Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Александр Романихин: выделение госденег на импортозамещение должны курировать потребители, а не чиновники и функционеры

В России создано Агентство по технологическому развитию. Как заявлено, новая структура поможет в решении проблем импортозамещения, в том числе в нефтегазовом комплексе. Последнее время об импортозамещении в сфере нефтегазового оборудования говорят все меньше. Какова же ситуация на самом деле?
О технике и технологиях для нефтегазового комплекса, перспективах развития отраслевого машиностроения в России Агентству нефтегазовой информации рассказал вице-президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.
— Александр Владимирович, прежде чем мы начнем разговор о ситуации в отрасли, хотелось бы спросить о причинах Вашего ухода с поста президента Союза. Вы же создали эту организацию в непростые 90-е годы. Почему было принято такое решение?
— В нашей сфере должна быть ротация. Ненормально, когда один человек занимает пост руководителя долгое время. Например, в аналогичной американской структуре PESA (Petroleum Equipment & Services Association — прим. ред.) руководители регулярно меняются. На мой взгляд, так должно быть и в российских ассоциациях. Это не пожизненная должность. С возрастом утрачивается необходимая свежесть мышления, притупляется восприятие, и надо уступать дорогу новым, более молодым людям. Кроме того, я редактирую ряд изданий, занимаюсь информационными технологиями, а на это нужно время. Имитировать бурную деятельность, заниматься самопиаром, бегая по мероприятиям, не буду, а вот свой опыт готов передавать.
— Понятно. Скажите, а как Вы относитесь к созданию Агентства по технологическому развитию? Поможет ли оно появлению и внедрению новых отечественных технологий в нефтегазовом комплексе?
— Что делают в России при возникновении проблемы? Правильно, создают структуру. За счет чего она будет существовать? На  средства госбюджета опять будут ремонтировать офисы, закупать мебель, оргтехнику, автомобили,…
Был Российский фонд технологического развития. Теперь он называется Фондом развития промышленности. Зачем понадобилось создавать Агентство по технологическому развитию, если честно, не очень понимаю.
— Как Вы оцениваете работу Фонда развития промышленности, который превратился в основной источник господдержки импортозамещения в нефтегазе?
— Идея правильная. Но без минусов не обходится. Так, определяет, кому выделить деньги, экспертный совет. В составе которого нет ни одного специалиста нефтегазового комплекса!  
На мой взгляд, решать, какому предприятию давать средства на производство нефтегазового оборудования, должны потребители — нефтяники и газовики. Им ведь потом использовать эти технологии и технику, а не представителям «Деловой России» или РСПП.
— В чем, на Ваш взгляд, должна быть роль государства в поддержке нефтегазового машиностроения?
— Целесообразно субсидировать закупку нефтяниками и газовиками нового передового отечественного оборудования. На первом этапе, до запуска серийного производства, российское оборудование может быть дороже иностранного. Госбюджет должен также помогать создавать и совершенствовать испытательные полигоны для их использования разными предприятиями.
— А что скажете о финансировании автоматизированной информационной системы «Технологии и проекты импортозамещения», которую разработало и ввело в эксплуатацию ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России?
— О финансировании говорить не могу, кто и сколько за это заплатил, просто не знаю. Вернее, понимаю кто: российский народ. Конечно, фактически средства были перечислены из госбюджета, но через кого конкретно: Минэнерго, Минпромторг, Фонд развития промышленности — не скажу. Что там «ввели в эксплуатацию», тоже не совсем понятно. На мой взгляд, сначала надо было досконально разобраться с ГИС «ТЭК», куда ушло немало государственных денег.
Как известно, вопросом импортозамещения нефтегазового оборудования в ФГБУ «РЭА» занимается некая госпожа Ершова (Татьяна Ершова, главный советник генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» — прим. ред.), которая, по-моему, весьма далека от нефтегазового комплекса.
— Ходит шутка о тандеме Ершовой с сотрудником Минпромторга Муратовым и примкнувшим к ним Хайковым, который ни дня не проработал ни в геофизике, ни в бурении, но возглавляет Национальную Ассоциацию нефтегазового сервиса. Дайте, пожалуйста, оценку работе Минпромторга в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе?
— Не готов оценивать деятельность федерального органа исполнительной власти, тем более что руководитель Минпромторга России Денис Мантуров возглавляет наблюдательный совет нашего Союза. Могу сказать только, что в целом, по моим ощущениям, в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе пиара и  разговоров значительно больше, чем дела. Причем делают что-то конкретное нефтегазовые компании и заводы, которым от «координатора», смутно представляющего отраслевые технологии и технику, пользы мало. Есть ощущение, что из  импортозамещения пытаются сделать кормушку. К сожалению, вокруг этой темы крутится много случайных людей.
— Но рабочие группы Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования возглавляют представители нефтегазовых компаний…
— Да, я был активным сторонником того, чтобы их модераторами выступали потребители. Проблема только в том, что обсуждения проводятся, но решения, принимаемые этими группами, не имеют должной силы. Я на них не хожу, чиновники перестали приглашать. Видно слышать правду не всем чиновникам комфортно. Говорят, что интерес к таким собраниям, которые не кончаются ничем, падает. Потому они и проводятся все реже. Так что эта работа, на мой взгляд, заходит в тупик.
— А разрекламированные специнвестконтракты?
— Их можно разрабатывать сколько угодно, но если Минфин России говорит, что денег нет (а их действительно не хватает), то, так или иначе, все проекты лягут под сукно.
— Так как же оценивать работу по импортозамещению в нефтегазовом комплексе?

— Все просто. Надо брать крупнейшие инвестиционные проекты, например, «Ямал СПГ» или «Амурский ГПЗ», и анализировать, сколько технологического оборудования из России используется для их реализации. Вот это нужно делать, а не вкладывать бюджетные деньги во всякие АИС «Импортозамещение».
Значительная часть того, что замещено, сделано на деньги и по инициативе самих нефтегазовых компаний, как это было и в 90-е годы. Тогда  нам надо было восполнить потребность в нефтегазовом оборудовании, которое до этого производилось в Азербайджане и на Украине.
Не надо обюрокрачивать процессы. Порядок выделения государственных денег на импортозамещение должны курировать потребители, а не чиновники и функционеры. В конце концов, работать на этом оборудовании нефтяникам и газовикам, а не чиновникам, которые в большинстве своем весьма слабо во всем этом разбираются.
— Немного о пропаганде достижений российских предприятий. Вы уже высказывали сомнение в эффективности АИС. Сегодня проводится масса всяких форумов по нефтегазовому комплексу. Как Вы относитесь к ним?
— Если они организуются на рыночных условиях, то почему бы и нет. Выживет сильнейший. Но когда на «Оказание услуг по организации мероприятий и обеспечению участия» министерства в выставке перечисляют  ООО из бюджета около ста миллионов рублей, тот это удивляет. Когда  на территории выставки в «Экспоцентре» проходит заседание межведомственной рабочей группы по снижению зависимости от импорта российского ТЭК под председательством министра, то и это вызывает вопросы. Так ведь скоро министерство и коллегию будет проводить на выставке!
— Какие пути защиты российского рынка от экспансии иностранного нефтегазового оборудования, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?
— Самые масштабные закупки — в сфере нефтегазопереработки. Почему? Да потому, что закупаются иностранные лицензии и уже лицензиар начинает диктовать условия. Так что пока в России не начнут использовать собственные технологии, не будет своих UOP, CB&I, KBR, Amec, нам остается наблюдать масштабные закупки технологического оборудования…
— А если повысить таможенные пошлины?
— Бессмысленно. Это просто повысит стоимость проектов. Все равно лицензия будет иностранной, поэтому проект  обойдется дороже. Кстати, американцы защищают свой рынок не с помощью таможни, а путем введения стандартов. Они касаются и технологии изготовления, и комплектующих, и материалов… Разработкой и продажей стандартов занимается Американский нефтяной институт — обычная ассоциация, но весьма авторитетная.
— Кстати, именно API и собирает статистическую информацию о нефтяной промышленности…  
— Конечно. Публикует отраслевую статистику, финансирует и организует проведение необходимых исследований, осуществляет обучение. Не государство все это делает, не ФГБУ «РЭА» или кто-то еще,  а сами нефтяники. Несмотря на то, что бюджет США на порядок больше российского, там делает многое бизнес, а у нас пытаются вопросы решать расширением  бюрократических структур, занятых освоением бюджетных средств. Попытки создать Российский нефтяной институт, по аналогии с API,  пока не увенчались успехом.  Да, создаются многочисленные  «национальные» институты, палаты, ассоциации, форумы, объединения, но национальные они по названию, а не по сути. Одни пытаются банально «хапнуть» из госбюджета, а другие пытаются сразу получить властные полномочия, чтобы чем-то «рулить», что-то разрешать, согласовывать, кого-то допускать, аккредитовывать, сертифицировать, контролировать… Все же авторитетные ассоциации в большинстве стран мира идут по другому пути.
— У вас нет ощущения, что ажиотаж по поводу импортозамещения в нефтегазовом комплексе как-то поутих?
— Согласен, наши нефтяники, газовики и заводы понемногу приспособились к ситуации. Кроме того, полагаю, пришло понимание, что от всевозможных агентств, фондов и прочих структур, так же как и от многочисленных чиновников и функционеров пользы мало, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, т.е. тех, кто занимается делом.
Теги: Минпромторг