Пятый элемент: не помешают ли санкции защитить урожай хлеба в РТ.
Производители РФ испытывают трудности с импортом компонентов для выпуска средств химзащиты растений. Но дефицита продукции у аграриев не будет, заявил один из игроков рынка. Минсельхоз РТ рассчитывает на хороший урожай
Сельхозпроизводители, реализующие проекты на территории РТ, рассчитывают в этом году получить хороший урожай зерна: погодные условия сезона 2022 года благоприятны для аграриев, в отличие от засушливого лета прошлого года. Об этом в интервью РБК Татарстан заявили учредитель ГК "Август" Александр Усков и генеральный директор УК "Август-Агро" Айдар Галяутдинов на полях выставки "Агроволга-2022", которая прошла в Казани с 6 по 8 июля. Аналогичную точку зрения высказал глава минсельхозпрода РТ Марат Зяббаров.
По словам Ускова, несмотря на сложившуюся геополитическую ситуацию и трудности с импортом, российские производители смогут обеспечить аграрный комплекс средствами химической защиты.
Российская химия
— Насколько, на ваш взгляд, сельское хозяйство зависело от импортной продукции? Все ли возможно заместить?
Александр Усков: Мы жили в глобальном мире, где все легко перемещалось. Сейчас все локализуется. Думаю, этот процесс неизбежен. Многое из того, что производилось за границей и на выгодных условиях поставлялось нам, нужно будет выпускать в РФ, создавая производства внутри страны. По целому ряду продуктов данный процесс уже запущен. Проблем будет много, но мы обязаны пройти этот путь. Мы со своей стороны постараемся обеспечить защиту посевных площадей в России.
— Готовы ли производители химических средств защиты растений обеспечить российских земледельцев продукцией? Насколько это производство зависимо от импорта?
Безусловно, производство средств защиты растений в России зависит от импортных составляющих. В первую очередь, это действующие вещества, которые, в основном, поставляются из Китая. Больших сложностей я здесь не вижу, за исключением логистики. То, что раньше доходило за 3, максимум 4 недели, сейчас доходит за 2-2,5 месяца. Это общая проблема, актуальная не только для средств защиты растений и не только для поставок из Китая.
Определенные сложности есть с поставками поверхностно-активных веществ (ПАВ), эмульгаторов, но и эти проблемы тоже решаются. Все предприятия Союза производителей химических средств защиты растений РФ планируют на следующий год увеличивать объемы производства. Потому что некоторые иностранные компании, в том числе американские, уже ушли с рынка РФ, есть сомнения по поводу поведения ряда европейских компаний. Это в том числе связано с трудностями их собственного производства, так как резко растет стоимость электроэнергии и газа, которые очень важны в химическом производстве. Плюс – возможны политические решения, поэтому к уходу европейцев нужно готовиться.
— Планируется ли в этой связи перестраивать работу ваших предприятий в РФ, в том числе завода в ОЭЗ "Алабуга", наращивая объемы выпуска продукции?
У нас заложено большое увеличение производства на будущий год. Поэтому контрактацию мы начали уже сейчас: порядка 40% уже законтрактовано, и мы ждем, когда эта продукция будет поступать на наши заводы.
— В сложившейся геополитической ситуации не испытывает ли завод "Августа" в Татарстане дефицита с импортным оборудованием, запасными частями, сервисным обслуживанием?
В этой части мы не видим больших проблем, поскольку заводы у нас новые, особенно в ОЭЗ "Алабуга" (завод "Август-Алабуга" по производству средств химзащиты растений был запущен 28 июня 2019 года – РБК Татарстан). Тем, что нужно заменять в штатном режиме, мы озаботились существенно раньше. И я не ожидаю больших сложностей в работе наших предприятий.
Новая география
— Поставляла ли компания до событий конца февраля 2022 года продукцию за рубеж? Пришлось ли покидать уже освоенные рынки сбыта и выходить на новые?
Поставлять продукцию за рубеж сегодня стало очень сложно по причине того, что многие банки отказываются работать с российскими предприятиями. Еще большие сложности есть с логистикой. Продукцию завода "Август-Алабуга" мы в основном поставляем в страны СНГ.
Часть продукции уходит в Латинскую Америку, с которой сейчас есть большие сложности. А для нас это важный рынок, который динамично развивается, и в ряде стран мы уже выходили на лидирующие позиции. Также у нас есть завод в Китае. И сейчас проще поставлять продукцию в Латинскую Америку из Китая.
— В этой связи будут ли увеличиваться объемы производства в Китае?
Пока не планируем. Основные инвестиции в Китай у нас идут в развитие производства действующих веществ, чтобы обеспечивать ими три завода, которые расположены в России и Белоруссии.
Волатильность на рынках и возникновение дефицитов по самым разным продуктам на сегодня просто сумасшедшая. За день цена может измениться в два раза, потому что встало какое-либо производство в Китае, которое обеспечивает полупродуктами или выпускает целевой продукт.
— А какими странами можно заместить рынки Латинской Америки?
Мы не падаем там в объемах сбыта. А со временем, думаю, проблемы с банками и логистикой будут решены.
— Какие шаги необходимо предпринять в сложившейся ситуации государству, чтобы поддержать производителей химических средств защиты растений?
Необходимо развивать малую и среднюю химию. Государственная программа есть, но движения по ней пока нет. Для того, чтобы производить в России действующие вещества должен быть целый ряд полупродуктов. У нас беда с действующими веществами не только для производства средств защиты растений, а по всему спектру. Именно потому, что нет базовых продуктов, которые являются основой для синтеза.
— Какую роль по вашему мнению может сыграть параллельный импорт для производителей химических средств защиты растений?
В случае с химией речь идет о небрендированных продуктах. В этом смысле нам проще.
Технический вопрос
— Какую технику вы используете для обработки почвы по технологии No-till в Татарстане и других регионах присутствия? Нет ли в сложившейся геополической ситуации трудностей с ее обслуживанием, заменой запчастей? Планируете ли переходить на отечественные аналоги?
Айдар Галяутдинов: Мы начали готовиться к сезону 2022 году прошлой осенью и продолжали в течение зимы. Была подготовлена ремонтная база. Плюс – техника у нас нестарая, что тоже является положительным фактором. Парк у нас достаточно однообразный – мы используем либо технику Claas, либо "Россельмаш". Поэтому есть, так скажем, взаимозаменяемые вещи.
Над 2023 годом мы работаем уже сейчас: ищем поставщиков, смотрим, какие каналы можно будет найти для обеспечения запчастями. Не секрет, что трудности есть у всех. С другой стороны, дилеры, с которыми мы работаем, с уверенностью заявляют, что смогут обеспечить нас запчастями и в будущем году.
генеральный директор УК "Август-Агро" Айдар Галяутдинов
— То есть необходимость переводить весь парк техники на отечественные машины отсутствует?
Перевести весь парк практически невозможно. Это потребует больших затрат. Кроме того, отечественные производители используют импортные комплектующие и зависят от иностранных поставщиков.
Разумное зерно
— Подходит ли технология No-till для Татарстана?
Я считаю, что абсолютно подходит. В Муслюмовском и Мензелинском районах РТ технология применяется пятый сезон, и она работает. Однако для этого необходимо четко соблюдать технологические операции.
— Какие планы по развитию агропроекта в Татарстане? Планируете ли вы осваивать новые районы?
На сегодня мы работаем в девяти районах Татарстана. Общий объем площадей превышает 220 тыс. га, засеяно порядка 190 тыс. га: думаю, в следующем году мы увеличим этот показатель. И пока останемся в этих параметрах. Последнее приобретение – агрофирма в Кайбицком районе, она уже работает, сеется.
Этот год пока проходит, на наш взгляд, удачно: погодные условия, ситуация на полях складываются благоприятно. Надеемся, что в этом году мы соберем прогнозируемый урожай.
— Аналогичный вопрос по молочному животноводству.
На сегодня мы вышли на производство 120 тонн молока в сутки. Поголовье крупного рогатого скота установилось на уровне 9,1 тыс. голов, в том числе дойного стада – 5,2 тыс. голов. Мы укомплектовали обе очереди фермы в Уразметьево (Муслюмовский район РТ), где разместили 2,6 тыс. голов. Сейчас там производится порядка 60 тонн молока в сутки, думаю, мы добавим еще тонн 10, и это будет проектная мощность. Кроме того, нам нужно достроить ферму в Степановке (Мензелинский район РТ) на 1,2 тыс. голов. Думаю, мы введем ее в эксплуатацию в IV квартале 2022 – I квартале 2023 года.
Также введена ферма в Лениногорском районе РТ на 400 голов. Есть мысли в 2023 году построить еще одну очередь на 400 голов. Ведется проектирование объекта в Кайбицком районе на 3,4 тыс. голов. Его реализацию планируется начать в 2023 году.
— В Татарстане вы работали с компанией Danone. Сотрудничество продолжается или производимое в республике молоко теперь поставляется на какие-либо другие заводы?
Да, мы сохранили партнерство с компанией Danone в прежних объемах. Вторым нашим крупным партнером является Зеленодольский молочный комбинат и еще несколько небольших компаний.
— На какой стадии находится строительство элеватора в Свияжском мультимодальном логистической узле?
Мы зашли на площадку около 1 месяца назад и заложили первый камень в строительство элеваторного комплекса в начале июня. Сегодня ведутся строительные работы: забивка свай под силосный и основной корпуса, земляные работы и так далее. Все по графику. Мы планируем завершить первый этап строительства к сентябрю 2023 года, то есть к началу уборки урожая.
— Какова мощность объекта и чем он актуален для региона?
Проектная мощность элеваторного комплекса составляет 112 тыс. тонн, первый этап рассчитан на 28 тыс. тонн и еще три также по 28 тыс. тонн. В первую очередь, объект необходим для переработки и продажи собственной продукции. Также мы будем готовы принимать зерно других поставщиков. Площадка Свияжского мультимодального логоцентра обладает собственной причальной стенкой и железнодорожными путями, что дает возможность круглогодично отгружать зерно и по воде, и по ж/д дороге. Думаю, что аналогов данной площадке на сегодня нет.
— В мае на KazanSummit-2022 глава минэкономразвития РФ Максим Решетников сообщил, что в 2021 году Россия стала крупнейшим экспортером зерна в мире. И в этом году, несмотря на спецоперацию, поставки в марте-апреле росли. На ваш взгляд, нужно ли в сложившейся ситуации региональным производителям продолжать экспортировать зерно?
Экспорт, безусловно, нужен, потому что у нас есть профицит. В этом году мы рассчитываем на хороший урожай. Поэтому поставки за рубеж нужно увеличивать, потому что это деньги, необходимые для развития.