Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Израильский газ и европейский газопровод: факты идут вразрез с желаниями (Al-Akhbar, Ливан).

На церемонии открытия газовой платформы на месторождении «Левиафан» в Средиземном море Нетаньяху говорил о стратегическом величии Израиля. Больше похоже на воздушные замки, считает автор ливанского «Аль-Ахбар». Израиль очень хотел бы продавать газ в европейские страны, но пока это слова. Только арабы, с которыми удалось договориться, и воплощают израильские мечты об экспорте газа.
Несмотря на постоянные заявления Израиля о возможности выделения части своих газовых ресурсов для выхода на европейском рынке, эти амбиции сталкиваются со множеством препятствий. Ввиду этого «празднование» в Израиле в честь проекта европейского трубопровода выглядит как преувеличение, чтобы представить еврейское образование как нечто неизбежное для развития региона.
Реальная ситуация вокруг израильского газа противоречит большинству заявлений, сделанных Тель-Авивом с тех пор, как американским компаниям удалось обнаружить его месторождения у берегов оккупированной Палестины. Преувеличения достигли такой степени, что зашла речь о результатах газовых проектов и даже пожеланиях к ним. Газ — надежный экономический ресурс, который обеспечивает энергетическую безопасность Израиля, и эти выгоды могут быть еще больше. Однако между действительностью и устремлениями, есть неопределенность, которая сопровождается вмешательством международных и региональных интересов. И только арабы, одна из заинтересованных сторон, сами спасают Израиль из тупиковой ситуации с газом.
«Газовый миф» — это следствие представлений, коренящихся в коллективном сознании израильтян, как отдельных лиц, так и должностных фигур и учреждений. Зачастую это приводит к тому, что чаяния настолько сливаются с планами, что их уже невозможно отделить друг от друга. Здесь возникает ситуация, когда желаемое выдают за действительное независимо от того, был ли достигнут запланированный результат в самого начале или нет. Данная ситуация воспроизводится и в политике, и в экономике, и в безопасности, и, разумеется, в нефтегазовой сфере. Проблема такого подхода заключается в том, что разговоры о результатах предшествуют планам, в то время как планы предшествуют обсуждению.
Израильские СМИ «растрезвонили» о подписании очень амбициозного соглашения между Израилем и тремя европейскими странами — Кипром, Грецией и Италией, при поддержке ЕС. Предмет соглашения — расширение подводного трубопровода, идущего из израильских газовых скважин в Европу через эти страны. В то время Тель-Авив говорил о беспрецедентном успеха проекта, который откроет путь к очень светлому будущему поставок газа на восточноевропейский рынок, где страны выстраиваются в очередь для заключения контрактов с Израилем. Министр энергетики Юваль Штайниц, который подтвердил свою роль в достижении «беспрецедентного соглашения», заявил в то время, что морской газопровод поставит израильский газ на Балканы и в Центральную Европу.
«Десятилетиями мы жаловались, что арабы влияют на Европу в нефтегазовой сфере», — процитировал «13-й канал» слова Штайница в начале выпуска новостей 24 ноября 2018 года. «Экспорт израильского газа в Европу приведет к определенной корректировке и уравновесит арабскую мощиь в области энергетики», — отметил министр.
Спустя некоторое время с момента израильских «празднований» 1 декабря 2018 года газета «Маарив» сообщила, что соглашение о строительстве трубопровода в Европу — это фейк. Единственным достоверным фактом в новостных сообщениях по вопросу является то, что Штайниц занимает должность министра энергетики Израиля. Что касается всего остального, то это абсолютная ложь.
«Нет и в ближайшее время не будет никакого соглашения о строительстве газопровода между Израилем и Европой. Ни одно такое соглашение не было подписано, и никто не проведёт подобный трубопровод в ближайшем будущем или в ближайшие годы. Теоретически существует возможность, что израильский газ когда-нибудь будет поступать в Европу, однако на практике это очень маловероятно», — пишет газета.
В недавнем исследовании, опубликованном в Вашингтоне под названием «Обманутые надежды Израиля в сфере газа» (Вашингтонский институт), сообщается, что израильский газовый сектор страдает от медленных темпов развития, в основном из-за организационной среды и низких мировых цен на газ, что объясняет небольшое желание компаний инвестировать в Израиль. Исследование показало, что тендеры привлекают только скромные компании без реального опыта, и таким образом политический фактор превалирует над экономическим, как в случае с официальными индийскими компаниями, которым наконец-то предоставили лицензии на разведку.
4 ноября 2018 года еврейская экономическая газета «Глобес» сообщила, что через два года после провала первой попытки Министерство энергетики объявило о начале проведения тендера между компаниями на выдачу лицензий на разведку газа. Результаты того тендера нельзя назвать успешными. Так, в нем приняли участие две компании: Energenie из Греции, которая работает в основном в Израиле и имеет очень ограниченный опыт, и индийская компания, которая, как представлялось, не реализует контракт. В свете этого отчета и других докладов стало очевидно, что среди компаний нет спроса на участие в тендерах, и существуют трудности продвижения за пределами Израиля.
Кто же стал спасителем израильского газа? Разумеется, как и в других областях, это умеренные арабские страны, в частности, Иордания и Египет, которые подписали контракты и работают над другими соглашениями, чтобы превратить добычу израильского газа из мифа в реальность. Они связали с ним экономики стран региона. Вашингтонский институт считает, что Иордания и Египет — крупнейшие партнеры Израиля. Газета «Волл стрит джорнал» (The Wall Street Journal) сообщает, что Израиль извлекает двойную выгоду из отношений с Египтом. Их политические аспекты выходят за рамки всех политических инициатив между Израилем и арабскими «умеренными» странами, над которыми он работает. Министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии заявил журналистам, что он заинтересован в том, чтобы средиземноморский газ заменил нефть в качестве топлива для производства электроэнергии. Он предполагает, что однажды израильский газ сможет попасть в Саудовскую Аравию через египетский завод по производству сжиженного природного газа.
Экономическое преимущество израильского газа в Средиземноморском регионе неоспоримо, особенно в том, что касается самого рынка Израиля. Однако за его пределами, когда речь идет о европейском рынке, становится очевидно, что его переоценили. Это объясняется особенностями данного сектора и факторами, которые ограничивают потенциал израильского газа. Но с практической точки зрения именно «умеренность» некоторых стран гарантирует, что Израилю удастся реализовать хотя бы какие-то проекты в газовом секторе. Судя по сообщениям, опубликованным на Западе, Саудовская Аравия также в течение долгого времени не будет нуждаться в поставщике энергоресурсов.
В то же время израильский миф, созданный в этом секторе (европейский трубопровод) необходим для самого Тель-Авива. Эти мифы возникают, как оказалось, во всех без исключения сферах и направлениях, чтобы внушить всему арабскому региону, что израильское могущество — источник мощи всего региона, а не просто компромисс или инструмент улучшения отношений с Соединёнными Штатами и Западом в целом.
Нетаньяху: «Газ — это часть нашего "стратегического величия"»
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подчеркнул важность завершения строительства газовой платформы на месторождении «Левиафан» в Средиземном море и начала добычи в нем газа. На церемонии торжественного открытия он подчеркнул, что газ является важнейшим элементом «стратегического величия» государства Израиль. Также Нетаньяху сказал, что две трети финансовых доходов от газа, который будет добываться на этом объекте, будут направлены непосредственно в государственную казну и использованы в сфере образования, социального обеспечения и в целях финансирования жизненно важных потребностей. Эти замечания Нетаньяху прозвучали на церемонии, посвященной установке нижней части газовой платформы на месторождении «Левиафан». В свою очередь эта церемония открытия стала неотъемлемой частью гонки в преддверии выборов, которые состоятся 9 апреля.
Теги: