"Вам что, в России запретили работать?!": ТАИФ схлестнулся в суде с российской "дочкой" немецкого BASF.
НПЗ Альберта Шигабутдинова и Ко выбивает у бывших партнеров топливные присадки на 1 млн евро
"BASF взял на себя обязательства, пусть исполняет! Пусть закупает и смешивает сырье на территории России и поставляет нам присадки. У них склады пустые, ну и что? Так работайте!" — негодовал накануне представитель ТАИФ-НК на заседании в Арбитражном суде Татарстана. НПЗ требует от ООО "БАСФ" поставить по договору от 2019 года почти 375 тыс. т присадок, критичных для производства топлива "Евро-5". Торговая компания считает требования невыполнимыми — из-за санкций поставка в ближайшие годы невозможна. Не спасет даже наличие сырья — исключительные права на спорные марки присадок принадлежат немецкому концерну. Подробности судебной драмы — в материале "БИЗНЕС Online".
ТАИФ-НК требует от BASF поставить присадки на 1 млн евро
С 2016 года АО "ТАИФ-НК" (не вошло в сделку с СИБУРом, входит в ТАИФ) покупает топливные присадки у ООО "БАСФ" — 100-процентной "дочки" немецкого концерна BASF. Речь идет о депрессорно-диспергирующей присадке Keroflux 5688 и противоизносной присадке Kerokorr LA 99 °C. Keroflux добавляют для снижения температуры замерзания и предельной температуры фильтруемости дизельного топлива, Kerokorr обеспечивает противоизносные свойства. Последнюю называют особенно критичной. Для соответствия нормам "Евро-5" в топливе ограничивают содержание серы, которая является важным противоизносным компонентом. Ее глубокое удаление требует добавки данной присадки, иначе двигатели могут выводиться из строя, объясняют эксперты.
После начала СВО в прошлом году BASF объявил о сворачивании деятельности в России. Торговому дому в Москве оставили только одно направление — агротехническое хозяйство (средства защиты растений и семена), потому что санкции ЕС не затронули продовольствие. Любую другую химическую продукцию стало невозможно привозить из-за сложностей в логистике и страховании товаров. Все грузы в Россию в крупных портах просто блокировались. 16 мая ООО "БАСФ" отправило заказчикам, в числе которых крупнейшие НПЗ РФ, уведомление о том, что они больше не могут исполнять договоры поставки из-за внешнеторговых ограничений. Все вошли в положение поставщика, кроме ТАИФ-НК. 21 июня им отправили повторное уведомление с просьбой расторгнуть договор по соглашению сторон, но и это не устроило татарстанскую компанию.
Как Россия страдает от нехватки топливных присадок
На фоне санкций хуже всего обстоят дела с противоизносными, депрессорно-диспергирующими и многофункциональными присадками, сообщал Rupec. Каналы параллельного импорта постоянно находятся под угрозой перекрытия. Собственное производство в большинстве своем невозможно или экономически невыгодно в силу небольшого рынка сбыта внутри России.
BusinesStat в 2020 году оценил потребление антидетонаторов, присадок к топливу и смазочным материалам в РФ в 262 тыс. тонн. Из них примерно четверть приходится на топливные присадки. Согласно данным Mordor Intelligence, более 80% составляют присадки к бензину и дизельному топливу, т. е. к автомобильному горючему. Абсолютными лидерами в производстве присадок являются США. Из пяти крупнейших мировых производителей четыре компании расположены именно в этой стране — Afton Chemicals, The Lubrizol Corporation, Innospec Inc., Chevron Corporation. Пятый игрок — это немецкий концерн BASF.
Сегмент противоизносных присадок Rupec оценивает в 20 тыс. т в год. Здесь активно присутствуют отечественные игроки, однако в качестве сырья они чаще всего используют импортные составляющие. Наиболее остро проблема стоит с депрессорно-диспергирующими и депрессорными присадками к топливам. Этот сегмент в России составляет, по разным подсчетам, порядка 17–22 тыс. тонн. Доля импорта в нем — 90–100%. Основная проблема в производстве этого типа присадок связана с отсутствием возможности производить эва-сополимер, который является базовым компонентом. Депрессорную присадку до 2022 года практически полностью в РФ поставлял BASF. Аналоги есть в Китае, но, по мнению экспертов, их качество пока не устраивает российских производителей топлив.
В ноябре прошлого года ТАИФ-НК подал в Арбитражный суд РТ иск к ООО "БАСФ" с требованием поставить 240 тыс. кг присадок Keroflux и 134,6 тыс. кг Kerokorr. Сейчас стоимость этой продукции, по нашим данным, составляет около 1 млн евро (87 млн рублей). Представитель истца с первого заседания требовал закрыть судебные заседания из-за возможного разглашения коммерческой тайны. "БАСФ" же, наоборот, настаивал, что рассматривается простой коммерческий спор и суд должен быть открытым. Судья Бахтияр Мугинов встал на сторону ответчика. "Само по себе нежелание истца раскрывать информацию, основанное на предположении о возможном появлении в будущем негативной или недостоверной информации в СМИ, основанием для рассмотрения дела в закрытом судебном заседании не является", — говорится в определении от 2 марта.
"У нас же договор не с материнской компанией"
Представитель ТАИФ-НК Федоров на заседании в АС РТ накануне пытался доказать, что у "БАСФ" есть все возможности поставить им присадки. По его словам, уход немецкого концерна из России никак не мог сказаться на его дочернем предприятии. Мол, в РФ нет ни одного нормативно-правового акта, закона или запрета госорганов на то, чтобы ответчик продолжал работу в нашей стране. Кроме того, при заключении первого контракта в 2016 году "БАСФ" заверял, что организовано производство Keroflux в Обнинске на площадях "Обнинскоргсинтеза" и это гарантирует удовлетворение потребностей ТАИФ-НК.
"Ответчик не предоставил ни одного документа о том, что сырье закупалось в ЕС, а не в России. Есть информация, что казанский „ВитаХим" и московский „Топливный регион" реализуют сырье, которое используется для присадки Keroflux. Это винилацетат и диспергатор парафинов", — настаивал Федоров.
Kerrokor и вовсе производит шведский Kraton, у которого есть производственные мощности в США и Китае, и эти страны не вводили ограничения на экспорт химикатов в Россию. Кроме того, эту присадку по параллельному импорту якобы могут поставить "ХимТэк" и тот же "Топливный регион". "Нам непонятно, почему ответчик не предпринял попыток наладить взаимоотношения с производителем Kerrokor, минуя в этой цепочке свою материнскую компанию. У нас же договор не с материнской компанией, а с ответчиком, самостоятельным юридическим лицом", — подчеркнул Федоров.
"Смешивайте в своем Обнинске это сырье и делайте присадки"
Представитель ответчика Михаил Загрин пояснил, что, где бы ни находилось производство присадок, обе торговые марки (Kerrokor и Kerroflux) принадлежат исключительно концерну BASF. В Обнинске действительно смешивали сырье, завезенное из Европы за некое вознаграждение. Но собственником все равно считается немецкая компания. ООО "БАСФ" же выполняет только функции официального дилера, фирма ничего не производит сама. Столкнувшись с сопротивлением ТАИФа, "БАСФ" подал встречный иск о расторжении договора поставки.
"В прошлом году все грузы в адрес ООО „БАСФ" (российские подразделения BASF) в портах в Амстердаме были просто заморожены. Мы не просто так просим расторгнуть договор, а говорим, что эти ограничения и на нас распространяются, — говорил Загрин. — Мы бы и хотели поставить товар, но у нас его физически нет на складах и нам его не могут в Россию импортировать".
Эти аргументы не устроили ТАИФ-НК. "То, что они не хотят работать с „Обнинскоргсинтезом" и смешивать там сырье, — это не наша проблема. „БАСФ" взял на себя обязательства, пусть их исполняет! Пусть закупает и смешивает сырье на территории России и поставляет нам присадки. У них склады пустые, ну и что? Так работайте! Кто вам запрещает? Вам что, в России запретили работать?! Нет. Нет ни одного акта, запрещающего ООО „БАСФ" и концерну работать. Почему вы не работаете? Понятно, что на складе не будет сырья, если вы не хотите работать", — разразился Федоров пламенной речью.
"В письмах ответчик утверждает, что не может поставить товар из-за пятого пакета санкций. Но санкции не запрещают ввоз сырья для производства присадок. Сырье-то почему не завозите? Вам никто не запрещал этого делать! Пожалуйста, провозите, смешивайте в своем Обнинске это сырье и делайте присадки. Почему вы этого не делаете? Нам это непонятно", — продолжил он.
ТАИФ-НК требует то, за что не платил?
В заключение Загрин отметил, что все изложенные доводы истца голословны. В поддержку своей позиции юрист обратил внимание на любопытную деталь договора. По его условиям, ТАИФ-НК платил за присадки только спустя месяц после их получения. Так что за указанный в иске объем НПЗ ничего не платил. "У истца нет права требовать исполнения обязательств в натуре, потому что товар не был оплачен", — считает представитель ответчика. По его мнению, цель ТАИФа — с помощью судебного акта зафиксировать цену поставки на 2022 год, ведь известно, что топливные присадки в последнее время подорожали в 2–3 раза и тенденция может продолжиться.
В беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" Загрин признался, что считает спор политическим — мол, крупная российская нефтеперерабатывающая компания решила надавить на немецкий концерн через "дочку" в Москве. По сути, чтобы выполнить требование ТАИФ-НК, "БАСФ" придется нарушить права своих акционеров. Более правильным юрист считает иск о возмещении убытков, если они были у НПЗ. Загрин полагает, что, как и другие переработчики, ТАИФ смог переключиться на аналоги присадок. Источники "БИЗНЕС Online" ранее также сообщали, что татарстанцы перешли на присадки московской группы "КОЛТЕК". В ТАИФе и ТАИФ-НК не ответили на наш запрос, Федоров также отказался от комментариев.
В итоге заседание было отложено до 15 июня. За это время "БАСФ" нужно представить доказательства, что для производства присадок действительно ввозилось сырье из Европы.