Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Нафтогаз получил в 2017 году рекордную прибыль в 39,4 млрд грн благодаря победе в Стокгольме: годовой отчет.

НАК "Нафтогаз Украины" опубликовала годовой отчет группы за 2017 год, подготовленный с учетом стандартов GRI, вместе с консолидированной отчетностью, независимый аудит которой провела аудиторская компания Deloitte. Развернутый годовой отчет размещен на сайте Нафтогаза наукраинском и английском языках.
Нафтогаз остается самым большим донором бюджета
Второй года подряд группа "Нафтогаз" остается крупнейшим источником доходов государственного бюджета Украины. Если в 2016 году платежи группы в госбюджет составили 74 млрд грн или около 10% доходов бюджета, то в 2017 году группа Нафтогаз заплатила в государственную казну 110 млрд грн, обеспечив около 15% доходов бюджета Украины.
Историческая победа в Стокгольме — главный фактор прибыльности Нафтогаза
Представляя отчет, Андрей Коболев отметил: "Одним из главных итогов нашей напряженной четырехлетней работы стали исторические победы в Стокгольме, достигнутые в декабре 2017 года и феврале 2018 года. Мы сняли угрозу беспрецедентного долгового бремени на страну и получили право на компенсацию убытков на сумму почти 4,7 млрд дол.".
Кроме того, победа в арбитражных процессах против Газпрома стала главным фактором прибыльности группы в 2017 году — Нафтогаз получил наибольшую за свою двадцатилетнюю историю чистую прибыль: 39,4 млрд грн (в 2016 году 17,8 млрд грн). Без позитивного эффекта арбитража в деле о транзите газа группа понесла бы чистый убыток в размере 7,4 млрд грн.
По итогам двух процессов Газпром должен выплатить Нафтогазу 2,6 млрд дол. после зачета в размере 2,1 млрд дол., которые Нафтогаз уже получил в виде газа, поставленного в 2014 году.
Повышение операционной эффективности группы и системная ликвидация коррупции благоприятствовали достижению прибыли
Кроме того, достижение рекордной прибыли стало возможным благодаря тому, что Нафтогаз увеличил добычу газа, создал условия для наращивания транзита, эффективно работал над возвратом долгов и начал внедрение новой системы закупок:
- Благодаря увеличению инвестиций в добычу Укргазвыдобування вышло на рекордный за 24 года работы компании уровень добычи – 15,3 млрд куб. м газа.
- В прошлом году была завершена модернизация Шебелинского ГПЗ, благодаря которой предприятие теперь выпускает топливо Евро-5.
- Активно работая в системе закупок ProZorro в 2017 году, предприятия группы сэкономили 6,9 млрд грн. Общий объем закупок группы через систему ProZorro в 2017 году составил 119,2 млрд грн.
- Общая сумма заимствований группы за 2017 год уменьшилась на 11,5 млрд грн или на 16,3% и составила на конец 2017 году 59,3 млрд грн.
- Средняя стоимость обслуживания долга Нафтогаза в 2017 году продолжала снижаться. В частности, ставка по кредитам в гривне уменьшилась с 19,0% в 2016 году до 17,7% в 2017 году, а процентные ставки по кредитам в долларах США и евро уменьшились в 2017 году по сравнению с 2016 годом с 7,8% до 6,7% и с 7,2% до 2,3% соответственно.
- В компании начала функционировать система внутреннего контроля.
Добыча и продажа газа газопоставляющим компаниям для потребностей населения имеет маржинальность только 3%
Добыча и продажа газа газопоставляющим компаниям для потребностей населения являются важной частью деятельности группы. Однако основной проблемой этого сегмента являются непрозрачные и недобросовестные посредники между Нафтогазом и населением. В результате накопления долга региональными поставляющими компаниями (более чем на 1 млрд дол. США за последние два года), средняя маржинальность этого сегмента по чистому денежному потоку в 2016-2017 годах составила всего 3%.
Следующие шаги – полная интеграция украинского рынка газа с ЕС и глубокая трансформация Нафтогаза
Начало перехода на европейское законодательство и подходы к ведению бизнеса помогли Украине выйти из критической ситуации и сделали возможной победу Нафтогаза в арбитражном споре с Газпромом. Эти изменения необходимо довести до завершения.
"Наше задание – полностью интегрировать украинский газовый рынок с европейским и трансформировать Нафтогаз в мощную и качественную европейскую энергетическую компанию. Интегрированный Нафтогаз – это прямой путь к созданию рынка капитала в Украине и росту благосостояния граждан нашей страны", – отметил Андрей Коболев.
Во-первых, должен быть завершен переход на европейские правила работы во всех сегментах украинского рынка газа, включая сегмент поставок газа для бытовых потребителей. Существующая система специальных обязанностей приводит к тому, что ни Нафтогаз, ни государство не знают наверняка, сколько газа используют бытовые потребители. Компания имеет основания считать, что часть газа, который учитывается как газ для потребностей льготных потребителей, в действительности продается посредниками на коммерческом рынке. Из-за этого Нафтогаз теряет средства, а государство финансирует избыточные объемы субсидий.
Во-вторых, необходимо быстро и качественно завершить работу по отделению деятельности оператора ГТС. Этот процесс должен обеспечить достижение двух целей: сохранение значительных объемов транзита через Украину после завершения текущего контракта с Газпромом и гарантия качественной работы украинского рынка газа, с прозрачными и справедливыми правилами для всех участников рынка. Украина должна стать юридически и фактически неотъемлемой частью интегрированного европейского рынка газа.
В-третьих, Нафтогаз должен провести глубокую трансформацию для увеличения собственной операционной эффективности и превращения в национальное предприятие, которое создает максимальную ценность для Украины. На всех предприятиях группы продолжается внедрение единых стандартов отчетности, закупок, предотвращения коррупции, управления персоналом, защиты окружающей среды и безопасности труда, которые отвечают лучшим мировым практикам. В случае успешной трансформации Нафтогаз может стать основой для привлечения значительных объемов иностранных инвестиций, быстрого наращивания добычи газа и развития смежных рынков в Украине.
В конечном итоге, для продолжения трансформации Нафтогаза, необходимо завершить реформу корпоративного управления. В конце 2017 года начал работу новый состав независимого наблюдательного совета Нафтогаза, однако он до сих пор не получил надлежащих полномочий в соответствии со стандартами ОЭСР и международными обязательствами Украины. Завершение этой реформы является ключевым фактором для предотвращения коррупции и политического вмешательства в работу крупнейшей государственной компании Украины и привлечения инвестиций для развития этих активов.
Теги: Нафтогаз, Газпром