Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Готовится пилотный проект по участию РЖД в биржевых торгах услугами по перевозке грузов.

"Мы полагаем, что компания может и должна участвовать в организованных (биржевых) торгах услугами по транспортировке нефти, нефтепродуктов, СУГ, цемента, леса, минеральных удобрений, сахара, зерна, – грузы, которые перевозятся железнодорожным транспортом и продаются на биржевых торгах, могут быть встроены в общую коммерческую инфраструктуру такого рынка", - заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин в интервью журналу РЖД-Партнер.
В рамках закона "Об организованных торгах" компания "Транснефть" уже получила статус оператора товарной поставки. Ведется подготовка к тому, чтобы транспортировать нефть и нефтепродукты не в привычных параметрах из пункта А в пункт Б со средним сроком поставки 20–25 дней, а буквально на вторые сутки после проведения торгов. Это так называемый режим "Т+2". Более того, обсуждается возможность осуществления модели "Т+0". Это значит – прямо в день торгов отгружать в том пункте назначения, с которым связана трубопроводная система. 
То же самое касается "Газпрома". В число субъектов рынка, которые составляют основу коммерческой инфраструктуры, входят организации по транспортировке газа. Сначала "Газпром" имел статус организатора транспортировки, а сейчас компания получает в Центробанке статус оператора товарной поставки, то есть будет работать строго в соответствии с законодательством об организованных торгах и клиринговой деятельности. 
Точно такие же проработки ведутся и с ОАО "РЖД". На данный момент, по словам А. Голомолзина, больше продвинулись в части, касающейся нефтеналивных грузов. Были проведены тренинги и пробные организованные торги, чтобы понять, насколько эта схема работоспособна. "Недавно обсуждали эту тему в ЦФТО и договорились, что в ближайшее время переходим в стадию реализации пилотного проекта. По ОАО "РЖД" готовится соответствующее распоряжение, в рамках которого совместная рабочая группа (при участии РЖД, биржи и ФАС) подготовит этот проект к реализации с возможностью поэтапного расширения механизма и на другие товарные рынки", - сообщил А. Голомолзин. 
Для РЖД это важно по нескольким причинам. Во-первых, рынок нефтеналивных грузов является высокодоходным, но у сети железных дорог имеются предпосылки к тому, чтобы продолжать терять свою долю на этом рынке. Во-вторых, это направление деятельности находится в русле тех тенденций, которые сейчас формируются в РЖД. Наиболее успешные результаты демонстрируют те сегменты, которые работают по новым технологиям. "Например, в режиме регулярного грузового сообщения курсируют ускоренные контейнерные поезда. Каждый год они показывают положительную динамику, выражающуюся двузначными цифрами. Хотя эта услуга и стоит несколько дороже для потребителей, но выводит сервис на иной уровень – возможность получить груз быстро и в срок. Клиенты, как мы видим, готовы платить за качество. А вот попытки увеличения доходов простым повышением тарифов, ничего не меняя, закончатся только одним: пользователь будет уходить на другие виды транспорта. Так что могу сказать однозначно: чтобы оставаться конкурентоспособными, железным дорогам нужно двигаться в направлении современных технологий, включая организованные торги", - резюмировал А. Голомолзин.
Теги: Транснефть, Газпром