Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Потенциальный рынок переработки шин в России составляет 150 миллионов рублей

29.05.2013, 16:35
Новости
Ежегодно в России образуется около 1 млн т изношенных автомобильных покрышек, а на переработку попадает только 5-7 % этого объема, по данным ассоциации содействия восстановлению и переработке шин "Шиноэкология". В Московском регионе доля утилизирумых покрышек немного выше, около 15 %, при общем объеме потенциального сырья 122 000-125 000 т в год. Стоимость утилизации шин в различных регионах достигает 2500 руб. за 1 т, т. е. сегодняшний российский рынок переработки покрышек можно оценить в 120-170 млн рублей.

В 2012 году первичный рынок шин в России вырос на 9,5 % до 61 млн покрышек (почти половина этого объема пришлась на импорт), по данным аналитического отчета "Кордианта". Продажи легковых шин увеличились на 12,5% до 46,7 млн шт., грузовых — на 1,2% до 7,5 млн шт., легкогрузовых — на 2,9% до 4,9 млн шт. Сократилась лишь реализация шин для специальной и сельскохозяйственной техники — на 0,7% до 1,9 млн шт.

Вторичный рынок шин в натуральном выражении увеличился на 6,3 % до 35,3 млн шт. В 2013 году рынок шин вырастет на 3,5-4 %, по оценке "Кордианта" и "Автостата". Снижение темпов роста рынка шин будет связано со спадом продаж автомобилей в 2009 году, учитывая, что средний срок замены шин — раз в 3-4 года, говорит Удалов. 

По оценкам специалистов шинной компании "Кордиант", примерно 60 % переработки шин в России приходится на четыре предприятия: Волжский регенератно-шиноремонтный завод, Чеховский регенератный завод, компанию "KCT экология" и Завод переработки покрышек № 1 во Владимирской области. Но существующие мощности загружены не более чем на 50 %.

Волжский регенератно-шиноремонтный завод, который специализируется на выпуске регенерата (заменитель каучука), способен перерабатывать до 40 тыс. т отработанных шин и резиносодержащих отходов, но мощности загружены только наполовину, говорится на его сайте. Среди основных причин такой ситуации — отсутствие развитого рынка сбыта продуктов переработки изношенных шин, поясняет Перлина. В России не выстроена эффективная система сбора изношенных покрышек для их переработки, поиском сырья переработчики зачастую занимаются самостоятельно, что не гарантирует им загрузку мощностей. Неудивительно, что в основной своей массе российские утилизаторы шин маломощные: наиболее популярны проекты с годовым потреблением сырья около 5000 т, по данным "Кордианта". 

Шины, как правило, перерабатываются методом механического дробления, отмечают в "Кордианте". Основные преимущества этого способа — сохранение физических и химических свойств резины в получаемой крошке, более высокая рентабельность и экологичность производства. Стоимость такой линии мощностью от 3000 т/год — около 2 млн долларов. При этом отличий в утилизации шин для легковых и грузовых автомобилей практически нет, за исключением особо крупных размеров. Доходность можно повысить, удлинив производственную цепочку. Вложения в создание производства простых изделий из резиновой крошки невысоки по сравнению с основной линией по переработке шин, но это позволит увеличить рентабельность бизнеса в целом в 2-2,5 раза, по данным "Кордианта". Около половины выпускаемой в России резиновой крошки приходится на производство напольных покрытий.

В Европе, где запрещено захоронение автомобильных покрышек, существует три основных подхода к утилизации шин: организация оплачивает государству налог на утилизацию шин; компания платит утилизационный сбор за отработанные покрышки в специализированный фонд; каждая компания сама отвечает за утилизацию шин. Continental создала свою трейдерскую организацию, которая выстраивает необходимые цепочки и помогает ее клиентам решать вопрос утилизации шин.

О создании в России эффективной системы утилизации шин с применением европейского опыта говорят и члены зарегистрированной в январе 2013 года Ассоциации производителей шин. Ассоциацию учредили "Бриджстоун СНГ", "Гудиер раша","Континентал тайрс рус", "Мишлен русская компания по производству шин", "Нокиан шина", "Пирелли тайр руссия". Организацией были предложены для рассмотрения поправки в закон "Об отходах", некоторые из которых были учтены при подготовке законопроекта для второго чтения в Госдуме. Внедрение в России европейской модели утилизации шин лоббируют и российские шинники. Наиболее оптимальным "Кордиант" считает вариант, когда вопросами утилизации занимается оператор, созданный производителями шин.

Европейская модель позволяет производителям и импортерам шин создать управляющую компанию — некоммерческую организацию — для организации системы сбора, транспортировки и утилизации шин. Конечный потребитель, приобретая покрышки в шинных центрах или автосалонах, оплачивает стоимость утилизации (в ЕС, например, 1,5 евро за шину для легкового автомобиля, 10 евро для грузовика). Деньги поступают в управляющую компанию, которая организует сбор изношенных шин из торговых точек (их оставляют там потребители), транспортировку до мест утилизации и непосредственно утилизацию. Переработкой шин как таковой занимаются предприятия, для которых утилизация изношенных шин является основным бизнесом. Производители и импортеры — учредители управляющей компании — ежегодно должны предоставлять ей сведения об объемах выпущенных на рынок в истекшем году шин. Такой же объем изношенных шин при этом уходит с рынка, собирается и перерабатывается во вторсырье. Для организации такой системы необходимы два условия: законодательная база и проактивная позиция индустрии.

Процедура утилизации отработанных шин в России будет обязательной, заявил в январе 2013 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров, но детали не раскрыл. Когда произойдут изменения — тоже пока неизвестно. Поправками в закон "Об отходах", находящимися сейчас на рассмотрении в Госдуме, предусматривается введение утилизационного сбора на отходы (перечень конкретной продукции пока не утвержден) — за счет этих поступлений государство собирается развивать сферу переработки. Впрочем, у производителей и импортеров, как предполагается, будет возможность самостоятельно обеспечивать по отраслевому принципу утилизацию продукции, утратившей потребительские свойства.

С 1 сентября 2012 года утилизационный сбор платят импортеры автомобилей, а отечественные производители имеют возможность гарантировать утилизацию выпускаемых машин. Для этого им нужно было создать сеть приема отработавших свое автомобилей во всех регионах России, заключить договоры с утилизаторами (при отсутствии собственных мощностей). Базовая ставка для легковых машин — 20 000 рублей, для грузовых автомобилей и автобусов — 150 тыс. рублей (есть повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста и технических параметров транспортных средств). Ежемесячные поступления — 3,5-4 млрд рублей. Эти средства предполагается направлять на поддержку развития системы утилизации автомобилей, но конкретный механизм еще не утвержден. Однако данная модель вызвала критику со стороны Евросоюза, который потребовал, чтобы Россия, как член ВТО, выровняла условия для импортеров и производителей. В декабре 2012 года президент Владимир Путин поручил разработать новый механизм, в итоге правительство предложило ликвидировать гарантии по утилизации автомобилей и ввести в 2013 году всеобщую уплату утилизационного сбора. Изменения должны произойти в течение шести месяцев.

Производители шин надеются, что для них уплата утилизационного сбора не будет обязательной. Управлять утилизацией всех отходов из единого центра сложно. Кроме того, проследить, чтобы деньги, уплаченные шинными компаниями, были направлены конкретно на утилизацию шин, будет невозможно.
Теги: Кордиант