Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Росатом принял участие в Международной выставке и конференции "НЕВА".

25.09.2023, 21:06
Выставки

Предприятия Госкорпорации "Росатом" приняли участие в Международной выставке и конференции "НЕВА", которая завершилась 21 сентября 2023 года в Санкт-Петербурге.
Конференция в рамках мероприятия собрала более 30 тысяч посетителей и делегатов. Одно из ключевых стала арктическая тематика, которая была широко представлена при поддержке Госкорпорации "Росатом", Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также Правительства Санкт-Петербурга.
Представители Росатома рассказали о планах развития СМП и новых перспективных продуктах для Арктики. Всего в дискуссиях приняли участие топ-менеджеры и эксперты Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом", Машиностроительного дивизиона Росатома (АО "Атомэнергомаш"), дивизиона АСУ ТП и Электротехника (АО "РАСУ"), ФГУП "Атомфлот" и ФГУП "Гидрографическое предприятие".
В рамках организованного Госкорпорацией круглого стола "Плавучие энергоблоки как современный и экологичный способ энергоснабжения прибрежных и удаленных территорий и промышленных объектов" было представлено целое семейство новых атомных плавэнергоблоков (ПЭБ) разных по мощности и исполнению - в арктическом и тропическом вариантах, которые Росатом предлагает российскому и зарубежному рынкам. Спикеры рассказали также о вариантах транспортировки ПЭБов, рассмотрели аспекты, связанные с особенностями их юридического статуса, и обрисовали возможные пути их продвижения на международный рынок. В своем выступлении в рамках круглого стола заместитель генерального директора Госкорпорации "Росатом" по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов отметил: "В условиях волатильности мирового энергорынка очевидная привлекательность атомной энергии – ее экологичность, прогнозируемая на годы стоимость - еще больше подогревает интерес промышленных компаний и целых стран к атомной и особенно малой атомной энергетике. Плавэнергоблоки – отличный ответ на потребность рынка в "зеленой", устойчивой, масштабируемой и, что важно, еще и мобильной мощности. Сейчас наша задача – максимально удовлетворить этот спрос, предложив потенциальным заказчикам не просто серийный продукт, но и обеспечив на него эффективную цену и сжатые сроки строительства".
Выступая в пленарном заседании "Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов" заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша отдельно подчеркнул необходимость организации новых российских пароходств и строительства судов. "В современных геополитических реалиях Северный морской путь обеспечивает прямой доступ российской продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также переориентацию непосредственно на восточное направление российских грузов, традиционно идущих в этот регион через Суэцкий канал. По оценкам экспертов, к 2030 году грузопоток по СМП должен превысить 190 миллионов тонн. Соответственно, растёт потребность и в судах. Наши судостроители выстроили достаточно эффективную кооперацию в области строительства ледоколов, но необходим хотя бы ещё один крупнотоннажный судостроительный завод для грузовых судов, танкеров и газовозов, чтобы удовлетворить потребности внешней торговли в будущем", – отметил он.
"Реализация проектов на СМП связана с большими капиталоёмкими затратами, в том числе – в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути", входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) в части развития портовой инфраструктуры", – сообщил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации "Росатом" Максим Кулинко в рамках стратегической конференции "Российские порты: новый импульс развития портового сервиса" конференции "НЕВА-2023". В частности, он отметил, что стоимость реализации мероприятий в терминале СПГ и стабильного газового конденсата "Утренний" (порт Сабетта) - 161,4 млрд руб. (из них 100,5 млрд руб. – объекты федеральной собственности, срок реализации - 2019-2024 годы); стоимость строительства объектов федеральной собственности угольного терминала "Енисей" (порт Диксон) - 3,2 млрд руб. (срок реализации - 2021-2023 годы); нефтяного терминала "Порт бухта Север" (порт Диксон) - 117,6 млрд руб. (из них 3,7 млрд руб. – объекты федеральной собственности, срок реализации - 2020-2024 годы); стоимость мероприятий для морского терминала на мысе Наглейнын (порт Певек) - 55,2 млрд руб. (из них 27,6 млрд руб.– объекты федеральной собственности, срок реализации - 2020-2026 годы).
Вызовы, которые появляются на пути инфраструктурного развития, обсуждали на конференции "Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали". "Самый сложный вызов – это дноуглубление. Можно констатировать, что в навигацию 2023 года произошел трехкратный рост стоимости дноуглубления в связи с уходом большой европейской четверки. Мы пересобрались, привлекли другой флот и выполнили сверхзадачу, потому что в течение месяца обеспечили на морском канале Обской губы безопасные условия для проводки", – отметил генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" Александр Бенгерт.
Кроме того, в целях эффективной эксплуатации объектов портовой инфраструктуры Северного морского пути 20 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между ФГУП "Гидрографическое предприятие" и Композитным дивизионом Росатома. В рамках соглашения стороны договорились о совместной реализации проектов по разработке конечных изделий на основе полимерно-композитных материалов, запуске новых технологических цепочек и получении новых компетенций.
В этом году на выставке было представлено около 700 экспонентов. В рамках выставочной программы машиностроительный дивизион Росатома продемонстрировал ряд перспективных разработок, являющихся одними из наиболее востребованных проектов в области атомной энергетики последних лет. В частности, можно было увидеть макет реакторной установки типа РИТМ. Композитный дивизион Росатома представил натуральные образцы пан-волокна, углеволокна, стекловолокна, тканей, произведенных на их основе, а также изоляционные материалы; все эти материалы давно зарекомендовали себя в малом судостроении.
"Русатом Автоматизированные системы управления" (АО "РАСУ") представило разработанное совместно с лидерами отечественного производства судового оборудования комплексное решение по судовой комплексной автоматизации и электрификации, созданию интеллектуальной мостиковой системы; внутрисудовой мультисервисной связи и пропульсивного комплекса на базе системы электродвижения для малых и среднетоннажных судов.
Участниками отраслевой кооперации, кроме предприятий контура Госкорпорации "Росатом" в лице АО "РАСУ", АО "Русатом-ЭлектроТехМаш", АО "Парус электро", АО "Русатом РДС", также выступили АО "Новая ЭРА", разработчик и производитель электроэнергетической системы (ЭЭС) для плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" и модернизированных плавучих атомных энергоблоков (МПЭБ), и АО "Судостроительный завод "Волга", на котором строится Многофункциональное гидрографическое судно ледового класса "Аrc7". Оно будет выполнять задачи по проведению комплексных гидрографических исследований и других работ в составе гидрографического обеспечения торгового мореплавания в акватории Северного морского пути (СМП).
Для справки:
Международная выставка и конференция "НЕВА" - важное событие судостроительной отрасли. В этом году Госкорпорация "Росатом" выступила в качестве титульного партнёра мероприятия.
Госкорпорация "Росатом" с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути (СМП) и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. Корпорация является куратором двух федеральных проектов "Развитие Северного морского пути" и "Северный морской путь — 2030", участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года, а также инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Круглогодичный Северный морской путь", утвержденной распоряжением правительства РФ. В контур дирекции СМП Госкорпорации "Росатом" входят ФГУП "Атомфлот", ФГУП "Гидрографическое предприятие" и ФГБУ "ГлавСевморпуть".
Проект РИТМ-200 предназначен для серии атомных ледоколов нового поколения. На базе РУ РИТМ-200 разработан принципиально новый проект реакторной установки РИТМ-200М для оптимизированного плавучего атомного энергоблока. В машиностроительном дивизионе Росатома также продолжается работа над в два раза более мощной модификацией РИТМ-200 – реакторной установкой РИТМ-400, которая станет "сердцем" атомного ледокола "Россия" проекта 10510 "Лидер" и плавучих атомных энергоблоков для Арктики.
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по Северному морскому пути имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры.

Теги: выставка, конференция, Росатом