План развития нефтегазохимии на 18 лет одобрен, но продуктопровод «Западная Сибирь - Поволжье» под вопросом
Проект продуктопровода "Западная Сибирь - Поволжье" может стать реальностью при двух условиях: его инициаторам удастся заполнить трубу сырьем с северных месторождений жирного газа и найти инвесторов, сообщил сегодня Эксперт-Урал.Власти Башкирии и Татарстана убедили правительство РФ включить в План развития нефтегазохимии России до 2030 года инвестиционную идею строительства трубопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье". Регионы намерены получать по трубе с Тюменского севера широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ: этан, пропан, бутан) - сырье для своих нефтехимических производств. На прошлой неделе стало известно: правительственная комиссия по вопросам ТЭК предложенный министерством энергетики РФ План-2030 одобрила, строительство продуктопровода рассматривается в нем как один из вариантов обеспечения сырьем предприятий Волжского нефтегазохимического кластера. Но развивать проект властям регионов придется самостоятельно.Согласно Плану-2030, страна за 20 лет должна существенно сократить импорт нефтехимической продукции высоких переделов (сегодня он покрывает половину российского потребления). Для этого предполагается сформировать шесть крупных промышленных нефтегазохимических узлов с полными производственными цепочками от получения сырья до готовой продукции. Основа каждого из таких кластеров - крупные производства базовых мономеров (пропилена, этилена, бутадиена), которые в стране в дефиците. Так, за 20 лет производство этилена в стране должно вырасти почти в четыре раза (до 11,548 млн тонн), пропилена - в 4,5 раза (до 5,738 млн тонн).Крупнейшим кластером призван стать Волжский. Он включает в себя производства преимущественно в Татарстане, Башкирии, Нижегородской и Самарской областях, а также в смежных регионах. Развитию производств здесь традиционно способствовала как синергия с существующими нефтеперерабатывающими заводами, так и близость к основным рынкам сбыта нефтегазохимической продукции - Европейской части России и странам Европейского Союза. Согласно плану, в Волжском кластере в ближайшие 20 лет планируется расширение существующих мощностей предприятий и строительство новых. В частности дополнительные мощности почти по 1 млн тонн этилена в год к 2017 году планируют ввести "Газпром нефтехим Салават" (Башкирия) и "Нижекамскнефтехим" (Татарстан). В целом объемы производства этилена на предприятиях кластера могут быть увеличены к 2020 году по отношению к 2010-му с 1,6 до 4,2 млн тонн в год, полиэтилена - 0,92 до 1,86, полипропилена - с 0,39 до 1,24, поливинилхлорида - с 0,29 до 1,08, синтетических каучуков - с 1,08 до 1,93 млн тонн в год.Заметим, что по первоначальному варианту Плана-2030 источником сырья для предприятий Волжского кластера считались в основном нафта (с нефтеперерабатывающих заводов Татарстана, Башкирии и Самарской области), этан (получаемый на Оренбургском ГПЗ при переработке попутного нефтяного газа и природного газа с месторождений Оренбургской области и республики Казахстан), а также и сжиженный углеводородный газ (СУГ) из Татарстана, Башкирии и Самарской области. Для бесперебойного обеспечения кластера нефтегазохимическим сырьем предпочтение отдавалось существующей железнодорожной инфраструктуре.Однако в мае 2011 года власти Башкирии и Татарстана выступили с заявлением, что для реализации "этиленовой" программы в Приволжском федеральном округе этого недостаточно. Основной аргумент - железнодорожный транспорт или вывоз сырья из Казахстана не решат проблемы на долгий срок. "Если мы будем выполнять установку Стратегии-2020 на расширение производства продукции высокого передела, то рано или поздно железная дорога не выдержит растущего в Поволжье спроса на сырье. Казахстан демонстрирует намерение развивать собственную глубокую переработку, поэтому рассчитывать на длительные поставки сырья оттуда не стоит. А без гарантированной поставки сырья на предприятия Башкортостана и Татарстана, других субъектов РФ нефтехимию развивать в регионе мы не сможем", - заявил тогда президент Башкирии Рустэм Хамитов. В качестве решения проблемы регионы настаивали на строительстве продуктопровода, который обеспечил бы поставки СУГ и ШФЛУ в Поволжье из Западной Сибири. В министерстве экономического развития Башкирии указывали на два фактора. С одной стороны, "в Сибири не знают, куда девать и как использовать попутный нефтяной газ, а в Поволжье заводы работают не на полную мощность из-за того, что им не хватает ШФЛУ, которые можно получать из попутного нефтяного газа (ПНГ)". С другой - для снабжения текущего производства предприятия вынуждены "собирать" сырье из десятков источников. Для повышения конкурентоспособности им необходим один-два мощных источника сырья. К тому же, по экспертным оценкам, транспортировка ШФЛУ по трубе должна быть как минимум на 30% дешевле, чем железнодорожным транспортом. Потому президенты двух республик совместно обратились к правительству РФ с предложением включить проект трубопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" мощностью от 4 до 8 млн тонн в План-2030 и создать концессию для его проектирования, строительства и обслуживания. Стоимость проекта оценивается в 90 - 100 млрд рублей.Правительство РФ желания участвовать в проекте продуктопровода не подтвердило, но в "План-2030" его все-таки внесло. Правда, лишь в качестве инвестиционной идеи. Решение проблемы инициаторам проекта подсказали ученые. В конце прошлого года на заседании совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" (возглавляет его президент республики Рустам Минниханов) выступил научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН Алексей Конторович. Он предложил идею поставки в регион сырья из залежей жирного конденсатного газа в Надым-Пурском междуречье (так называемый "Новый Уренгой"), насыщенного этан-пропан-бутовыми фракциями. К 2020 году его добыча достигнет 175 млрд кубометров в год, а заводы Западной Сибири способны переработать лишь около 22 млрд кубов. Дисбаланс, по мнению ученого, рискует "привести к неквалифицированному использованию жирного газа в масштабах во много раз больших, чем это имеет место с попутным нефтяным газом". Для выделения дополнительного объема жирных фракций нужно строить большие газоперерабатывающие мощности. Их отсутствие уже приводит к тому, что этан не извлекается из газа валанжинских залежей, а просто уходит в трубу как топливо для энергоустановок. Новый подход к источникам сырья для наполнения продуктопровода позволил властям Башкирии и Татарстана добиться включения проекта в План-2030. Минэнерго РФ действительно поддерживает проект ШФЛУ-провода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье". Правда, как пояснили в ведомстве, без участия государственными средствами. Поэтому продуктопровод протяженностью в сотни километров придется проектировать и строить за счет инвесторов. Ими могут быть как предприятия Поволжья, нуждающиеся в нефтехимическом сырье, так и газодобытчики Западной Сибири. Но для начала найти общий язык с компаниями, добывающими жирный газ, убедить их в необходимости строить заводы, способные его перерабатывать. И вновь вступить в конкуренцию - на сей раз с Сибуром, который уже заказал ряду проектных институтов ТЭО для строительства подобного производства в Заполярье.