Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Игры инвесторов: успеть до Минтранса.

16.12.2020, 13:30
Новости
В Ленобласти стартовало необычное состязание - инвесторы наперегонки стремятся подписать правительственное соглашение. Только оно защитит от длинной руки Минтранса. На кону цифры с десятью нулями.
Первое на российском Северо-Западе Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) подписано 14 декабря в Минэкономразвития в Москве. Об этом 47news рассказал собеседник в правительстве Ленинградской области. Заинтересованной стороной стала группа компаний "ФосАгро" Андрея Гурьева, на которую приходится примерно пятая часть всех производимых в стране минеральных удобрений.
Предметом соглашения стал инвестиционный "проект по строительству нового современного комплекса по производству фосфорсодержащих удобрений и энергоустановки" на базе входящего в "ФосАгро" волховского филиала АО "Апатит", стартовавший в марте 2019 года. Проект предполагает 4-кратное увеличение мощности расположенного в Волхове завода по производству минеральных удобрений - с 650 тысяч тонн в год до 2,4 миллиона тонн (это примерно четверть всего производства группы "ФосАгро" в 2019 году). Строительство должно быть завершено в 2023 году, общий объем заявленных инвестиций - 28 миллиардов рублей.
"ФосАгро" подписало СЗПК спустя полтора года с момента запуска инвестиционного проекта и за 3 года до заявленного срока его завершения. Компания стала первым инвестором региона, заключившим такое соглашение, что неожиданно. В октябре Минэкономразвития опубликовало список проектов, по которым начата процедура заключения СЗПК, и "ФосАгро" в нём не было.
Зато был "Новотранс" Константина Гончарова, и всем казалось, будто в этой очереди он первый. Впрочем, заместитель председателя областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Егор Мищеряков пообещал, что СЗПК с "Новотрансом" подпишут до Нового года. Это соглашение станет вторым в регионе, его объект - комплекс морской перевалки грузов в Усть-Луге.
В правительстве Ленобласти 47news сообщили: соглашение с "ФосАгро" предполагает бюджетную компенсацию части средств, потраченных на строительство инфраструктуры - электростанции, железнодорожного узла, складов и станции химводоподготовки. Но сумму компенсации пока не называют.
"Согласно федеральному закону "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", инвестор сможет претендовать на компенсацию затрат на инфраструктуру не ранее апреля 2023 года. В настоящее время порядок компенсации разрабатывается Минэкономразвития РФ. После его утверждения, исходя из объектов инфраструктуры и их использования, возможно будет просчитать сумму компенсации…", - сообщает, будто выступает с трибуны съезда, источник в областном правительстве.
В пресс-службе "ФосАгро" подтвердили факт подписания СЗПК. В пресс-службе "Новотранса" комментировать будущее соглашение не стали, хотя для него оно намного важнее, чем для "ФосАгро".
Другие участники рынка обсуждать происходящее не спешат, потому что принятый 1 апреля 2020 года закон "О защите и поощрении капиталовложений в РФ" только начал действовать и, надо полагать, неожиданно для его создателей сразу же стал "контуром двойного назначения".
"Компенсация части инфраструктурных затрат инвесторов - отличная штука. Но в новом законе присутствует еще одна любопытная преференция - для подписавших СЗПК компаний как бы замораживается юридическое пространство. До момента завершения соответствующих проектов законодательство для них будет действовать в том виде, в каком оно было в момент подписания. А теперь вспомните свежую инициативу Минтранса о законодательном закреплении обязательств инвесторов перед государством. И сразу становится понятно: тут надо успеть, если хочешь потом где-то в чем-то опоздать…" - объяснил уже по-человечески автору статьи участник рынка, просивший не называть себя, дабы не навлечь гнев Минтранса, от которого в этой системе координат все зависят.
47news писал о законодательной инициативе Минтранса - проекте закона "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", суть которого - заставить инвесторов четко выполнять все взятые на себя обязательства, включая сроки исполнения инвестиционных проектов. Законодательная инициатива предполагает серьезные финансовые гарантии, которые инверторы должны предоставить государству. Речь идет о суммах, соразмерных затратам государства на строительство инфраструктуры для соответствующих проектов. И суммы эти существенно выше компенсаций, на которые могут рассчитывать заключившие СЗПК инвесторы.
Вот тут-то становится важной вторая преференция, заложенная в законе "О защите и поощрении капиталовложений", - заморозка юридического пространства. Инвесторы, успевшие подписать СЗПК до того, как законопроект Минтранса станет законом, будут избавлены от его исполнения - ведь в момент подписания соглашения такого закона не существовало. И они не рискуют потерять всё, например, в какой-то момент, не сумев вовремя оформить очередной кредит.
Минтранс реализует свой замысел весьма активно. На сайте Государственной думы видно, что 7 декабря законопроект "О морских портах…" попал в Думу, а 8 декабря направлен в комитет по транспорту и строительству. И это вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе. Уже 9 декабря стало известно о направленном в Минтранс письме исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов России Серика Жусупова, просившего отправить законопроект на доработку. Одним из факторов риска названо требование будущего закона о подтверждении грузовой базы для инвесторов морских терминалов, из-за чего под угрозой оказываются все проекты, лишенные собственных грузов. В качестве примера в письме Серика Жусупова назван, в частности, проект "Новотранса" в Усть-Луге.
Так что пара месяцев у инвесторов, скорее всего, имеется. За это время им надо убедить Минэкономразвития и правительство Ленобласти в необходимости подписать СЗПК. И тогда их право на опоздания окажется безупречным и неподвластным Минтрансу.
Лев Годованник,
47news
Про завод в Волхове
Волховский филиал АО "Апатит" - так правильно называется завод группы "ФосАгро", расположенный в Ленобласти, - вошел в состав группы в 2012 году под брендом "Метахим". Это один из 4-х филиалов входящего в группу "ФосАгро" АО "Апатит" и единственный, находящийся в непосредственной близости от морских портов Балтики. Недавно "ФосАгро" заявило о стратегическом партнерстве с ООО "Ультрмар", строящим крупнейший в регионе комплекс по морской перевалке удобрений в порту Усть-Луга. Глава "ФосАгро" Андрей Гурьев пообещал переваливать на будущем терминале более 3 млн тонн продукции в год, что составляет примерно половину всего сегодняшнего экспорта группы.
Про СЗПК
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений стали возможны благодаря принятому 1 апреля 2020 года федеральному закону "О защите и поощрении капиталовложений в РФ". Он предусматривает "заморозку" юридического пространства в той его части, которая касается деятельности заключившего СЗПК инвестора, - с момента заключения соглашения инвестор работает в рамках нормативной базы, действовавшей в то время.
Кроме того, закон предполагает материальную поддержку инвесторов - компенсацию затрат на инфраструктуру за счет перечисленных инвестором налогов.
Объем компенсаций может составлять до 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры (необходимой исключительно для конкретного проекта) и до 100% для объектов сопутствующей инфраструктуры (которую можно использовать и для других проектов). Затраты компенсируют федеральный и региональный бюджеты, когда речь идет о трёхсторонних СЗПК - они заключаются в случаях, если инвестиции превышают 1 млрд рублей.
Для сопровождения СЗПК в Минэкономразвития создано Агентство инвестиционного развития под руководством первого замминистра Сергея Иванова.
Теги: ФосАгро, Метахим, Апатит