МИД РФ: О некоторых аспектах выполнения Стамбульских договоренностей по продовольствию и удобрениям.
После истечения срока действия "черноморской инициативы" по вывозу украинского продовольствия из портов Одессы, Южного и Черноморска 18 ноября Россия, как известно, не возражала против ее технического продления еще на 120 дней (до 18 марта 2023 г.). Приняли данное непростое решение исходя из приверженности своим обязательствам по обеспечению глобальной продовольственной безопасности и в строгой "увязке" с достижением реальной отдачи от выполнения Меморандума Россия-ООН по продвижению отечественного сельхозэкспорта, являющегося второй частью Стамбульского "пакета".
В то же время констатируем, что при реализации "черноморской инициативы" по-прежнему сохраняются серьезные перекосы как в географии получателей украинского продовольствия, так и по номенклатуре вывозимой продукции. Несмотря на ее декларируемый гуманитарный характер, грузы направляются преимущественно в страны с высоким уровнем доходов, бедные же государства получают не более 3%. При этом 70% грузов составляют кормовая кукуруза и фуражное зерно. Саму инициативу в этой связи переквалифицировали в коммерческую с упором на то, что нуждающиеся, мол, могут купить продовольствие по более низким ценам.
Однако нам все чаще приходится слышать критику насчет недостаточно эффективного выполнения договоренности. В частности, украинский министр инфраструктуры А.Кубраков заявляет о якобы "саботаже" Россией "зерновой сделки". Видимо, позабыв о том, что именно действия Киева по использованию морского гуманитарного коридора в военных целях привели к временной приостановке инициативы с 29 октября по 2 ноября и практически ее срыву из-за отсутствия ключевых гарантий безопасности. Кроме того, именно украинцы "нагоняют" сухогрузы в порт Стамбула, преследуя исключительно корыстные цели продать "побольше и поскорее". Тем самым искусственно провоцируют создание большого скопления судов в гавани и ажиотаж вокруг темпов проверки.
В этой связи необходимо напомнить, что Россия сразу после подписания соглашений в Стамбуле 22 июля начала добросовестно их выполнять. 26 июля был запущен Совместный координационный центр (СКЦ) (Россия-Турция-Украина-ООН), отвечающий за практическую работу по вывозу украинского продовольствия, а 1 августа из Одессы вышел первый сухогруз с кормовой кукурузой.
Наши представители при этом действуют в строгом соответствии с согласованными и утвержденными правилами процедуры и регламентом СКЦ, включая количество досмотровых групп (ежедневно каждая сторона выставляет по 3 группы по 2 инспектора). Некоторые суда не проходят сразу необходимую проверку, в том числе из-за неправильно оформленной документации на перевозку грузов и высокого уровня фумигации в трюмах (3 наших специалиста уже отравились дымом для обработки зерна). Не принимается во внимание и фактор неблагоприятных погодных условий, в том числе штормов, которые не позволяют осмотреть корабли.
При этом констатируем, что до сих пор реального прогресса в реализации Меморандума Россия-ООН по нормализации отечественного сельхозэкспорта нет. Несмотря на декларируемые западниками, в том числе европейцами в рамках принятия 9-го пакета антироссийских санкций, изъятия для продовольствия и удобрений, российские производители и поставщики продолжают сталкиваться с блокированием банковских платежей, запретительными ставками страхования и отказом в доступе в порты. Таким образом, дальше слов и казуистики со стороны Вашингтона, Брюсселя и Лондона дело не идет, а нуждающиеся страны тем временем продолжают страдать не только от кризиса ценовой доступности продовольствия и удобрений, но и от их физического дефицита.
С трудом и проволочками продвигается даже безвозмездная передача российских удобрений беднейшим странам. Часть грузов (20000 тонн) была отправлена из Нидерландов в Малави. Латвия, Эстония и Бельгия продолжают задерживать нашу продукцию. Не запущена и перевалка аммиачного сырья для производства удобрений из Южного, пункт о которой прописан как в "черноморской инициативе", так и в Меморандуме Россия-ООН. Возобновление поставок аммиака блокирует только и исключительно Киев, хотя речь идет о 7 млн тонн сырья в год, достаточного для производства 25 млн тонн удобрений, чтобы накормить 150 млн человек.
Подобные, но далеко не единственные примеры, наглядно иллюстрируют, кто на самом деле не просто не помогает обеспечению глобальной продовольственной безопасности, но спекулирует на нуждах стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе в удобрениях, преследуя неоколониальные или узкокорыстные цели.