Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нафтогаз обращает внимание на дискриминационные положения в изменениях к регуляторным актам НКРЭКУ.

НАК "Нафтогаз Украины" приветствует сообщение Секретариата Энергетического Сообщества о том, что АО "Укртрансгаз" и национальный регулятор энергетики - НКРЭКУ - договорились о начале процесса медиации (англ. facilitation) относительно "имплементации изменений в украинский Кодекс газотранспортной системы, которые, как ожидается, вступят в силу 1 августа 2018 года".
По нашему мнению, один из самых критичных недостатков этих изменений касается правил так называемой "автоматической регистрации" потребителей за поставщиком со специальными обязанностями (который не вправе отказать такому потребителю в заключении договора на поставку природного газа, далее - поставщик ПСО), под определение которого может подпадать Нафтогаз и все другие поставщики ПСО. В частности, обновленный Кодекс ГТС предусматривает, что с 1 августа 2018 года поставки природного газа должны происходить с привлечением информационной платформы Оператора ГТС, который должен обеспечить поставщиков так называемыми "реестрами потребителей". Поставщик имеет право поставлять природный газ своему потребителю только если последний будет включен в реестр потребителей этого поставщика. В этом случае весь объем использованного потребителем природного газа будет внесен в аллокацию соответствующего поставщика. Изменения в Кодекс ГТС определяют процедуру формирования и управления такими реестрами потребителей, начиная с июля 2018 года (месяц, предшествующий месяцу перехода к суточному балансировки). Эта процедура состоит из следующих шагов:
1) потребитель, имеющий действующего поставщика в июле 2018 года, автоматически включается Оператором ГТС в реестр потребителей его действующего поставщика;
2) в июле 2018 года Оператор ГТС отправляет впервые сформированный реестр потребителей поставщику;
3) проверив полноту и правильность сформированного реестра потребителей, обычный поставщик имеет право определить период поставки для каждого потребителя, включенного в реестр, или исключить потребителя, которому он не собирается поставлять газ. Поставщик также может дополнительно включить в свой реестр отсутствующих потребителей.
Но Кодекс ГТС устанавливает другое правило касательно поставщика ПСО. Такой поставщик не имеет права самостоятельно исключать из реестра потребителей того потребителя, которому поставщик ПСО не планирует поставлять природный газ, даже при наличии законных оснований для этого (например, невыполнение потребителем требований Положения ПСО). Вместо этого от поставщика ПСО требуется инициировать меры по отключению такого потребителя с соблюдением Правил поставок природного газа.
Эта разница в регулировании деятельности поставщика ПСО объясняется действием Положения ПСО, но такая аргументация не оправдана. Для поставщиков ПСО, которые обязаны поставлять природный газ только при определенных условиях (например, обеспечение уровня расчетов), это является чрезмерным требованием и возлагает на них дополнительное бремя в то время, как они уже обязаны поставлять газ потребителям в силу Положения ПСО. Такие правила могут потенциально привести к значительным убыткам Нафтогаза в случае их применения на практике.
В этой связи особого внимания заслуживает письмо Секретариата Энергетического Сообщества, отправленное 3 ноября 2017 года в НКРЭКУ, которым запрашивались дополнительные разъяснения по четкости разделения ролей поставщика "последней надежды" и поставщика со специальными обязанностями и отмечалось, что "[поставщик "последней надежды" и поставщик со специальными обязанностями] имеют разный объем обязанностей и прав, которые не могут смешиваться в Кодексе ГТС. Более того, правила балансировки не могут быть дискриминационными по отношению к отдельным пользователям системы, что является ключевым требованием Третьего Энергопакета, или, как в данном случае, по отношению к отдельным сторонам, ответственным за балансировку. Правила балансировки не могут возлагать дополнительное бремя ни на поставщика со специальными обязанностями, ни на резервного поставщика и таким образом косвенно ставить их в менее выгодное положение по сравнению с другими поставщиками (сторонами, ответственными за балансировку) или создавать предпосылки для перекрестного субсидирования между пользователями системы".
Нафтогаз полностью поддерживает этот вывод. По нашему мнению, проблемная ситуация вокруг поставок природного газа производителям тепловой энергии должна решаться путем внесения изменений в Положение ПСО открыто и цивилизованным образом, а не через опосредованные акты законодательства. Такой непрямой путь ведет к накоплению проблем в секторе теплоснабжения, а не к их комплексному и окончательному решению.
По нашим данным, еще не была завершена полная основательная оценка изменений, внесенных в Кодекс ГТС, на предмет их соответствия Третьему энергопакету, а поэтому необходимо избегать любых спекуляций по этому поводу.
Нафтогаз приветствует готовность членов НКРЭКУ принять участие в дальнейших обсуждениях в рамках процесса медиации. Мы надеемся, что совместное эффективное решение будет найдено и в Украине будет обеспечено надлежащее внедрение Кодекса ГТС в соответствии с правом Энергетического Сообщества и в интересах всех участников рынка природного газа.
Теги: Нафтогаз, Укртрансгаз