«Птица помощник»: Какую роль в нефтегазовой отрасли играют БПЛА
2025 год в России нацелен на достижение технологического лидерства. Одним из направлений, которое выделил президент РФ Владимир Путин стало развитие беспилотных авиационных систем. Он поставил перед правительством страны задачу к 2030 году создать мощную индустрию, инфраструктуру и систему сервиса беспилотников.
Нефтегазовая отрасль уже на протяжении многих лет занимается внедрением БПЛА в производство. Беспилотники не просто помогают обследовать и следить за нефтепроводами, но и активно работают в геодезической разведке местности, а также в управлении строительными и ремонтными работами.
О том, какую роль в производстве играют беспилотные летательные аппараты, а также как происходит процесс обучения специалистов данной отрасли в обзорном материале Агентства нефтегазовой информации.
История внедрения
Безусловно, для гражданского потребителя, тема о появлении БПЛА кажется довольно новой и не сильно изученной. Беспилотники вошли повсеместно в нашу жизнь буквально несколько десятилетий назад и смогли завоевать популярность во многих сферах жизни благодаря своей простоте и маневренности.
На самом деле первые БПЛА появились практически одновременно с пилотируемыми аппаратами - в начале XX века. Изначально они использовались только в военных целях. И лишь к 2000-ым годам начали проникать в другие отрасли. Этому поспособствовало, в первую очередь, создание миниатюрных и дешевых компонентов, а во-вторых, компактные источники энергии. На рынке начали появляться БПЛА, которые выполняли задачи от фото и видеосъемки до перевозки грузов.
Не осталась в стороне и нефтегазовая отрасль. Если в самом начале внедрение БПЛА в производство считалось больше веянием модной тенденции, то со временем они стали активно применяться на месторождениях.
Использование решений на базе беспилотных технологий открыли перед нефтегазовыми предприятиями большие преимущества - от предварительного анализа перспективных участков до геодезических съемок для проектирования и подготовки сейсморазведки.
Уже не первое десятилетие лидерами среди компаний отрасли по внедрению беспилотных технологий считаются BP и Shell. У первой компании функционируют удаленные центры управления с использованием дронов и сенсорных технологий. Shell работала над оснащением всего процесса работы умными технологиями, в которые вошли дроны.
«Крылатые» помощники
Так какие цели выполняют БПЛА в нефтегазовой отрасли? Пожалуй, самым популярным и довольно известным направлением является мониторинг инфраструктуры. Нефтяники при помощи беспилотников контролируют техническое состояние нефтепроводов. Благодаря ежедневным полетам, в режиме онлайн на пульт управления поступает вся информация, которую видит БПЛА. Этот процесс особенно удобен для труднодоступных мест и нефтепроводов. Снимки и видео полетов помогают обнаружить утечки нефти и газа на ранних стадиях. Так, по данным экспертов, дрону достаточно 5 дней для получения сведений, которые человек будет собирать в течение 8 недель.
Помимо этого, регулярные облеты территории позволяют нефтяным компаниям защитить себя от проникновения на территорию объекта посторонних лиц, а также от незаконных врезок.
Не менее важную функцию беспилотные летательные аппараты несут и при контроле над экологическим воздействием. Они умеют измерять уровень негативного воздействия на окружающую среду, а также принимают участие в мониторинге функционирования факелов. Для этого не требуется останавливать работу системы, избегая, тем самым простой оборудования и денежные потери.
Также уже на протяжении многих лет БПЛА помогают при мониторинге строительных и ремонтных работ на месторождениях, ведут предварительную геодезическую разведку местности. Высококачественные аппараты позволяют получить полную информацию об интересующем участке с дальнейшим составлением ортофотопланов, 3D-моделей местности.
Большим помощником БПЛА служат и при доставке грузов. Преимущества такого способа - скорость, снижение транспортных расходов, уменьшение загрязнения окружающей среды.
«Крылатые» помощники
Так какие цели выполняют БПЛА в нефтегазовой отрасли? Пожалуй, самым популярным и довольно известным направлением является мониторинг инфраструктуры. Нефтяники при помощи беспилотников контролируют техническое состояние нефтепроводов. Благодаря ежедневным полетам, в режиме онлайн на пульт управления поступает вся информация, которую видит БПЛА. Этот процесс особенно удобен для труднодоступных мест и нефтепроводов. Снимки и видео полетов помогают обнаружить утечки нефти и газа на ранних стадиях. Так, по данным экспертов, дрону достаточно 5 дней для получения сведений, которые человек будет собирать в течение 8 недель.
Помимо этого, регулярные облеты территории позволяют нефтяным компаниям защитить себя от проникновения на территорию объекта посторонних лиц, а также от незаконных врезок.
Не менее важную функцию беспилотные летательные аппараты несут и при контроле над экологическим воздействием. Они умеют измерять уровень негативного воздействия на окружающую среду, а также принимают участие в мониторинге функционирования факелов. Для этого не требуется останавливать работу системы, избегая, тем самым простой оборудования и денежные потери.
Также уже на протяжении многих лет БПЛА помогают при мониторинге строительных и ремонтных работ на месторождениях, ведут предварительную геодезическую разведку местности. Высококачественные аппараты позволяют получить полную информацию об интересующем участке с дальнейшим составлением ортофотопланов, 3D-моделей местности.
Большим помощником БПЛА служат и при доставке грузов. Преимущества такого способа - скорость, снижение транспортных расходов, уменьшение загрязнения окружающей среды.
Шаг к инновациям
Развитие БПЛА не стоит на месте, углубляясь далее и облегчая работу человека. Так, в обозримом будущем ученые считают, что беспилотники смогут прогнозировать природные катаклизмы. Например, специальные дроны помогут в обнаружении сейсмических активностей вблизи трубопроводов.
Также уже есть разработки в сфере непосредственной ликвидации аварий. В Арабских Эмиратах на конкурсе «Drones for Good» была отмечена разработка, которая позволяет не просто выявлять аварии на трубопроводах, но и выполняет работу по устранению выявленных неполадок, например, ликвидации повреждения в трубе газо- или нефтепровода. Заплатки изготавливаются из жидкого пенополиуретана. Аппарат наносит материал на место разгерметизации, в течение 5 минут он застывает и закрывает брешь.
Уровень использования БПЛА в производстве и отраслях неумолимо растет. Ожидается, что к 2030 году в небо будет запущено около 1 млрд дронов.
«Нефтегазовая отрасль, как и любая другая, безусловно, выигрывает от взаимодействия с оптимизирующими сквозными технологиями. В частности, есть огромное количество работ, связанных с изысканиями, исследованиями, контролем производственных линий, которые зачастую выполняет человек. Это довольно трудозатратно. При этом, существуют определенные погрешности и человеческий фактор. Если переносить некоторые рутинные операции на автоматизированные системы, в которые могут входить беспилотные летательные аппараты, мы сможем значительным образом сократить трудоемкость стандартных рутинных процедур, перевести людей на более ответственные направления, требующие квалификации, и таким образом значительно повысить эффективность работы предприятий», - рассказал директор передовой инженерной школы ТюмГУ, руководитель технологического развития и проектной деятельности Михаил Писарев.
Вопрос подготовки специалистов
Ключевым вопросом при развитии БПЛА остается подготовка высококвалифицированных специалистов. Пока данная ниша сильно проседает. Чаще всего среди специалистов встречаются те, кто занимался авиамоделированием и робототехникой, а также те, кто непосредственно задействован в сборке летательных аппаратов.
Для поддержки и развития отрасли, правительство РФ запустило пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Он стартует 1 апреля. Проект будет нацелен на создание системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки и производства беспилотников, а также эксплуатации БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 кг. Его реализация планируется до конца 2029 года.
Перспективу направления по обучению специалистов БПЛА среди студентов выделил и Михаил Писарев.
«Указанное направление привлекает молодое поколение, поэтому с уверенностью можно сказать, что это довольно перспективная ниша, которая находится на начальном этапе своего развития. В университетах пока нет отдельно сформированных кафедр по данному направлению, чаще всего специалистов по управлению БПЛА готовят на курсах или же в колледжах. Для университетского образования будет актуальна подготовка специалистов в более широком формате, включая в себя разработку, мониторинг, формирование комплексных систем для выполнения конкретных задач», - отметил эксперт.
Беспилотные летательные аппараты развиваются с огромной скоростью. По мнению Михаила Писарева, такое движение придают как раз таки идеи молодых новаторов.
«Поэтому надежда на развитие и внедрение направления в более сложные сферы работы ложиться на их плечи», - добавил он.
Ключевым вопросом при формировании подготовки кадров по БПЛА служит наполнение педагогическим составом. Как выделил Михаил Писарев, это одна из самых сложных тем в данном направлении.
«В первую очередь, педагог должен быть практиком и передавать непосредственно актуальный способ деятельности, а не только теоретические аспекты. И здесь мы сталкиваемся с двумя моментами. Прослойка таких практиков на сегодня еще недостаточно обширна. То есть они не успели сформироваться в критическом количестве. С другой стороны, те, которые есть, собственно, этой практикой занимаются. Но они, к сожалению, не нацелены на преподавательскую деятельность. Поэтому количество инженеров-практиков с педагогической жилкой можно назвать недостаточным», - выделил эксперт.
Если говорить о создании научной преподавательской базы, то здесь потребуется немалый срок. По мнению Михаила Писарева, ситуация может стабилизироваться после прохождения нескольких циклов обучения магистратуры.