Нефтегаз и общие рынки энергоресурсов: победят ли диверсификация и доверие.
Россия и Казахстан на протяжении многих лет успешно сотрудничают в нефтегазовой отрасли. Российские нефтяные компании представлены во всех крупных отраслевых проектах, реализуемых в республике. И в последнее время портфель таких проектов, включающих добычу, транспортировку нефти и газа, выпуск моторных масел, расширился еще и за счет инвестиций в нефтегазохимию. С запуском в 2025 году единых рынков энергоресурсов на пространстве ЕАЭС будет создана новая прочная база для долгосрочного сотрудничества. Каковы перспективы нефтегазового взаимодействия России и Казахстана? Об этом в интервью "ФедералПресс" на площадке международной выставки ИННОПРОМ в Астане рассказал вице-министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов.
Нефтетранспортные возможности
Ерлан Кудайбергенович, Россия и Казахстан являются стратегическими партнерами в нефтегазовой отрасли. Стороны совместно реализуют крупнейшие проекты в области добычи и транспортировки нефти и газа, нефтегазохимии. Как Вы оцениваете развитие этих взаимоотношений на сегодняшний день?
— Казахстан привержен долгосрочному сотрудничеству, а также развитию партнерских и добрососедских отношений с Российской Федерацией. Мы работаем в разных сегментах отрасли, включая разведку, добычу, транспортировку, и сейчас правительством Казахстана особое внимание уделяется развитию нефтегазохимии, в которой уже реализуется ряд совместных проектов с участием крупнейших российских компаний.
В 2022 году в Атырауской области был запущен один из крупнейших по мировым масштабам нефтехимический завод по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. И теперь вместе с "СИБУРом" мы начинаем строить один из крупнейших заводов по производству полиэтилена мощностью 1,25 млн тонн в год. Кроме того, в партнерстве с "Татнефтью" мы приступили к реализации проекта по производству бутадиена мощностью 340 тыс. тонн в год. В дальнейшем его продукция будет поставляться на шинный завод в городе Сарань Карагандинской области, который тоже запущен совместно с "Татнефтью", и теперь он будет обеспечивать полный цикл производства – от сырья до готовой продукции. Общий объем инвестиций в данные проекты оценивается примерно в 11 млрд долларов. Таким образом, совместные проекты в сфере нефтегазохимии находятся в активной фазе. И мы стремимся к дальнейшему развитию и укреплению взаимовыгодных отношений в этой отрасли.
Нужно отметить, что на протяжении многих лет значительные объемы казахстанской нефти транспортируется транзитом через Российскую Федерацию – мы говорим об экспортных системах Каспийского трубопроводного консорциума, Атырау – Самара и Махачкала – Новороссийск. Они обеспечивают наилучшие показатели доходности для казахстанских нефтедобывающих компаний. Добавлю, что по итогам 2022 года транзитом через российскую территорию было транспортировано 62,48 млн тонн казахстанской нефти, или 97% от общего объема экспорта, а в январе – августе этого года этот показатель достиг 41,6 млн тонн, или 98 % от совокупного экспорта.
Также осуществляется транзит российской нефти в Китай. Эти поставки регулируются межправительственным соглашением Казахстана и России, подписанным почти 10 лет назад, 24 декабря 2013 года, и, в соответствии с двусторонними договоренностями, они были увеличены с 7 млн до 10 млн тонн в год. Действие этого соглашения заканчивалось 31 декабря 2023 года, а в феврале 2022-го "Роснефть" продлила свой договор с CNPC о поставке 100 млн тонн на период 2024–2033 годов, в связи с чем на уровне министерств энергетики Казахстана и России была проделана огромная работа по пролонгированию наших договоренностей на этот же срок. Протокол к соглашению о транзите российской нефти в Китай был подписан 16 июня текущего года на площадке Петербургского международного экономического форума. И сейчас этот документ проходит внутригосударственные процедуры по его ратификации. В целом благодаря условиям соглашения российские компании смогут диверсифицировать свои экспортные поставки, а Казахстан, в свою очередь, получит возможность через товарообменные операции загрузить отечественные нефтеперерабатывающие заводы.
Хочу подчеркнуть, что поддержание существующих маршрутов, особенно обеспечение надежной работы трубопровода КТК, остается приоритетом для Казахстана для обеспечения бесперебойного экспорта нефти.
Будет ли Казахстан наращивать транзит своей нефти через Россию в Германию?
— Да, поставки нефти из Казахстана на немецкий НПЗ в городе Шведт начались в феврале этого года, в соответствии с договоренностями с российской и германской сторонами. Нефть транспортируется через нефтепровод Атырау – Самара и далее по системе нефтепроводов "Транснефти" к "Адамовой заставе" в сторону Германии. Квота, предоставленная "Транснефтью", составляет 1,2 млн тонн в год. За февраль – август в этом направлении нами было отправлено около 500 тыс. тонн нефти. А в целом за весь этот год мы рассчитываем на прокачку порядка 900 тыс. тонн нефти. Скажу лишь, что сейчас прорабатываются дополнительные вопросы, связанные с технической возможностью по транспортировке казахстанской нефти через систему "Транснефти" на НПЗ в Шведте в 2024 году.
Прошлый год был впервые за многие годы отмечен трудностями, связанными с поставками казахстанской нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Как сегодня развиваются взаимоотношения сторон в рамках данного проекта? Готов ли Казахстан к экспорту своей нефти в рамках Проекта устранения узких мест, позволяющих увеличить транспортировку?
— Нефтепровод КТК всегда был и остается самым эффективным маршрутом транспортировки нефти для казахстанских грузоотправителей. Хочу напомнить, что в прошлом году по нему было транспортировано 51,98 млн тонн казахстанской нефти, за январь – август этого года – 37,9 млн тонн, а прогноз экспорта по данной системе на 2023 год составляет 56,5 млн тонн при плановой добыче нефти в стране в объеме 90,5 млн тонн. Значительная часть нефти, отгружаемая через Морской терминал КТК, направляется крупным мировым потребителям, которые нуждаются в нашем сырье.
Вы правы, говоря о том, что с учетом планируемого роста добычи на месторождениях Тенгиз и Кашаган было обеспечено дальнейшее расширение пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума до 81,5 млн тонн в год, в том числе на казахстанском участке – до 72,5 млн тонн в год. Однако его безопасная и эффективная работа зависит от западного оборудования и услуг. Но в связи с текущей геополитической ситуацией и вследствие объявленных санкций в отношении Российской Федерации в КТК возникают риски своевременных поставок оборудования импортного происхождения, преимущественно из стран ЕС и США. Именно поэтому Минэнерго, "КазМунайГаз", международные нефтяные компании и менеджмент КТК предпринимают все усилия для обеспечения поставок такого оборудования в адрес КТК. Казахстанской стороной проводятся консультации с уполномоченными органами ЕС, США (OFAC) и Великобритании для освобождения или исключения товаров и услуг, предназначенных для обеспечения стабильной и надежной работы этой экспортной системы, из перечня санкционных. Отмечу, что в рамках принятого 11-го пакета санкций ЕС продолжает сохраняться несанкционный статус в отношении транзита казахстанской нефти через территорию России, введены целевые отступления от существующих запретов на экспорт товаров и услуг, необходимых для обслуживания нефтепровода КТК. Все это – результат последовательной работы постоянного представительства РК при ЕС, министерства энергетики РК и "КазМунайГаза".
Сверхглубокая "Евразия"
И вправду, казахстанская нефть не должна быть заложницей геополитических сложностей. Но у России и Казахстана есть еще и большой потенциал сотрудничества в сфере разведки углеводородных участков, расположенных в Прикаспийской впадине. Речь идет о проекте "Евразия", который обсуждается много лет, но подвижек в силу многих обстоятельств нет. Как Вы думаете, есть ли будущее у этого проекта?
— Это масштабный и амбициозный проект, который хоть и не быстро, но все же реализуется. Он был презентован президентам Казахстана и России Нурсултану Назарбаеву и Владимиру Путину в сентябре 2014 года, во время проведения ХI Форума межрегионального сотрудничества двух стран. И он нацелен на изучение глубинного строения Прикаспийского бассейна для выявления перспективных объектов на больших глубинах и оценки ресурсов. Проект условно разделен на три фазы. Первая включает сбор, переобработку, переинтерпретацию геолого-геофизических материалов по современной технологии – эти работы потребовали выделения из госбюджета 6 млн долларов, были начаты 1 марта 2021 года, выполнены за 1,5 года, с завершением в ноябре 2022-го. Ее результатом стала подготовка геологического отчета по международным стандартам. В рамках второй фазы для изучения отложений до глубины 25–30 километров будут проведены региональные геологоразведочные работы (геотраверсы) в комплексе несейсмическими исследованиями. Эти работы оценены в 150 млн долларов и рассчитаны на 2,5 года. К их выполнению приглашаются заинтересованные крупные международные нефтяные компании или предлагается реализация на принципах "спекулятивной сейсморазведки". Ну а третья фаза предполагает бурение сверхглубокой – до 15 километров – опорно-параметрической скважины. Этот этап зависит от результатов первых двух фаз, рассчитан на три года и требует 350 млн долларов инвестиций.
Созданная в 2016 году в структуре нацхолдинга "КазМунайГаз" 100%-я дочерняя компания "КМГ-Евразия" провела большую работу по привлечению к проекту членов будущего консорциума и сервисных организаций. В 2017-м потенциальные участник проекта – "КМГ-Евразия", Agip Caspian Sea B.V., "РН-Эксплорейшн", CNPC International Ltd., NEOS Geosolutions, SOCAR – подписали с Минэнерго Казахстана и Комитетом геологии и недропользования министерства индустрии страны меморандум о взаимопонимании. В феврале 2020-го, после презентации "Евразии" премьер-министру Казахстана, было принято принципиальное решение о начале работ по Фазе 1, с финансированием из средств республиканского бюджета. А уже в феврале 2021 года был создан консорциум, в который вошли казахстанские компании "НПЦ "Геокен", Professional Geo Solutions Kazakhstan, "Меридиан Евразия", GSS, РЦГИ "Казгеоинформ" (сейчас это "Национальная геологическая служба"), "Каззарубежгеология", а также российский РГУ им. Губкина и французская "Бейсип-Геотехнологии". Так что работа над проектом идет своим чередом.
Энергоресурсы для всех
Давайте поговорим о договоре по формированию к 2025 году общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов на пространстве ЕАЭС, куда, помимо прочих, входят Россия и Казахстан. Процесс создания неоднократно критиковали лидеры разных стран – участниц объединения. Прежде всего, они говорили о том, что по ряду важнейших вопросов евразийской интеграции страны двигаются сложно и откровенно медленно. Какие точки соприкосновения уже найдены на сегодняшний день и какие аспекты вызывают проблемы?
— Общие рынки энергоресурсов стран ЕАЭС формируются поэтапно, в соответствии со скоординированной энергетической политикой членов объединения. Для создания единого рынка газа утверждены соответствующие документы – концепция, программа и план мероприятий, заключен международный договор, который должен вступить в силу не позднее 1 января 2025 года. Поэтому можно сказать, что в части газа нами достигнут больший прогресс, поскольку в соответствующем проекте соглашения предусмотрен приоритет обеспечения внутреннего рынка и возможность установления собственного ценообразования. Мы считаем, что данные вопросы не могут и не должны двигаться быстро, поскольку являются критически значимыми для экономик стран-участниц. Наши рынки имеют ряд существенных отличий, связанные с тем, что Казахстан и Россия являются нетто-экспортерами энергоресурсов, в то время как остальные страны – импортерами. Мы всегда исходили и исходим из того, что любой экономический союз должен быть выгоден для экономики нашей страны. В частности, внутренний рынок энергоносителей и потребители не должны испытать каких-либо негативных последствий от объединения, а сотрудничество должно строиться на основе равноправия, взаимной выгоды и не нанесения экономического ущерба любому из государств-членов.
Что касается нефти, то на сегодня достигнуто взаимное понимание сторон, что у государств должно сохраняться суверенное право принятия необходимых мер на внутреннем рынке в случае угрозы экономической, энергетической и экологической безопасности. При этом соблюдение баланса экономических интересов субъектов общих рынков, обеспечение недискриминационного доступа к услугам монополистов, доступность информации являются одним из основополагающих принципов.
Но в целом по рынкам нефти и нефтепродуктов пока остается много вопросов для обсуждений. Без решения таких вопросов мы не сможем говорить о готовности к полноценному созданию общих рынков.
Есть ли подвижки к консенсусу по неурегулированным вопросам? Как, к примеру, решаются сложности, связанные с наличием в рамках ЕАЭС союзного государства в лице Беларуси и России, в котором идут свои интеграционные процессы?
— Мы стремимся к консенсусу. Министерством энергетики Казахстана на всех уровнях, начиная с руководства до экспертов, проводится регулярная работа по согласованию всех необходимых документов. Важно отметить, что формирование общих рынков энергетических ресурсов – это поэтапный процесс, требующий тщательной экспертной проработки. Именно поэтому на их формирование уделен большой отрезок времени, с запуском, запланированным на 2025 год. В условиях турбулентности современного миропорядка мы сталкиваемся с нарастающими рисками, связанными с изменением мировых цен на энергоносители, геополитическими вызовами, а также учитывая, что нами ведется работа с законодательствами пяти стран-участниц (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Беларусь и Армения), мы стараемся подстраиваться под современные условия и ведем регулярный диалог со странами ЕАЭС по устранению неурегулируемых вопросов.