Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Воронежский вице-губернатор: "Планы инвесторов пересматриваться не будут".

4.06.2020, 15:22
Новости
Реальный сектор экономики Воронежской области понемногу возвращается в привычный режим работы. Созданный за последние годы задел позволяет промышленникам начинать восстановление с относительно высоких позиций. В интервью с заместителем председателя правительства Воронежской области Артемом Верховцевым мы поговорили о том, как будет проходить дальнейшее развитие производственной отрасли региона, и обсудили экономические итоги 2019 года, которые не успели как следует подвести из-за начавшейся пандемии.
– Воронежская область в последние годы показывала стабильный рост индекса промышленного производства. 2019 год, наверное, не стал исключением. Что, на ваш взгляд, из наиболее важного произошло за последний год в производственной сфере региона?
– Ситуацию в промышленном комплексе региона в последние годы я бы назвал стабильной с тенденцией к опережающему росту к среднероссийской динамике. По итогам прошедшего года индекс промпроизводства Воронежской области составил 105,2% против 102,4% в России. Что касается индекса обрабатывающих производств, то он превысил средний по стране уровень на 0,1%.
Нельзя не сказать о том, что и в нынешней непростой ситуации предприятия продолжают модернизацию, наращивают объемы производства. В прошлом году на территории области появились такие новые предприятия, как завод сельхозтехники "Техника Сервис Агро", завод гофрокартона "Европак". "Воронежсинтезкаучук" завершает строительство производства термоэластопластов с объемом инвестиций более 5 млрд рублей. Консолидация предприятий в рамках Воронежского центра ракетного двигателестроения позволит создать центры специализации по наукоемким и импортозамещающим технологиям, повысить эффективность вложений в НИОКР, создать единую цифровую среду для проектирования и разработки.
Начиная с прошлого года, большой интерес у местных промышленников вызывает программа поддержки экспортеров, реализуемая в рамках нацпроекта. Уже шесть воронежских предприятий имеют возможность получить льготные займы на реализацию программ повышения конкурентоспособности.
– Насколько серьезным вы считаете ущерб, нанесенный производственной сфере региона пандемией? Следует ли ждать от якорных воронежских инвесторов пересмотра планов или только сдвига их реализации на 2-3 месяца по времени?
– Процессы в промышленной отрасли имеют инерционный характер. Сравнительно недавно обрабатывающие производства региона возобновили деятельность после снятия вызванных пандемией ограничений. Но вместе с тем сейчас проявляются такие проблемы, как разрыв кооперационных связей, задержки доставки импортных комплектующих, рост транспортных расходов, нехватка оборотных средств для выполнения социальных и налоговых обязательств. Первые данные, позволяющие оценить последствия пандемии в производственном секторе, появятся по завершении первого полугодия 2020 года. Пока же я могу сказать, что пересмотра планов со стороны инвесторов не наблюдается, реализация проектов идет, как и намечалось ранее.
– Как проявила себя созданная в регионе система институтов поддержки предпринимательства?
– Главным событием прошлого года в этой сфере стало создание центра "Мой бизнес", где можно получить поддержку на всех этапах ведения бизнеса, обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей. В период ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, этот МФЦ стал главным источником информации для предпринимательского сообщества. С 3 апреля там была открыта горячая линия, на которую поступило более 2 тыс. обращений, создан специализированный сайт, группы в мессенджерах. К вебинарам, которые проводит Центр, привлечены представители крупнейших банков, которые разъясняют условия кредитов под гарантии госкорпорации "ВЭБ.РФ" и оформления рассрочки по действующим кредитам. Консультации оказывают также представители УФНС по региону, Роспотребнадзора и других служб. Региональный Фонд поддержки предпринимательства принял заявления об отсрочке по ранее выданным микрозаймам на сумму более 14 млн рублей. Все они одобрены.
– Насколько эффективным вы считаете использование средств региональных фондов по развитию бизнеса?
– Расходование этих средств определяется Минэкономразвития на основе федерального законодательства. Вопросов о неэффективном их использовании со стороны министерства к нам не возникало. Кредитный портфель региональной микрофинансовой компании составляет сейчас 552 млн рублей, займы от нее получили более 400 предпринимателей. Региональным гарантийным фондом обеспечено привлечение в сегмент МСП более 2 млрд рублей кредитов почти для 700 заемщиков. Продукцию 59 предприятий при содействии нашего Центра поддержки экспорта удалось вывести на международный рынок.
Федеральное правительство в этом году выделяет региону дополнительные 175 млн рублей на докапитализацию микрокредитной компании и гарантийного фонда. В прошлом году также был создан Региональный фонд развития промышленности, вместе с аналогичным федеральным фондом в 2019 году они профинансировали воронежских промышленников более чем на 1 млрд рублей. Промышленные предприятия теперь могут получить заём по программе "Оборотный капитал" в размере до 10 млн рублей под 1,5% годовых на пополнение оборотных средств сроком до 18 месяцев.
– Каких перемен в госсекторе промышленности вы ждете в ближайшей и среднесрочной перспективе? Есть ли понимание того, как будут работать эти ключевые для региона предприятия через несколько лет?
– Для предприятий регионального ОПК в последние годы характерны процессы реформирования, связанные с интеграцией в такие госкорпорации, как "Ростех" или "Роскосмос". Концерн "Созвездие" благодаря высоким компетенциям и инновационным разработкам удерживает высокий уровень конкурентоспособности. Наработки предприятия в числе прочего используются для развития гражданского направления подвижной мобильной радиосвязи стандарта DMR. В рамках диверсификации производства реализуется проект по выпуску радиосредств для персональной цифровой радиосвязи по договору с Минпромторгом. В этом году "Созвездие" должно вывести на рынок продукты, создаваемые для таких структур, как "Россети", "РЖД", "Росморпорт", для мониторинга экологической ситуации в субъектах РФ и на крупных предприятиях.
Интеграционные процессы коснулись и ВАСО, входящее в дивизион транспортной авиации ОАК. Сейчас на авиазаводе осваивается перспективный транспортник "Ил-112В", построены уже два образца. Продолжаются работы по созданию нового дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета "Ил-96-400М". Правительство Воронежской области оказывает содействие ВАСО в реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома Придача, которую эксплуатирует авиазавод.
В результате объединения Воронежского механического завода и Конструкторского бюро химической автоматики будет создан Воронежский центр ракетного двигателестроения, что решит проблему дублирования производственных мощностей и повысит рентабельность продукции. Также на объединенном предприятии планируются техническое перевооружение, модернизация и диверсификация производства. Всё это должно снизить производственные издержки и повысить производительность труда. Практическим результатом начатого объединения должны стать ускорение циклов разработки новых двигателей для ракет и других перспективных средств выведения на орбиту, вывод их в серийное производство, сокращение себестоимости уже освоенной продукции. Кроме того, на КБХА сейчас реализуется проект по наращиванию производства гражданской продукции. Ожидается, что к 2025 году ее доля составит половину от общего объема производства. На эти цели Фондом развития промышленности предприятию будет выдан льготный заём в размере 750 млн рублей.
– Давайте вспомним и о предприятиях, которые переживают кризис. Среди них есть как госкомпании – 172 ЦАРЗ, "Электроприбор", – так и частные – Воронежский стеклотарный, Грибановский машиностроительный. Что там сейчас происходит, какие перспективы?
– Расскажу по порядку. 172 ЦАРЗ попал в сложную ситуацию из-за сокращения объемов работ в рамках гособоронзаказа. Менеджмент предприятия в этих условиях оказался неэффективным, там не было программы по выходу из случившегося кризиса, по организации производства новых видов продукции, в том числе гражданского назначения. Сейчас авторемонтный завод завершает работы по оборонзаказу, но новых контрактов у него нет. Чтобы погасить долги по заработной плате предприятие реализует свои непрофильные активы.
Также в связи со снижением объемов заказов, в том числе и оборонных, с середины 2019 года недозагружены мощности "Электроприбора". Имеются долги по налогам и сборам, сокращается штат предприятия. Департаментом промышленности и транспорта оказано содействие по частичному погашению задолженности перед заводом со стороны заказчиков работ. Также областным правительством проведена работа по организации трудоустройства высвобождающихся работников "Электроприбора" на другие промышленные предприятия.
Грибановский машиностроительный завод был успешным предприятием, но проект его головной компании в Липецкой области оказался провальным. В результате работа по контрактам ГМЗ была остановлена из-за нехватки оборотных средств и невозможности обслуживать банковский кредит. Сейчас на заводе введена процедура наблюдения, численность персонала сокращена до 146 человек, которые выполняют разовые заказы на предприятии. В трудоустройстве сокращенных работников активное участие приняла борисоглебская администрация. Собственники завода ведут переговоры с потенциальными инвесторами.
Что касается Воронежского стеклотарного завода, то его головная структура "РАСКО" во Владимирской области находится в стадии банкротства. Из-за задолженности перед снабжающей организацией была прекращена подача газа на предприятие и произошла остановка оборудования непрерывного цикла работы. Правительство области организовало работу с судебными приставами по погашению долгов по зарплате перед работниками предприятия. О планах восстановления стеклотарного производства речи не идет по причинам недостатка средств и отсутствия инвестора.
– На какие масштабные транспортные проекты регион получит федеральное финансирование в ближайшее время? Как вы считаете, необходима ли Воронежу транспортная реформа?
– В регионе сейчас реализуется программа развития газомоторного транспорта, предусматривающая строительство станций заправки компримированным природным газом и переоборудование автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальные машины, на газомоторное топливо. Из федерального бюджета до 2022 года на эти цели региону выделяется более 648 млн рублей. За эти деньги планируется построить 16 заправочных станций и переоборудовать более 3,3 тыс. транспортных средств.
Ситуация с пассажирскими перевозками Воронежа, безусловно, требует комплексной транспортной реформы. Перевозки в областном центре сейчас осуществляются в основном посредством автобусов малого и среднего класса, неприспособленных для условий большого города. Высока доля подвижного состава, чей срок эксплуатации находится за предельными значениями. С учетом этих особенностей регионом разработан комплекс мер по проведению транспортной реформы. Разработаны документы планирования, предполагающие корректировку маршрутной сети, изменение класса подвижного состава в пользу автобусов большой вместимости и троллейбусов. В рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" областной центр получит в этом году 62 автобуса большого класса по программе льготного лизинга.
– Вы стояли у истоков многих проектов по информатизации и цифровизации региона. Как оцениваете сделанное в этой сфере за прошедшие годы?
– За последние пять лет в Воронежской области в два раза выросла доля людей, занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий, объем этого рынка в регионе увеличился более чем в три раза, доля жителей области, получающих услуги в электронной форме, превышает 74%. Официальный интернет-портал Воронежской области позволяет получить в электронном виде более 2 тыс. государственных и муниципальных услуг, которые с каждым годом становятся всё востребованнее. Регион улучшил позиции в рейтинге уровня развития информационного общества, активно работает над реализацией национальной программы "Цифровая экономика". Я считаю, у нас есть необходимый потенциал для ускорения темпов цифровизации. Всё это позволяет утверждать, что регион успешно справился с поставленной президентом России задачей.
Еще 5 лет назад в Воронежской области было немало населенных пунктов, где отсутствовала сотовая связь, жители не имели возможности связаться даже с экстренными службами. Развитие инфраструктуры в таких местах нерентабельно для операторов, поэтому мы с 2017 года выдаем субсидии на строительство вышек сотовой связи в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. Оператор Tele2 с их помощью закрыл потребность в сотовой связи для жителей полутора сотен населенных пунктов области с населением 64 тыс. человек. В 2018 году при поддержке правительства области оператором МТС был реализован важный проект по обеспечению сплошным покрытием сетями сотовой связи трассы "Дон".
Развивается и аппаратно-программный комплекс "Безопасный город". Эта сеть интеллектуального видеонаблюдения создана в 2013 году. Сейчас она включает в себя 567 камер видеонаблюдения. Жители областного центра могут через этот сайт отправить запрос на получение фрагмента видеоархива. Комплекс "Безопасный город" интегрирован с системой вызова экстренных служб по единому номеру 112. С помощью средств видеонаблюдения за 2019 год раскрыто более сотни преступлений, зафиксированы тысячи административных правонарушений и ДТП. Система-112 в свою очередь интегрирована с другими информационными системами. В частности, налажен механизм определения местонахождения абонента, звонившего на номер 112, внедрен сервис по приему вызовов с устройств, не оснащенных SIM-картой. В 2019 году заработал резервный центр обработки вызовов системы-112, дублирующий функции основного центра в случае его отказа.
– Исполнительная власть региона проводит достаточно жесткую политику в отношении рыночной торговли и нестационарных торговых объектов. Какие промежуточные итоги в сфере регулирования торговли в регионе вы бы выделили на сегодняшний день?
– Если быть точным, власть проводит жесткую политику в отношении незаконной и неорганизованной торговли. К предприятиям и индивидуальным предпринимателям мы относимся с пониманием. Чтобы в условиях снижения потребительского спроса, вызванного ограничительными мерами в период пандемии, поддержать владельцев нестационарных торговых объектов и организаторов ярмарок, городскими властями разработаны меры поддержки для них, о которых уже сообщали СМИ.
В рамках исполнения поручений президента России региональная власть создает всё больше торговых пространств, где фермеры могут реализовать свою продукцию. На сегодняшний день на территории области работают 18 розничных рынков, в том числе пять в Воронеже, а также 214 ярмарочных площадок. Большое количество торговых мест на них остаются незанятыми, но мы всё равно будем развивать их, так как именно такие площадки позволяют мелким производителям сбыть свою продукцию.
Да, мы ушли от палаток на центральных улицах города, все торговые объекты приводятся в соответствие с законодательством. Розничные рынки теперь размещаются в отдельных капитальных зданиях, а ярмарочная торговля упорядочена соответствующим постановлением областного правительства. Мы постоянно мониторим реальное положение дел и то, как оно соответствует порядку организации ярмарок. Успешно продолжается проект "Дары земли Воронежской". Для местных фермеров и огородников создано более 5 тыс. торговых мест, которые предоставляются бесплатно или за символическую плату. Количество таких торговых мест будет расти и дальше на фоне ликвидации незаконной торговли.
Теги: СИБУР, Воронежсинтезкаучук