Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нафтогаз поддерживает предложения Секретариата Энергетического Сообщества и Всемирного банка о необходимости изменения механизма ПСО.

НАК "Нафтогаз Украины" полностью разделяет позицию Секретариата Энергетического Сообщества (СЭС) и Всемирного банка (ВБ) о несоответствии положения "О возложении специальных обязанностей", утвержденного постановлением Кабинета Министров №187 от 22 марта 2017 г., рыночным правилам и положениям директив Евросоюза.
Нафтогаз неоднократно обращал внимание на несовершенство действующего механизма ПСО, который заставляет компанию передавать газ по льготным ценам сбытовым посредникам ("газсбытам"), большинство из которых контролируется Group DF Дмитрия Фирташа. Эти посредники не несут рисков ни колебания спроса со стороны потребителей, ни изменения цен на рынке. При этом операторы распределительных сетей ("облгазы"), которым принадлежат эти посредники, блокируют механизмы контроля за использованием газа, полученного их дочерними компаниями.
"Поставки газа для населения – это "черный ящик". Облгазы не предоставляют точную информацию, сколько именно газа использовал конкретный потребитель. Неизвестно, действительно ли люди, которые получают субсидию, выбрали все объемы газа, за которые дочерние структуры облгазов выставляют счет государству. Мы не знаем, кто именно получает наш газ по льготной цене и сколько его на самом деле поступает к людям. Так не должно быть. Этот сектор должен стать прозрачным и открытым для конкуренции. Поэтому мы поддерживаем изменения, предложенные Секретариатом и Всемирным Банком", – говорит главный коммерческий директор Группы Нафтогаз Юрий Витренко.
В частности, компания поддерживает изменения, предложенные СЭС к механизму ПСО, согласно которым добывающие компании группы Нафтогаз будут продавать газ всем желающим поставщикам на оптовом рынке, в том числе, газсбытам, на равных условиях. При этом для таких операций на оптовом рынке может быть применена предложенная СЭС и ВБ формула определения оптовой цены как одного из компонентов конечной цены для потребителя. Эта цена будет формироваться на момент заключения сделки с учетом периода передачи природного газа от производителя к покупателю. Кроме того, должны быть внедрены стандартные рыночные механизмы обеспечения оплаты поставленного газа, включая предоплату.
Такой механизм разрушит монополию и создаст необходимые условия для развития конкуренции на рынке поставок газа для населения, от которой выиграет прежде всего конечный потребитель. Если газсбыты не смогут выполнять возложенные на них обязанности поставлять газ населению на конкурентных условиях, Нафтогаз сможет делать это самостоятельно, без лишнего посредника. Таким образом, сбытовые компании облгазов получат конкурентов, по крайней мере, в лице Нафтогаза.
Также компания разделяет обеспокоенность СЭС и ВБ относительно барьеров для конкуренции (смены поставщика), которые создают дочерние сбытовые компании облгазов. В частности, зафиксированы случаи, когда акты сверки выдаются потребителям с нарушениями, что делает невозможным переход к новому поставщику. Кроме того, потребители сообщают о том, что в центрах обслуживания отказываются принимать заявление о приостановлении услуг поставки газа с действующей сбытовой компанией. Также имеются сообщения об отказе специалистов в центрах обслуживания заключать заявления-присоединения к договору распределения природного газа с облгазом без заключения договора со сбытовой организацией этого облгаза. Учитывая эти случаи, Нафтогаз разделяет позицию СЭС, согласно которой НКРЭКУ и Антимонопольным Комитетом Украины должны быть определены и применены эффективные механизмы предотвращения рыночных манипуляций. Компания также предлагает усовершенствовать процедуру смены поставщика, чтобы упростить этот переход и способствовать приходу на рынок новых поставщиков.
Теги: Нафтогаз