас работает над конкурентным по отношению к TAP проектом. Другой разговор, что чем активнее развивается TAP, тем менее актуальным становится EastMed. Вот в случае, если EastMed станет Европе неинтересен, тогда действительно могут задуматься о подключении к TAP Израиля. Лет 7 назад об этом уже говорили. Но сейчас в эту сторону подвижек я не наблюдаю. Израиль вообще сейчас больше перспектив видит в СПГ.
Говоря о других странах, то повторюсь, наиболее перспективным поставщиком, на мой взгляд, мог бы стать Туркменистан. Проблема статуса Каспия снята, по месторождению "Кяпаз"-"Сердар", которое долгие годы было камнем преткновения, договорились. Соответственно никаких препятствий для строительства Транскаспийского трубопровода, по сути, не остается. Если он будет реализован, то туркменский газ пойдет по TANAP-TAP.
- Есть и другая точка зрения. Нужен ли Азербайджану для поставок в Европу чей-то газ принципе? Ведь вполне возможно, что достаточно своего – ведь поставлять свой газ гораздо выгоднее, чем быть просто чей-то транзитной трубой?
- Если рассматривать газовую энергетику страны "в вакууме", то Азербайджан мог бы справиться и самостоятельно. В 2020 году добыча газа в стране по подсчетам SOCAR составила около 37 млрд кубометров. Для трубы, которая сейчас может пропустить 10 млрд – более, чем достаточно. Но это "в вакууме". А нужно ведь учитывать то, что Азербайджану нужен газ и для внутреннего потребления. Азербайджан, по данным BP, потребляет 11–12 млрд кубометров в год, и потребление растет, при этом не до всех отдаленных населенных пунктов этот газ пока доходит – отдельные села в Азербайджане еще нуждаются в газофикации. Добавим к этому то, что по TAP поставляется газ добываемый только с месторождения Шах-Дениз. Там, по данным SOCAR, производится около 17 млрд кубометров в год. Соответственно собственного газ при текущем соотношении производства и потребления газа в стране, если и хватит для заполнения трубы – то, как говорится, впритык. При этом напомню, что мощность TAP планируется увеличить в два раза. Соответственно привлечение других поставщиков более, чем рационально. К тому же ЕС очень заинтересован в том, чтобы диверсифицировать поставщиков газа, поэтому и с дипломатической точки зрения для Азербайджана было бы выгоднее не противиться поставкам по трубопроводу газа других стран.
Теги: SOCAR