Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Выступление Председателя концерна "Шелл" в России Седерика Кремерса на конференции "Нефть и газ Сахалина 2018".

28.09.2018, 10:32
Выставки
Председатель концерна "Шелл" в России Седерик Кремерс на конференции "Нефть и газ Сахалина 2018"Эпоха перемен
Мы живём в эпоху перемен, в эпоху зарождения новой энергетической системы. Конечно же, такую трансформацию человечество переживает не первый раз в истории. Со свидетельствами подобных перемен в прошлом иногда можно столкнуться совершенно неожиданно. Вот небольшая иллюстрация... вы, возможно, знаете, что последние пятнадцать лет "Шелл" является официальным спонсором Большого театра. Когда я первый раз был в Большом театре… я обратил особое внимание на гигантскую - диаметром около семи метров – главную люстру театра.
По словам тетрального гида, эта люстра появилась в театре в 1863 году. Тогда для освещения использовался газ, производившийся из угля на небольшой установке, специально построенной рядом.
В конце 19 века люстра была электрифицирована. В то время электричество, в основном, получали сжигая уголь. Сегодня Большой театр, как и вся Москва, использует электричество, произведенное на газовых электростанциях. В течение следующих 15 минут я попробую поразмышлять, какие источники энергии будут питать эту великолепную люстру в будущем …
Но сейчас, от этого напоминания об энергетических переходах прошлого, давайте перейдем к той транформации, что происходит сегодня.
Потому что это качественно другая трансформация.
Прежде всего, она намного масштабнее. Мир никогда еще не был таким населенным и богатым.... По данным ООН, сегодня на Земле - семь с половиной миллиардов, к 2050 году будет десять, а к концу столетия – более одиннадцати миллиардов человек.
Это почти на четыре миллиарда больше, чем сегодня. Более того, уровень жизни людей повышается, миллионы вырываются из нищеты. Это означает, что им нужно всё больше и больше энергии. Мы ожидаем, что к 2070 году количество энергии, необходимой человечеству, вырастет в два раза.
Другое отличие текущей трансформации связано с изменением климата. Парижское соглашение и процесс его подписания наглядно демонстрируют понимание важности этой темы. И государства, и общества твердо намерены решить эту задачу.
Сценарий будущего
"Шелл" приветствует и поддерживает Парижское соглашение. Один из наших сценариев развития мировой энергетической системы называется "Небо". В нём показано, как может измениться мир при достижении целей Парижского соглашения – а именно, при сокращении нетто-выбросов углекислого газа в атмосферу и сдерживании глобального потепления. Этот сценарий ни в коем случае не является предсказанием, программным предложением или бизнес-планом. Более того, этот сценарий необязательно является очень вероятным.
Итак, как же выглядит будущее в сценарии "Небо"?
Мировая энергетика в 2070 г. в два раза превышает сегодняшнюю. При этом энергоэффективность выросла в три раза. Достигнуты технологические прорывы в области аккумуляторных батарей, связывания и хранения углерода, а также передовых видов биотоплива. В мире построено десять тысяч крупных установок связывания и хранения углерода – сравните с сегодняшним планом открыть чуть менее 50 таких установок к 2020 году.
Большинство промышленных процессов уже достигли технологических пределов эффективности. Полностью остановлена вырубка лесов.
Водород к 2070 году стал важным энергоносителем и занимает около шести процентов в структуре энергетики. Для хранения и транспортировки водорода используются элементы старой нефтегазовой инфраструктуры.
Мир потребляет почти в пять раз больше электроэнергии чем сегодня. Более половины этой электроэнергии производится на солнечных электростанциях, значительную ее часть обеспечивают ветровые и атомные электростанции.
Все легковые автомобили работают на электричестве, для грузового автотранспорта используются биотопливо, водород и линии электропередач.
К 2070 году пики спроса на ископаемые виды топлива давно позади. Уголь применяется только в металлургической промышленности в сочетании с эффективным процессом связывания и геологического хранения углерода.
Интенсивное повторное использование материалов приводят к снижению добычи некоторых видов ресурсов. В строительстве вместо цемента применяются новые материалы.
В этом будущем в 2070 году Большой театр открывает 294-й сезон знаменитым балетом "Лебединое озеро". Театр сохраняет верность традициям и не пускает андроидов на сцену. Главная люстра Большого театра, возможно, запитана от солнечной и ветровой энергии.
Необходимость адаптации
Конечно же, сценарий "Небо" описывает только один из возможных вариантов будущего. Мы не знаем наверняка, каким оно будет. Что мы знаем точно, так это что нам всем придётся меняться.
Нам придётся адаптироваться. Становиться гибкими, открытыми, креативными, изучать новые рынки, новые бизнес-модели, новые продукты, искать новые бизнес-возможности, чтобы во всеоружии встретить наступающие перемены.
Наша стратегическая задача - преуспеть во времена энергетического трансформации. К середине столетия "Шелл" намерен сократить нетто-выбросы углерода из нашей энергетической продукции примерно в два раза.
Это изменит номенклатуру нашей продукции. Мы пока не знаем как именно, но масштаб изменений будет внушительным. Чтобы вы могли представить масштаб такого изменения... это может означать связывание и хранение более двадцати миллионов тонн углекислого газа ежегодно … и посадку лесов на площади, равной территории шести Сахалинских областей… и поставки электроэнергии с двухсот крупных морских ветровых электростанций – что в девять раз превышает существующую сегодня ветрогенерацию … и производство пятидесяти миллиардов литров биотоплива в год, которых будет достаточно, чтобы трижды заправить каждый автомобиль в Соединенных Штатах… причём всё это не по отдельности, а вместе.
Мы намерены развивать бизнес в тех секторах, которые важны для транформации энергетической системы, и где, по нашим оценкам, в ближайшее десятилетие ожидается рост спроса. Два года назад в "Шелл" появилось новое направление - New Energies. Оно занимается новыми видами топлива и новыми методами электрогенерации. Эти два сектора характеризуются высоким прогнозным спросом и низким уровнем выбросов углекислого газа. "Шелл" планирует инвестировать в это направление в среднем от одного до двух миллиардов долларов США ежегодно до 2020 года.
И если мы позволим себе пофантазировать, совсем не трудно представить, как серьезный научный прорыв изменит все. И тогда наша люстра в Большом театре будет освещать зал благодаря гидрогенизированному углекислому газу... холодному синтезу… а может быть, гравитационному концентратору...
Нефть и газ по-прежнему играют важную роль
Но это не означает, что мы откажемся от нефти и газа. Даже в случае наиболее глубокой трансформации, описанной в сценарии "Небо", миру образца 2070 года потребуется приблизительно 50% от сегодняшнего объема ископаемого топлива, не говоря уже о других, более "нефтегазовых" сценариях, где этот показатель будет еще выше.
Поэтому инвестиции в нефтегазовую отрасль останутся актуальными. В добычу нефти тоже, но особенно - в добычу газа.
Мы видим дальнейшие возможности, особенно в области СПГ. СПГ для промышленного производства, СПГ как "партнер" и резервный источник энергии для возобновляемых источников энергии, СПГ как топливо для тяжёлого транспорта.
С начала ХХI века производство СПГ выросло в три раза. На рынок вышли новые поставщики сжиженного газа, такие как Россия, а число стран-импортёров СПГ увеличилось в четыре раза. Некоторые из них выбрали СПГ для удовлетворения сезонных колебаний спроса, другие для компенсации падения собственной добычи газа. Небольшие партии закупают страны, в которые трубопроводные поставки газа невозможны. По нашим прогнозам, этот рынок будет расти высоким темпами, как минимум четыре процента в год в ближайшем будущем.
Новое применение
Хотя использование СПГ в качестве топлива является достаточно новым направлением, мы уже наблюдаем качественный сдвиг в этой области. В отличие от легковых автомобилей, которые несложно перевести на электричество, большегрузный транспорт, как водный, так и дорожный, с учётом его высокой энергоёмкости и дальности перевозок, гораздо больше подходит для перевода на СПГ.
Мы наблюдаем, как СПГ становится серьёзным претендентом при выборе топлива для различных типов морских и речных судов. Круизные лайнеры, контейнеровозы, паромы, ледоколы и даже нефтетанкеры постепенно переводятся на СПГ, который обеспечивает гораздо более чистое горение по сравнению с традиционным судовым топливом. Недавние регламентации Международной морской организации по снижению выбросов серы из судового топлива способствуют процессу перевода судовых двигателей на СПГ, который практически не содержит серы.
Мы поддерживаем применение СПГ в качестве судового топлива и развиваем инфраструктуру для бункеровки СПГ. Например, в прошлом году мы начали эксплуатацию нового бункеровочного судна "Кардисса", которое способно работать по всей Европе. Мы тесно сотрудничаем с крупнейшей российской судоходной компанией "Совкомфлот". В настоящее время "Совкомфлот" строит восемь нефтетанкеров, работающих на СПГ. "Шелл" будет обеспечивать поставки топлива для этих танкеров. Кроме этого, два таких танкера будут зафрахтованы "Шелл" для перевозки собственной нефти. Первый из них – "Гагарин Проспект" - уже спущен на воду.
Вторая область применения заключается в использовании СПГ для дальнемагистрального грузового автотранспорта, что потенциально может привести к снижению расходов на топливо.
Эта тенденция ярко проявляется в Китае, где уже насчитывается триста тысяч единиц грузового автотранспорта на СПГ и около двух тысяч автозаправочных станций СПГ. Аналогичный процесс начал набирать обороты в Европе, где построено более ста станций для заправки СПГ. Учитывая дальние пробеги, я думаю, в России это тоже может стать точкой роста.
СПГ в качестве топлива для тяжелого транспорта имеет огромный потенциал. Если полностью перевести весь морской, а также наземный грузовой транспорт на СПГ, то для обеспечения его работы потребуется около 1.2 миллиарда тонн ежегодно.
Российская отрасль СПГ
Исторически рост предложения СПГ происходит в виде "волн" из новых стран. Недавно такие "волны" приходили из Катара и Австралии, новая волна ожидается из Северной Америки.
"Шелл" глубоко укоренен в России, наша история здесь насчитывает уже более 125 лет, и мы бы хотели, чтобы следующая волна принесла миру российский СПГ. Думаю, что это может стать ответом на вопрос сегодняшней сессии на тему "Российская энергетическая стратегия и глобальный рынок". В конце концов, нам скорее всего понадобится газ для того, чтобы ярко светила люстра Большого театра … до тех пор, пока для не найдётся другой источник энергии...
Вместе с нашим стратегическим партнёром - "Газпромом" - мы работаем над тем, чтобы вывести на рынок больше российского СПГ. На Сахалине мы построили первый российский завод по сжижению газа. Сегодня он – один из самых эффективных в мире заводов СПГ, с устоявшейся высокой репутацией в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы также работаем над увеличением его мощности за счёт третьей технологической линии, и мне приятно сообщить, что в феврале этого года проектная документация получила положительное заключение российских технических органов.
Мы сотрудничаем и по другому проекту СПГ, теперь уже на западе Российской Федерации – по проекту "Балтийский СПГ". В мае этого года мы договорились, что проектирование, инжиниринг, спецификации на материалы и оборудование для этого завода будут основаны на российских нормах и стандартах. Это уникальное и первое подобное решение в мировой практике. Такой подход обеспечит основу для создания российской индустрии СПГ на базе российских норм и стандартов, и будет способствовать диверсификации российской экономики за счёт формирования пула российских поставщиков, которые смогут принять участие в конкурсах на поставки материалов, оборудования и услуг для других проектов СПГ во всем мире.
Такое развитие событий может внести значительный вклад в достижение поставленной Министерством энергетики Российской Федерации цели увеличить в следующем десятилетии объёмы производства российского СПГ до семидесяти миллионов тонн в год. Вне всякого сомнения, конкуренция на рынке будет жёсткой. Только в Северной Америке уже сегодня строятся мощности по производству шестидесяти миллионов тонн СПГ в год. Кроме этого, поданы заявки на новые проекты совокупным объёмом более четырехсот семидесяти миллионов тонн СПГ в год. Все эти проекты отличаются низкими капитальными затратами и реализуются при благоприятном налоговом режиме. Поэтому российскому СПГ нужна государственная поддержка, нужно постоянно работать над снижением затрат и обеспечением благоприятного налогового режима.
Тем не менее, учитывая все естественные преимущества России – обильные запасы газа, богатый производственный опыт, квалифицированную рабочую силу и выгодное географическое положение, – у страны есть всё для того, чтобы в полной мере воспользоваться растущим спросом на газ и СПГ. И таким образом внести вклад в декарбонизацию мировой энергетической системы.
"Шелл" намерен работать с российскими партнёрами, в первую очередь с "Газпромом", над практической реализацией этой задачи.
И, конечно же, мы будем и дальше восхищаться балетными и оперными постановками Большого театра… его давними традициями… и его великолепной люстрой… независимо от того, что обеспечивает ее энергией.
Теги: Shell, Газпром, конференция