Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Финская лыжня

6.12.2011, 20:46
Новости
Сейчас только финская Nokian Tyres рассматривает Россию как глобальный центр производства шинной продукции, желающих последовать за ней пока немного

Во вторник 22 ноября в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоялась международная конференция Creon «Каучуки, шины и РТИ 2011». Золотым спонсором мероприятия стала компания Lanxess, спонсорскую поддержку оказало НПП «Квалитет», партнерами конференции были «Оргхим» и Quest International Trading, International Rubber Study Group поддержала мероприятие. Российская шинная и каучуковая индустрия стремительно глобализируется и готовится вписаться в мировые тренды. Уже три зарубежные шинные компании (Michelin, Nokian, Yokohama) имеют собственные предприятия в России, однако доля импортной шинной продукции на российском рынке продолжает расти, причем все активнее ввозятся не только легковые, но и грузовые шины. Переход на мировые стандарты и технологии означает новые условия ведения бизнеса для российских компаний, которые работают на каучуковом и шинном рынке, и основной целью конференции является поиск ответа на вопрос о том, насколько они готовы к этому. Об этом в приветственном слове к участникам мероприятия сказал генеральный директор компании Creon Санджар Тургунов.

Стефен Эванс, генеральный секретарь International Rubber Study Group, сделал обзорный доклад о состоянии и перспективах мирового производства натурального и синтетического каучука. Ежегодно в мире производится более 10 млн т натурального каучука, причем объемы его выпуска постоянно увеличиваются и за последние двадцать лет удвоились. Спрос на натуральный каучук сейчас превышает предложение, что ведет к резкому росту цен на этот ресурс, которые за несколько лет выросли с 2 до 5 тыс. долларов за тонну. Основными производителями являются азиатские страны, среди которых лидирующие позиции по-прежнему занимают Таиланд и Индонезия, растет доля новых игроков, в частности, Вьетнама и Мьянмы, а Малайзия постепенно уходит с рынка. Если география производства натурального каучука меняется постепенно, то структура его потребления по регионам мира за недавнее время полностью изменилась. На долю азиатских стран, прежде всего, Китая, сейчас приходится уже более половины спроса на натуральный каучук, рынок этого продукта начинает замыкаться на Азии, что порождает дефицит в других регионах мира и толкает цены вверх. Этому же способствует и ограниченность земельных ресурсов, которые могут быть отведены под плантации каучуконосов. До 2020 года выпуск натурального каучука может вырасти до 16,5 млн т, тогда как синтетического – до 19,3 млн т.

По выпуску синтетического каучука Китай с ежегодными выпуском в 3 млн т вышел на первое место, тогда как выпуск в России не достигает и 1,5 млн и страна занимает в глобальном рейтинге пятое место между Японией, где выпуск стагнирует, и Южной Кореей, где производство растет. В Европе и США индустрия синтетического каучука развивается в большей степени качественно, чем количественно. В мировом рейтинге производителей российские «Сибур» и НКНХ занимают девятую и десятую позиции соответственно, тогда как лидерство принадлежит немецкой Lanxess. Многие крупные производители синтетических каучуков сильно интегрированы с шинными компаниями, однако заметные позиции на рынке занимают и полностью независимые производители – Sinopec, Exxon, PetroChina. Однако если в выпуске синтетических каучуков позиции России все еще сильны, то объемы потребления в глобальном масштабе невелики и сопоставимы с Южной Кореей и Тайванем вместе взятыми. Однако качественное развитие индустрии продолжается и в России – «Сибур» является одним из лидеров по выпуску стирольных каучуков, в том числе осваивает выпуск растворных стирольных каучуков, которые в мире производят не все компании. На рынке бутадиеновых и бутилкаучуков, несмотря на реализованные инвестиционные проекты, Россия теряет позиции, тогда как на рынке каучуков изопреновых страна остается мировыми лидером. Однако на рынке специальных инновационных каучуков Россия, в отличие от молодых азиатских производителей, либо представлена очень слабо, либо не представлена вообще.

Отдельно был освещен мировой рынок бутадиена. Ежегодно в мире на нужды каучуковой отрасли используется более 7 млн т бутадиена, к 2015 года этот показатель приблизится к 9 млн т. Место России на рынке весьма скромное, однако страна обладает уникальным конкурентным преимуществом, поскольку половина бутадиена в России производится из газового сырья (бутана) на специализированных предприятиях, а не образуется в качестве побочного продукта пиролиза. В ближайшие годы серьезных конкурентов в этой сфере у России не появится. Более того, за счет возврата к использованию более легкого сырья для пиролиза в США, выпуск бутадиена там может сократиться. В целом до 2015 года выпуск бутадиена в мире вырастет незначительно (с 10 до 11 млн т), часть мощностей останутся незагруженными. Однако, несмотря на все это, Россия пока не представлена на мировом рынке торговли бутадиеном, который весьма развит. Г-н Эванс предположил, что это может произойти в ближайшие годы.

Начальник управления маркетинга дирекции синтетических каучуков «Сибура» Юлия Сурганова рассказала участникам конференции о новых проектах компании, а также общем состоянии отрасли синтетических каучуков и направлениях её развития. Согласно данным, приведенным в ее докладе, доля России в мировом выпуске синтетических каучуков составляет около 10%, однако по отдельным видам каучуков ситуация различается. Если в выпуске полиизопреновых каучуков Россия лидирует и занимает две трети рынка, а в производстве бутилкаучуков 16%, то доля в выпуске полибутадиеновых каучуков составляет 11%, бутадиен-стирольных – 8%, а нитрильных – 5%. Этилен-пропиленовые каучуки и каучуки СБС производятся в крайне небольших объемах и доля страны в их выпуске не превышает 2%. Мощности по выпуску синтетических каучуков в России недогружены – выпускается только 1,2 млн т из 1,6 возможных. При этом две трети продукции поставляются на экспорт, в основном в страны Европы и на азиатские рынки. Структура внутреннего потребления каучуков в России сильно отличается от европейской и китайской. В частности, в России на долю РТИ приходится только четверть потребления, тогда как в Европе и Китае – до половины. Также в России традиционно в составе резиновых смесей используется не натуральный каучук, а близкий к нему синтетический изопреновый. Доля специальных каучуков в структуре потребления в силу слабого развития индустрии РТИ невелика. При этом, по словам докладчика, за последние десять лет в структуре спроса на каучук внутри страны существенных изменений не произошло, российские компании неохотно меняют традиционные рецептуры на новые.

Основными глобальными трендами индустрии, которые ощущаются и в России, являются ужесточение требований к экологическим характеристикам шин и их экономичности, что меняет рецептуры резиновых смесей, которые используются для их выпуска, снижение ресурсоемкости шинной индустрии, переход производителей РТИ с рядовых на специальные каучуки из-за ужесточения требований к изделиям. По оценкам, приведенным г-жой Сургановой, к 2016 году в России вырастет как производство, так и потребление синтетических каучуков: потенциальное потребление вырастет на 29% с 426 до 550 тыс. т, а мощности по производству СК достигнут 1,8 млн т. Таким образом, страна останется крупным экспортером каучуковой продукции.

Инвестиционные планы «Сибура», о которых рассказала г-жа Сурганова, предполагают развитие всех секторов каучукового бизнеса компании. В Тобольске планируется увеличение мощностей по выпуску бутадиена до 215 тыс. т, в рамках СП с китайской Sinopec будет построен завод нитрильных каучуков в Шанхае мощностью 50 тыс. т, в партнерстве с Reliance строится завод бутилкаучуков в Индии мощностью 100 тыс. т в год. В Воронеже планируется увеличение производства каучуков СКД-НД до 40 тыс. т, каучуков ДССК до 95 тыс. т, из которых 60 тыс. т будут производиться на новой линии, выпуск термоэластопластов будет доведен до 85 тыс. т. На заводе в Тольятти планируется довести производство бутилкаучуков до 53 тыс. т, из которых 30 тыс. придется на галогенированный бутилкаучук. Отдельное внимание г-жа Сурганова уделила производству полиизопреновых каучуков. Спрос на них в последнее время, в связи с пиковыми ценами на натуральный каучук резко вырос и компания планирует расширять их производство в Тольятти до 120 тыс. т. В то же время устойчивый спрос на эту продукцию существует только в России и среди некоторых давних партнеров российских компаний.

Несмотря на то, что российский рынок достаточно медленно переходит на зарубежные стандарты и рецептуры, это не уменьшает интерес к нему компаний, которые предлагают высокотехнологичные каучуки и добавки к резинам. Региональный директор по маркетингу и продажам бизнес-подразделения РТИ Lanxess Себастиан ван Гемерт рассказал о специальных каучуках для производства резинотехнических изделий, которые предлагает концерн. По его словам, в мировой структуре потребления каучуков на нешинные сектора спроса на синтетический каучук приходится 29% рынка, причем марочная структура каучуков здесь принципиально иная, чем в шинной индустрии. Важнейшими показателями, которые определяют эксплуатационные характеристики современных РТИ, являются стойкость к температурам и набухание в масле. На их улучшение направлен технический прогресс в этом секторе каучуковой индустрии. При этом убеждение многих участников рынка в том, что автопром является потребителем в первую очередь шин, а лишь затем РТИ, не вполне верно. В современном автомобиле на шины приходится только 16 кг веса, тогда как на РТИ – 18 кг. Г-н ван Гемерт подробно остановился на хлоропреновом, этилен-пропиленовом и нитрильном каучуках Lanxess. В 2011 году начал работу новый завод компании в Бразилии мощностью 10 тыс. т, который будет использовать сахарный тростник в качестве сырья для производства этилен-пропиленового каучука, который будет продаваться под торговой маркой «Keltan Eco». 
  
Региональный менеджер по разделительным агентам бизнес-подразделения Резина Rhein Chemie Lanxess Франк Оссвальд рассказал о продуктах компании, в частности, о химикатах, которые позволяют лучше извлекать шины из камер-вулканизаторов, а также сами диафрагмы вулканизаторов со специальным анти-адгезионным покрытием. Кроме того, компания предлагает маркировочные краски, реагенты, препятствующие слипанию заготовок шин, другие продукты, пользующиеся все большим спросом и у российских потребителей. В связи с этим скоро дочерняя компания Lanxess Rhein Chemie планирует построить и запустить свой первый завод в России.

Представители группы компаний «Квалитет» Председатель Правления Александр Меджибовский и специалист по анти-оксидантам и резино-химикатам Семен Кавун представили новые отечественные разработки для каучуковой и шинной индустрии. Это направление деятельности многопрофильного холдинга начало развиваться сравнительно недавно. Сейчас компания ведет испытания антиагломераторов для каучуков и стабилизаторов, ускорителей вулканизации, антиоксидантов для шинной промышленности. Задачей анти-агломераторов является предотвращение слипания частиц каучуков, сейчас компания удовлетворяет полностью все потребности российских производителей изопреновых каучуков в этих добавках. Продукция компании, согласно выступлению докладчиков, основана полностью на отечественных разработках, не уступает импортным аналогам, но при этом дешевле и отличается меньшей нормой расхода. В силу того, что в готовых шинах и каучуках содержание добавок невелико, они не требуют специальной сертификации в странах ЕС и успешно экспортируется, хотя в основном «Квалитет» ориентируется на внутренний спрос.

Традиционный участник конференций Creon компания «Оргхим» была представлена директором по реализации и маркетингу Олегом Шилкиным, который рассказал о новых марках масел «Norman». Компания специализируется на выпуске неканцерогенных масел-модификаторов резиновых смесей. В 2014 году, когда США и ЕС почти полностью перейдут на неканцерогенные шинные масла, российская компания намерена занять 18% мирового рынка. В дополнение к установке мощностью 80 тыс. т в Нижегородской области строятся новые мощности по 50 тыс. т в Нижегородской области, Хьюстоне и китайском Тяньцзине. Помимо масел, компания предлагает для шинной промышленности также гранулированную канифоль, однако перспективы этого бизнеса не столь оптимистичны. Сырье для канифоли (живица сосновых деревьев) закупается в Белоруссии, где сохранилась государственная система ее заготовки, тогда как в России этот вид деятельности фактически исчез после либерализации лесного законодательства. По словам г-на Шилкина, продукция компании хорошо продается за рубежом, тогда как в России в структуре потребляемых масел по-прежнему доминируют традиционные канцерогенные масла.

Джон МакКлюр, старший экономист отдела каучуков и шин LMC International, представил обзорный доклад о мировой шинной индустрии и месте России в ней. Мировой спрос на шины определяется в основном не объемом выпуска автомобилей, а мировым автопарком, его структурой и темпами роста. Только 28% легковых шин и 21% грузовых используются для первичной комплектации автомобилей. Динамика вторичного рынка, в свою очередь, определяется не только размером автопарка, но и темпами обновления шин. Уровень автомобилизации населения в целом пропорционален уровню доходов, хотя из этого правила немало страновых исключений. Замедление темпов роста автомобилизации начинается, когда она достигает 700 автомобилей на 1000 жителей, однако Россия пока далека от этих значений. Мировой авторынок сильно пострадал от кризиса 2008-2009 годов, затем восстановился, но сейчас снова перестал расти. Долгосрочные прогнозы предполагают, что рынок легковых автомобилей в мире вырастет в ближайшие пять лет с 75 до 110 млн штук, но в развитых странах темпы роста спроса будут минимальными, сейчас более половины всех автомобилей в мире продается на развивающихся рынках. При этом важной тенденцией в Европе является увеличение среднего типоразмера шин в заводской комплектации на 1 единицу за прошедшие десять лет – с 14-15 до 15-16.

В России, согласно представленному прогнозу, выпуск автомобилей вырастет до 2016 года в полтора раза. Беспрецедентные темпы роста демонстрирует китайский рынок, который за десять лет вырос с 2 до 15 млн автомобилей в год. В то же время в США из-за роста цен на бензин и экономии топлива средний пробег автомобиля не растет, а значит, медленнее изнашиваются шины. Как было показано в презентации, при цене на бензин уже в 3 доллара за галлон (3,78 литра) средний годовой пробег автомобиля начинает снижаться, сейчас он составляет 3000 миль. Аналогичные тенденции отмечаются и в Германии, где объем грузоперевозок автотранспортом до сих пор не вернулся на докризисный уровень, что снижает спрос на грузовые шины. При этом экономные потребители вместо покупки новых шин предпочитают приобретать восстановленные путем наложения нового протектора старые. В Германии на восстановленные грузовые шины приходится уже более 30% продаж. Что же касается спроса на легковые шины, то после недавней холодной зимы в Европе вырос интерес к зимним шинам. В России это наиболее быстрорастущий сегмент рынка, тогда как в целом рынок легковых шин за ближайшие пять лет сможет вырасти только на 10%, с 50 до 55 млн штук.

Разные темпы роста спроса в развитых и развивающихся странах ведут к увеличению мировой торговли шинами. Сейчас более 80% потребляемых в мире легковых шин импортируются из других стран, даже в США и ЕС этот показатель не опускается ниже 50%. Для защиты собственных производителей США, где за последние десять лет выпуск шин снизился на треть, ввели специальную антидемпинговую пошлину на импорт шин из Китая. В России, согласно представленным прогнозам, объемы чистого импорта легковых шин продолжат расти и достигнут к 2016 году 16 млн штук. При этом если до недавнего времени в структуре импорта были широко представлены европейские шины, то сейчас их место все активнее занимают азиатские производители.

Главной темой общей дискуссии был поиск ответа на вопрос о том, что препятствует России стать одним из мировых центров производства шинной продукции. Джон МакКлюр отметил, что российские шинные компании конкурируют с шинами, которые производятся в Восточной Европе, премиальный сегмент полностью занят импортом, а бюджетный сокращается. Как за небольшие деньги быстро стать Michelin? Никак, для этого нужно время и доверие потребителей к хорошим, экономичным шинам. Главной проблемой России эксперт назвал сложную логистику и высокие транспортные тарифы, которые затрудняют как экспорт, так и импорт продукции. Однако рыночные и сырьевые преимущества притягивают в страну зарубежные компании. Стефан Эванс возразил, что наличие сырья и крупного рынка далеко не всегда гарантирует успех национальной шинной промышленности и привел в пример Индию, где все производители конфликтуют друг с другом и в результате инвестиции зарубежных компаний притягивают соседние Китай и страны Юго-Восточной Азии. В России координация между игроками шинного и каучукового бизнеса также развита слабо. Семен Кавун развил эту мысль и подчеркнул, что любые попытки заниматься только шинным бизнесом, как это делал «Амтел», обречены на провал. Для успеха шинной промышленности нужна тесная интеграция с производителями сырьевых ресурсов – каучуков и резино-химикатов. Однако в России шинная индустрия живет своей жизнью, а каучуковая – своей, поскольку они ориентируются на разные рынки. При этом он заметил, что протектор шины, от которой зависит ее износ, изготавливается только из синтетических каучуков, в производстве которых страна имеет большой технологической опыт, который должен быть использован. Заместитель директора по науке НТЦ «Интайр» Дмитрий Пебалк сказал, что за последние двадцать лет в российской каучуковой индустрии серьезные средства в модернизацию производства вкладывал только «Нижнекамскнефтехим», именно поэтому переход шинной и каучуковой индустрии на новые стандарты затягивается. Однако к 2016 году они, скорее всего, уже будут введены в России и российским шинникам придется с этим смириться. Заместитель директора по реализации торгового дома «Кама» Евгений Истомин рассказал о том, что при наличии желания собственников, шинный бизнес в России может развиваться и без иностранных инвестиций. Нижнекамский шинный завод, которым владеет «Татнефть» создал новый цех резиносмешения, освоил выпуск продуктов с силикой, активно экспортирует продукцию в Европу. Построен новый завод мощностью 1,2 млн грузовых шин с цельным металлокордом. Он призвал государство активнее защищать внутренний рынок и отечественных производителей, как это делает, например, Китай. Именно поэтому шинная индустрия там динамично развивается, а в России происходит то, что происходит. Когда через несколько лет вступят в силу новые стандарты качества шин, оборудование 1970-х годов на российских заводах надо будет утилизировать. Руководитель кордового направления «Северсталь-Метиз» Игорь Шульгин дополнил, что со вступлением в ВТО пошлины на подержанные шины будут снижаться и это может еще больше осложнить жизнь российским шинникам.

Генеральный директор фирмы «Топоф» Илья Польский рассказал о сложностях продажи шин в России через интернет. Согласно приведенным им данным, только 3,7% шин в стране продаются таким образом, однако занимают в структуре онлайн-продаж уже 3%. При этом на многих сайтах, которые осуществляют торговлю, отсутствуют даже описания отдельных видов продукции, поскольку продавцы либо не имеют их, либо не считают нужным их публиковать, поскольку главным критерием выбора шин для потребителей является цена.

Александр Уставщиков, директор по производству и техническому обеспечению Nokian Tyres в России, рассказал о деятельности в стране финской компании, пока единственной, которая сделала Россию основной производственной базой. На протяжении почти всей истории Nokian, основанная в 1898 году в финском городе Нокиа, специализируется на выпуске зимних шин. В 2005 году был построен второй собственный завод компании в российском Всеволожске. Сейчас он является крупнейшим производителем легковых шин в России и превосходит объемы выпуска финского предприятия. Завод в Нокиа в будущем станет научно-исследовательским центром компании, тогда как российский Всеволожск станет главной производственной площадкой. К 2013 году мощность завода должна достигнуть 17 млн шин в год. На долю России и стран СНГ сейчас приходится более 30% продаж компании, больше чем в Восточной Европе, куда компания пришла раньше. До 70% шин, которые произведены во Всеволожске, идут на экспорт, никакой разницы между шинами для российского и зарубежных рынков компания не делает, работает по единым стандартам и рецептурам для обоих заводов. Компания широко использует российское сырье, в частности, масла «Оргхима» и изопреновые каучуки «Сибура». Поставкой шин для первичной комплектации автомобилей компания не занимается, поскольку во-первых, только недавно начала активно развивать производство летних шин, а во-вторых, потому что предпочитает ориентироваться на конечных потребителей. Г-н Уставщиков добавил, что в отличие от европейских стран, лояльность автомобилистов к оригинальным брендам шин в России невелика. Докладчик сомневается в том, что начало производства в России шин другими зарубежными компаниями существенно изменит рынок, поскольку все ключевые игроки рынка уже сейчас представлены в стране в виде импортной продукции. А с учетом снижения пошлин после вступления в ВТО кто-то из конкурентов может изменить решение о создании в России собственного производства. Российских шинников Nokian не считает конкурентами, поскольку они в основном работают в сжимающемся бюджетном сегменте. При этом рынок легковых шин, по прогнозам Nokian, вырастет за пять лет до 60 млн т, что оптимистичнее оценок LMC в 55 млн, которые представил Джон МакКлюр.

Глава Creon Фарес Кильзие считает, что конференция показала огромный инвестиционный потенциал отечественной шинной и каучуковой индустрии. Рынок давно разделился на два слабо связанных друг с другом сегмента. «Новый рынок», который начали финны и продолжают немцы и итальянцы, его ярким примером является проект Pirelli. Здесь действуют международные стандарты и работают зарубежные компании, как имеющие, так и пока не имеющие производство в России, и их российские партнеры. Они вкладывают средства, чтобы завоевывать позиции на глобальном рынке, ключевой частью которого сейчас становится Россия. Государство должно оказывать всяческую поддержку, от административной до финансовой, всем проектам в этой сфере. Однако есть и «старый рынок», где работают заводы с устаревшим оборудованием, на котором выпускают продукцию, которую с каждым годом покупают все менее охотно. Отмирание этого сектора отрасли уже идет и это естественный процесс, но государство должно принимать активное участие в жизни и этого рынка, сохраняя стратегические производства продукции оборонного назначения. Интерес к этому бизнесу могут проявить и зарубежные технологические компании средней величины.
Теги: конференция, Татнефть, Sinopec, Северсталь, Нижнекамскнефтехим, Оргхим, LANXESS, Yokohama