Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Ротенберг и Тимченко уходят с газовых строек.

Зачем "Газпром" выкупает своих крупнейших подрядчиков.
"Газпром" договаривается о выкупе получателей многомиллиардных контрактов на строительство газопроводов и Крымского моста — "Стройгазмонтажа" и "Стройтранснефтегаза". Это должно помочь монополии снизить санкционные риски
Знаменитые подрядчики
Структуры "Газпрома" ведут переговоры о покупке его крупнейших подрядчиков — компаний "Стройгазмонтаж" у Аркадия Ротенберга и "Стройтранснефтегаз" у Геннадия Тимченко, рассказали РБК два источника, близких к "Газпрому", и собеседник в компании, которая работает с монополией. Информацию о переговорах по продаже "Стройгазмонтажа" РБК подтвердил и источник, близкий к компании Ротенберга. Обе сделки могут быть закрыты до конца года, сначала — с Ротенбергом, затем — с Тимченко. А уже в апреле "Стройгазмонтаж" возглавит топ-менеджер "Газпрома" Станислав Аникеев, говорит один из источников РБК. По его словам, решение по этим двум сделкам принято окончательно.
"Стройгазмонтаж" и "Стройтранснефтегаз" известны своим участием в крупнейших инфраструктурных проектах. "Дочка" "Стройгазмонтажа" строила Крымский мост (общая стоимость проекта — 228 млрд руб.). Обе компании были подрядчиками при строительстве газопровода "Сила Сибири" и сейчас принимают участие в строительстве "Северного потока-2". Стоимость этих проектов оценивается более чем 1 трлн руб. и €9,5 млрд соответственно.
Компании Тимченко и Ротенберга планирует выкупить собственный подрядчик "Газпрома" — "Газстройпром". Компания была создана в прошлом году, 49% — у "Газпрома", остальное — у структур Газпромбанка и физических лиц. "Газстройпрому" уже отошли активы третьего по величине подрядчика "Газпрома" — "Стройгазконсалтинга", а в случае завершения сделок с Ротенбергами и Тимченко компания окажется крупнейшим подрядчиком монополии. В 2015–2018 годах "Стройгазмонтаж", "Стройтранснефтегаз" и "Стройгазконсалтинг" получили подряды от "Газпрома" почти на 1,5 трлн руб.
В мае прошлого года аналитики Sberbank CIB Алекс Фэк и Анна Котельникова заявили в клиентском отчете, что подрядчики "Газпрома" "Стройгазмонтаж" и "Стройтранснефтегаз" — главные выгодоприобретатели строительства трех экспортных газопроводов — "Силы Сибири", "Северного потока-2" и "Турецкого потока". Отчет вызвал скандал: Алекс Фэк был уволен, а глава Сбербанка Герман Греф вынужден был извиниться перед главой "Газпрома" Алексеем Миллером и "всеми людьми, кого затронули эти необоснованные выводы".
Цену покупки активов и схему финансирования собеседники РБК не раскрывают. "Стоимость компаний оценить довольно сложно, — говорит директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. — На свободном рынке она в первую очередь коррелировала бы с портфелем заказов и репутацией. В России, вероятно, на стоимости могут сказаться и политические факторы".
Санкционные риски
Возможно, "Газпром" обсуждает выкуп подрядных компаний, чтобы снять санкционные риски. "Монополия намерена увеличить долю на рынке Европы и в условиях жесткой конкуренции с американцами хочет устранить все возможные поводы для критики, в том числе из-за подсанкционных подрядчиков", — объясняет вероятный мотив сделки один из собеседников РБК.
Сейчас "Газпром" теоретически можно обвинить в финансировании санкционных компаний, соглашается юрист адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев. "Скорее всего, сделка направлена на предотвращение обвинений в сделках с подрядчиками — санкционными компаниями. В этом случае покупка "Газпрома" может структурироваться так же, как совершалась сделка по выводу из-под санкций дочерней компании "Реновы" Sulzer. В этом случае средства будут заблокированы на специальном счете, доступ к которому продавец получит в случае снятия с него санкций", — объясняет Дораев.
Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко вместе с компаниями — подрядчиками "Газпрома" попали под санкции ЕС и США в начале 2014 года. Однако это не помешало им продолжить работу с монополией, получив крупные подряды, в частности на строительство "Силы Сибири" и "Северного потока-2". "Не до конца понятно, почему "Газпром" пошел на это именно сейчас, спустя годы с момента попадания подрядчиков под санкции. Вероятно, есть некие бизнес-договоренности, о которых нам пока неизвестно", — говорит юрист Quorus GmbH Евгений Жилин, полагая, что, выкупая компании у фигурантов санкционных списков, "Газпром" может взять на себя риск вторичных санкций.
Маринченко отмечает, что сделка выглядит логичной в контексте недавних стараний правительства усилить контроль за инвестпрограммами компаний. "Хотя и идет вразрез с мировыми тенденциями последних десятилетий — когда большая часть сервисных работ передается на аутсорсинг", — говорит он.
"У меня нет информации по данному вопросу", — сообщил РБК представитель Ротенберга. Представитель Тимченко от комментариев отказался. В "Газпроме" и Газпромбанке пока не ответили на запросы РБК.
Что останется у Ротенберга и Тимченко
Аркадий Ротенберг создал компанию "Стройгазмонтаж" в 2008 году и тогда же через кипрские офшоры купил у "Газпрома" пять строительных "дочек" вместе с контрактами: "Ленгазспецстрой", "Волгограднефтемаш", "Спецгазремстрой", "Краснодаргазстрой" и "Волгогаз" с суммарным оборотом 43,5 млрд руб. в 2007 году. За строительные активы "Газпром" получил 8,3 млрд руб.
"Стройтрансгаз" (прежнее название "Стройтранснефтегаза") был крупным подрядчиком "Газпрома" с советских времен. Когда монополию возглавлял Рем Вяхирев, она обеспечивала "Стройтрансгазу" 80% портфеля заказов. В 2007 году совладельцами "Стройтрансгаза" стали структуры Геннадия Тимченко.
Состояние Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко в 2018 году Forbes оценивал в $3 млрд и $16 млрд соответственно. У Ротенберга кроме "Стройгазмонтажа" есть еще 80% в компании "Минудобрения", 35% в TPS Avia (контролирует международный аэропорт Шереметьево), 50% в СМП Банке. Совокупная выручка этих компаний за 2017 год чуть больше 30 млрд руб., это в десять раз меньше выручки "Стройгазмонтажа" за аналогичный период (362 млрд руб.).
В апреле прошлого года бизнесмен выкупил у НПФ "Благосостояние" компанию "Мостотрест" — крупнейшего подрядчика на инфраструктурном рынке, субподрядчика строительства Крымского моста с портфелем заказов в 365,5 млрд руб. На развитие и реконструкцию дорожного хозяйства государство сегодня выделяет значительные средства: например, по итогам 2018 года — около 754 млрд руб., обращает внимание аналитик АКРА Максим Худалов.
Для Тимченко "Стройтранснефтегаз" — важный, но не основной актив. Бизнесмен также владеет 23,5% в газовой частной компании НОВАТЭК, 17% в "Сибуре" (занимается нефтехимией), 80% в "Трансойле". Доля Тимченко в НОВАТЭКе сейчас стоит 752 млрд руб., доля в "Сибуре" исходя из предварительных оценок перед IPO — $3–3,4 млрд (порядка 200 млрд руб. по текущему курсу ЦБ).
По оценкам Fitch, в 2018–2019 годах инвестпрограмма "Газпрома" (без дочерних обществ) достигнет пика и составит 1,3–1,4 трлн руб., а в 2020–2021 годах снизится из-за завершения основных проектов. Основные проекты "Газпрома" — газопровод в Китай "Сила Сибири" и "Северный поток-2" в Европу — будут запущены в конце 2019 года, и капитальные вложения начнут постепенно снижаться, говорил РБК аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Но падения, по его мнению, ждать не стоит: компания планирует построить новые мощности по поставкам газа в Китай и заводы по сжижению газа (СПГ). Кроме того, "Газпрому" необходимо будет увеличивать инвестиции в ремонтные работы уже зрелых транспортных активов, перечисляет аналитик. Если "Газпром" договорится о новых крупных проектах, прежде всего "Силе Сибири-2", рост инвестиций возобновится в 2022 году, объяснил Маринченко.
Теги: Газпром, Стройтрансгаз