Поставки удобрений и полимеров из Средней Азии переориентировались с портов РФ на Азербайджан и Грузию.
В 2022 году производители удобрений и полимеров из стран Средней Азии снизили объемы транспортировки своей продукции через Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) в порты Черного моря, а также через морской порт в Усть-Луге. При этом часть потоков сухих грузов была переориентирована на сухопутный азербайджано-грузинский коридор. Об этом рассказали аналитики агентства Argus в ходе вебинара "Изменения логистики поставок и транзита сухих грузов в странах Центральной Азии и Южного Кавказа".
Рост перевалки грузов только в портах Азербайджана в 2022 году составил 32%, до 11,8 млн тонн в год. При этом доля транзита в них превышает 90%. Через азербайджано-грузинский коридор продукция из Средней Азии направляется преимущественно в страны Европы, Африки и Южной Америки.
В качестве примера эксперты более подробно привели статистику по транспортировке полимеров и удобрений из Туркменистана. Доля их отправки через ВДСК в 2022 году упала почти в два раза относительно показателей 2021 года, и составила 18% от всего экспорта сухих грузов. В то же время доля поставок через Азербайджан и Грузию выросла с 66 до 81% от совокупного экспорта сухих грузов.
– С учетом политических событий 2022 года регион Азовского и Черного морей стал недостижим для удобной и дешевой логистики, – рассказал старший аналитик Argus Евгений Кришталев.
Помимо вопросов безопасности этого маршрута, одной из причин падения объемов транспортировки грузов через ВДСК и черноморские порты Тамань и Кавказ Сандугаш Ахметулина, заместитель руководителя логистического направления Argus, видит "дополнительные сложности с фрахтом морских судов в акватории Черного моря".
В сухопутном азербайджано-грузинском коридоре "узким горлышком" эксперты считают крупнейший порт Азербайджана Алят в Баку. Его возможности по перевалке всех видов сухих грузов оцениваются в 15 млн тонн в год. Однако в настоящее время ведется его модернизация с целью нарастить пропускную способность до 25 млн тонн к 2025 году. Там же возводится перевалочный терминал для сухих удобрений, который должен быть сдан в эксплуатацию к концу 2023 года.
В качестве развивающихся маршрутов эксперты отметили железнодорожные поставки сухих грузов из Казахстана до азербайджано-грузинского коридора с целью дальнейшего транзита, а также транзитные поставки через порты Грузии и сухопутный коридор через Азербайджан в Иран, где достраивается железная дорога для нового грузового маршрута.
Еще одним портом, через который сократилась транспортировка сухих грузов из стран Средней Азии стал российский порт Усть-Луга. Так, грузоперевозки через него уменьшили крупнейшие экспортеры серы из Казахстана. NCOC снизил объемы транспортируемой через него продукции на 22%, до 568 тыс. тонн относительно отгрузки в 2021 году, а "Тенгизшевройл" – на 2,5%, до 2076 тыс. тонн. Эксперты Argus связывают это с конкуренцией за мощности порта со стороны российских производителей удобрений.
– На перевалочные услуги Усть-Луги в прошлом году появился большой спрос со стороны производителей удобрений, которым пришлось перенаправить отгрузку экспортных партий из портов Латвии и Эстонии в российские морские и речные порты, – рассказала Сандугаш Ахметулина.
При этом она считает, что Усть-Луга в 2023 году останется основным портом, через который осуществляется экспорт казахстанской серы.
Ранее RUPEC писал о том, что российские производители удобрений рассматривают возможность использования речного маршрута перевозки продукции по Каме и Волге. В дальнейшем возможна их отправка в Иран, а также в Азию и Африку.