Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

РБК узнал партнеров Тимченко по самому закрытому подрядчику "Газпрома".

Крупнейшим совладельцем компании оказался однокурсник бывшего топ-менеджера монополии.
Геннадий Тимченко готовится продать долю в крупном подрядчике "Газпрома" — "Стройтранснефтегазе". Владельцами второй половины компании оказались знакомые бывшего топ-менеджера "Газпрома" Кирилла Селезнева.
Подрядчик с двумя неизвестными
"Дочка" "Газпрома" "Газстройпром" готовится выкупить последнего и самого закрытого подрядчика монополии из "большой тройки" — "Стройтранснефтегаз" (СТНГ). В 2013–2018 годах на контрактах "Газпрома" СТНГ заработал около 800 млрд руб., журнал Forbes уже несколько лет включает акционеров компании в рейтинг "королей госзаказов", но не указывает их имена: владельцы почти 70% до сих пор были неизвестны.
Половиной подрядчика владеет семья бизнесмена Геннадия Тимченко: 31,5% — у его "Волга Груп", а 18,5% — у родственников, рассказывал он сам РБК. Владельцы другой половины никогда не раскрывались.
Как выяснил РБК, основным партнером Тимченко в "Стройтранснефтегазе" был Алексей Митюшов, однокурсник бывшего топ-менеджера "Газпрома" Кирилла Селезнева по питерскому "Военмеху". А небольшой — "менеджерский" пакет акций — был у бывшего гендиректора компании Владимира Карташяна (возглавлял СТНГ в 2014–2018 годах). Об этом рассказали два источника, близких к подрядчику, и два источника, близких к разным акционерам СТНГ. Митюшов заявил РБК, что был владельцем 47% "Стройтранснефтегаза", но сейчас акционером не является (его слова передал представитель).
Селезнев — близкий соратник главы "Газпрома" Алексея Миллера. Он больше 15 лет входил в правление "Газпрома" и возглавлял "дочку" монополии "Газпром Межрегионгаз". В январе 2019 года советник Селезнева в "Межрегионгазе" Рауль Арашуков был арестован. Селезнев в апреле покинул "Газпром", после чего возглавил "РусХимальянс" — СП "Газпрома" с "Русгаздобычей", которое займется новым мегапроектом в Усть-Луге стоимостью $13 млрд
Как создавался "Стройтранснефтегаз"
В 2012 году "Стройтранснефтегаз" назывался "Аргус Пайплайн Сервис". Им владели основатели компании — Антон Рэй и его отец Майкл. В 2012 году перед продажей "Аргус" переименовали в ЗАО "Стройтрансгаз" — так же назывался крупнейший подрядчик Тимченко, который строил дороги, мосты и т.д. (форма собственности была ОАО). В 2016 году из-за путаницы между двумя "Стройтрансгазами" компанию вновь переименовали — в "Стройтранснефтегаз".
"Предполагалось, что с появлением новых акционеров "Стройтранснефтегаз" заменит другого крупного подрядчика "Газпрома" — "Стройгазконсалтинг" Зияда Манасира, — вспоминает источник, близкий к "Аргус Пайплайн Сервис". — К тому времени Манасир испортил отношения с "Газпромом" и перестал получать подряды, а концерну нужно было строить "Силу Сибири" и "Южный поток".
Акционер из "Военмеха"
Алексей Митюшов — однокурсник Кирилла Селезнева. В 1997 году они вместе окончили Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова ("Военмех"). Селезнев подтвердил РБК, что учился с Митюшовым на одном курсе. Митюшов сказал лишь, что ему приятно знать, что он окончил тот же вуз, что и многие уважаемые люди: Владимир Якунин (экс-глава РЖД), Кирилл Селезнев, Сергей Нарышкин (директор Службы внешней разведки), Геннадий Тимченко.
После института Митюшов около десяти лет проработал в "дочках" "Газпрома", которые курировал Селезнев. В 2003–2007 годы управлял имуществом в "Газпром Межрегионгазе" (Селезнев возглавлял компанию в 2003–2019 годы), в 2007–2012 годы входил в советы директоров энергетических "дочек" "Газпрома" и трех компаний, подконтрольных "Газпром Межрегионгазу". В эти же годы Митюшов возглавлял "Газпромэнерго", а также ОГК-6 и ОГК-2, подконтрольные "Газпром энергохолдингу".
В 2012–2014 году Митюшов уходит со всех постов в газпромовских структурах и начинает собирать строительный бизнес на базе бывших активов монополии. В 2013 году покупает "Салаватнефтехимстрой" (СНХРС), в 2016 году — ООО "Нефтехимремстрой". Обе компании продолжали получать подряды "Газпрома", и за пять лет их выручка превысила 150 млрд руб.
Митюшов также владеет катализаторными заводами, недвижимостью, консалтинговыми компаниями. В 2016 году он стал акционером банка "Финсервис", присоединившись к Эдуарду Карташяну, Наталье Коноваленко и сводному брату Селезнева Ивану Миронову. Митюшов сказал РБК, что с Мироновым они были связаны исключительно рабочими отношениями в рамках деятельности банка.
Коноваленко и Карташян — также выходцы из "Газпрома". Карташян в 2009–2013 годах возглавлял "Газпром Стройтэк Салават", которым владел "Газпром нефтехим Салават", чей совет директоров возглавлял Селезнев. Коноваленко 12 лет курировала экономику и финансы в должности заместителя Селезнева в "Газпром Межрегионгазе" и уволилась в мае 2019 года после его ухода из компании.
Митюшов и Карташян купили 50% "Стройтрансгаза" в 2013 году на Folmar Services (40%) и Capstone Resources (10%), говорят два источника РБК. Офшоры зарегистрированы на Британских Виргинских островах (BVI), чей реестр закрыт и чьи акционеры не раскрываются. Бизнесмены получили акции офшора Антона Рэя Vanstono Limited, который к тому моменту стал владельцем "Стройтрансгаза". В 2015 году доля Folmar в подрядчике выросла до 47,5%, а Capstone снизилась, соответственно, до 2,5%.
Митюшов подтвердил РБК, что владел Folmar Services. "Мне показалось интересным участие в компании, которая обладала компетенциями в реализации проектов по строительству магистральных газопроводов", — объясняет он покупку акций "Стройтрансгаза". Стоимость акций Митюшов не раскрывает, но утверждает, что "располагал собственными свободными средствами".
Митюшов и Кирилл Селезнев заверили РБК, что топ-менеджер "Газпрома" никак не способствовал этой сделке. "Я с ним (Селезневым) на эту тему даже не разговаривал", — утверждает Митюшов.
Связаться с Владимиром Карташяном не удалось.
Не владельцы, а пайщики
В январе 2017 года Folmar и Capstone в списке владельцев компании сменил закрытый фонд под управлением УК "Меркури Кэпитал Траст", рассказывают два источника, близких к СТНГ. Митюшов подтвердил РБК, что в начале 2017 года передал акции в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), но управляющую компанию не назвал.
Передав акции в ЗПИФ, человек больше не является бенефициаром компании, говорит партнер Bryan Cave Leighton Paisner Антон Панченков. При этом он становится пайщиком и выгодоприобретателем фонда, можно сказать, бенефициаром ЗПИФа, указывает он.
Срок действия ЗПИФа ограничен, после его истечения активы фонда продаются, а пайщики получают деньги от их реализации, добавляет юрист.
Два собеседника РБК, близких к разным акционерам СТНГ, говорят, что выгодоприобретателями ЗПИФа остаются Митюшов и Карташян.
Несколько лет назад после объявленной в России деофшоризации некоторые бизнесмены стали структурировать владение активами через ЗПИФы, рассказывает Панченков. Они рассматривают закрытые фонды как условный аналог иностранных фондов и трастов (тех, где владелец актива не имеет право давать указания трасти, а тот управляет трастом в интересах клиента, но по своему усмотрению).
Поэтому обычно управлением акций, переданных в ЗПИФ, занимается УК, лояльная пайщикам фонда, говорит юрист.
УК "Меркури Кэпитал Траст" была зарегистрирована в сентябре 2005 года, сейчас ею владеют Дмитрий Степанов, Тимофей Котенев и Дмитрий Кузнецов. УК также работала с Мироновым: в 2017 году ЗПИФ под ее управлением заменил две его офшорные компании, которые владели акциями АБ "Россия" и компанией "Вариант Северо-Запад".
Дмитрий Степанов отказался разговаривать с РБК, с другими владельцами УК связаться не удалось. Представитель "Меркури" не ответил на запрос.
Карташян, Митюшов и Елена Коноваленко с 2013 года и до сих пор занимают три кресла из шести в совете директоров "Стройтранснефтегаза", говорят два близких к СТНГ собеседника. Все трое проработали в совете директоров с осени 2013 года и минимум до февраля 2019 года, говорится в отчете "Финсервиса". Митюшов сказал РБК, что отсутствие акций СТНГ не мешает ему оставаться в совете директоров: он является независимым директором.
Хорошие отношения без рабочих вопросов
Селезнев называет отношения с Митюшовым приятельскими. "Общего бизнеса и общих рабочих вопросов у нас нет", — сказал РБК топ-менеджер. Митюшов это подтверждает: "Я поддерживаю с ним хорошие отношения, но друзьями мы не являемся. Совместных проектов и компаний у нас нет".
У Кирилла Селезнева мог бы возникнуть конфликт интересов, если бы он находился с Митюшовым в близких отношениях и влиял на выбор подрядчиков "Газпрома", говорит руководитель петербургского офиса Transparency International Дмитрий Сухарев.
Выбор подрядчиков для проектов "Газпрома" никогда не входил в список служебных обязанностей Селезнева, сказал РБК его представитель.
Подрядчик без синергии
Тимченко покупал половину "Стройтрансгаза", чтобы вместе с партнерами создавать крупный строительный холдинг. До 2015 года все шло по плану: Тимченко, Михаил Кенин, Максим Воробьев и Газпромбанк получили доли в Stroytransgaz Holding (STG Holding), который через офшор Patel group в 2013 году купил 50% "Стройтрансгаза", а через некоторое время стали владеть пакетами акций в "Стройтрансгазе" напрямую. Партнеры получили пакеты пропорционально долям в STG Holding: Тимченко — 31,5%, Газпромбанк — 10%, Кенин (выкупил долю Воробьева) — 8,5%.
Но синергии между активами не случилось, бизнесмен отказался от создания холдинга и продал доли в СК "Мост" и ГК "АРКС", оставшись акционером двух "Стройтрансгазов".
В марте 2015 года Кенин и Газпромбанк вышли из "Стройтрансгаза", продав 18,5% панамской Nowata Development Corp. На один день, когда фиксировалась сделка, адрес регистрации Nowata совпадал с адресом связанного с Тимченко офшора Brintamos Group. Затем адрес изменился.
В начале 2015 года Тимченко начал деофшоризацию бизнеса. В это время 31,5% "Стройтрансгаза" получила "Волга Груп", а владельцем 18,5% стало АО "РКВ Инвест", рассказали РБК два источника, близких к подрядчику.
"РКВ Инвест" была создана в октябре 2015 года, ее учредитель и владелец по данным на август 2019 года — Анатолий Ермолаев, гендиректор — Александр Сапожников. Ермолаев — бывший гендиректор ООО "Алма Холдинг", долей в котором владеет "Волга Груп". Сапожников — бывший директор по аудиту "Стройтранснефтегаза". Ермолаев отказался отвечать на вопросы РБК, Сапожников не ответил на переданные вопросы.
Несовпадение взглядов
У Тимченко и второй группы акционеров не совпали взгляды на управление компанией, рассказали РБК три источника, близких к подрядчику. При этом пакеты акций всегда распределялись 50% на 50%, акционерного соглашения не было, у председателя совета директоров не было права вето, указывают двое из источников.
"Волга Груп" требовала сократить расходы, повысить эффективность, и в основном от Тимченко в "Стройтранснефтегаз" приходили финансисты, вспоминает источник, близкий к компании.
Весной 2014 года зять Тимченко Глеб Франк возглавил совет директоров "Стройтрансгаза" (занимал этот пост до середины 2018 года), рассказали два источника, близких к Тимченко и "Стройтрансгазу". При этом гендиректором в это же время был представитель второй группы акционеров — Владимир Карташян.
Франк требовал от менеджмента повысить маржу, не поддерживал стратегию диверсификации. "Второй группе акционеров это не нравилось", — вспоминает один из них.
В 2017–2018 годах две группы акционеров предлагали друг другу выкупить у них половину СТНГ и консолидировать компанию, но не сошлись в цене, сделка не состоялась, говорят три собеседника РБК, близких к подрядчику.
Сколько может стоить "Стройтранснефтегаз"
Портфель заказов "Стройтранснефтегаза" на конец 2018 года составлял около 190 млрд руб., рассказывает один из собеседников РБК. Но основа портфеля — заказы самого "Газпрома", поэтому оценивать компанию по объему заказов "было бы странно", говорит другой источник, близкий к подрядчику.
Обычно строительные компании оцениваются по мультипликатору в пять EBITDA, но бизнес СТНГ связан с единственным заказчиком, так что компания может стоить четыре EBITDA без учета долга, сказал РБК старший аналитик "БКС Премьер" Сергей Суверов. EBITDA "Стройтранснефтегаза" в последние пять лет (2014–2018 годы) колебалась от 2 млрд до 21 млрд руб. и в среднем составляла 11,2 млрд руб. в год, говорит человек, близкий к компании, то есть без долга СТНГ может стоить около 45 млрд руб. На конец 2018 года подрядчик должен был банкам примерно 20 млрд руб., большую часть (около 15 млрд руб.) — ВБРР, говорит один из собеседников РБК. СТНГ — заемщик банка, подтвердил человек, близкий к ВБРР, представитель банка не ответил на запрос РБК.
Теги: Стройтранснефтегаз, Газпром

Похожие новости: