Новости
Нефтегазовая пром.
11:0411.04.2024
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
17:0410.04.2024
11:0411.04.2024
Выставки
Наука и технология
11:0411.04.2024
17:0410.04.2024
11:0410.04.2024
10:0409.04.2024
11:0405.04.2024
22:0218.02.2020
22:0121.01.2020
10:1129.11.2017
Теги
Масштабная маркировка.
3.03.2020, 22:02
Новости
С 1 марта 2020 года вступил в силу запрет на оборот немаркированной обуви. Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, в ближайшие годы будет стремительно расширяться: по планам правительства, в 2025 году путь каждого товара в России будет виден в единой системе прослеживаемости. Легальному бизнесу это несет как преимущества – защита от недобросовестной конкуренции, так и новые трудности – приходится существенно корректировать многие бизнес-процессы и вкладываться в оборудование и автоматизацию. В этом материале мы предлагаем обзор ключевых этапов внедрения маркировки и перспектив развития этой системы.
Вслед за первопроходцами
Первопроходцем в масштабном проекте национальной системы прослеживаемости товаров стал рынок меховых изделий, где обязательная маркировка была запущена в августе 2016 года. И уже за первые пять месяцев с начала проекта легальная розничная продажа меховых изделий, по данным Минпромторга, превысила показатели 2015 года более чем в пять раз. По оценке ФНС, к концу 2017 года оборот легальной продукции вырос в 7 раз – с 8,5 млрд до 60 млрд руб. На февраль 2020 года в системе зарегистрировалось более 13,5 тыс. участников оборота шуб, промаркировано более 21,3 млн изделий.
В ближайшие годы маркировку распространят на отдельные категории ювелирной, пищевой, текстильной, автомобильной, авиационной, топливной, химической, электронной продукции, строительных материалов, детских товаров и машиностроения.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков, которая создана на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1955 утверждены правила доступа к системе и перечень сведений, которые должны в нее вноситься. На начало марта 2020 года в информационной системе зарегистрировано более 196 тысяч компаний и выпущено более 10,6 млрд кодов.
Расширение пространства маркировки
В течение 2019 года была введена обязательная маркировка:
табачной продукции;
обуви;
лекарств высокозатратных нозологий (ВЗН).
Для табачной продукции с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация в национальной системе маркировки всех без исключения участников оборота. С 1 июля производители были обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Остатки немаркированных сигарет разрешено реализовывать до 1 июля 2020 года, однако производители предупреждают, что рознице нужно быть готовой к продаже маркированной продукции заранее: как только в розницу начнет поступать маркированная продукция, продавцы должны будут выводить коды из оборота при продаже (остатки немаркированной продукции на складах производителей и оптовиков могут закончиться раньше указанного срока). Важно учитывать, что компаниям, участвующем в обороте табачной продукции не обойтись без использования электронного документооборота (ЭДО): универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.
Почитайте материал Маркировка: что важно знать сейчас?, а также статью о маркировке обуви и табака в "1С:Предприятии 8".
Дорожная карта маркировки обуви выглядит так: с 1 июля до 1 октября 2019 года – регистрация участников, с 1 октября 2019 – добровольная передача данных участниками в систему, с 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт и продажа немаркированных обувных товаров (отрасль ждет постановления правительства с переносом сроков). Товары, приобретенные до 1 марта 2020 года, возможно импортировать до 1 апреля 2020 года (их необходимо промаркировать строго до 1 апреля). Также до 1 мая можно маркировать кодами остатков товары, заказанные до 1 марта при наличии документов, подтверждающих срок приобретения. Однако, недавно правительство выступило с предложением продлить период производства, импорта и оптовой продажи обуви без маркировки до 1 июня 2020 года, а маркировать остатки, заказанные до 1 июня, можно будет до 1 августа.
До 2020 года маркировка была обязательной только для жизненно необходимых лекарственных препаратов, предназначенных для обязательного лечения высокозатратных нозологий, но с 1 января 2020 года маркировкой должны снабжаться все выпускаемые медикаменты вне зависимости от назначения. 1 июля 2020 года оборот немаркированых лекарств будет запрещен.
По данным ЦРПТ, в марте 2020 года в системе маркировка табака было зарегистрировано более 56 тыс. участников (производители, оптовики, розничные компании и импортеры), выпущено более 8,4 млрд кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано более 48 тысяч участников, выпущено более 1,6 млрд кодов; в системе лекарств ВЗН – более 57 тыс. участников, выпущено 492 млн кодов.
К началу 2020 года в список товарных групп, подлежащих маркировке, уже входили:
меховые изделия
табак
обувь
лекарственные препараты
молочная продукция
кресла-коляски
велосипеды
фотоаппараты
шины
товары легкой промышленности (одежда)
духи, парфюмерная вода
2020: новые группы товаров
В конце 2019 года Правительство РФ утвердило этапы и правила маркировки четырех новых товарных групп – парфюмерии, шин и покрышек, одежды, текстиля, белья, фототехники. Пилотные проекты по всем этим товарным группам завершились 30 ноября 2019 года.
Внедрение маркировки для товаров этих групп началось 8 января 2020 года и будет проводиться поэтапно.
Запрет на оборот продукции без маркировки для этих групп наступает в разные сроки.
Для парфюмерной продукции — с 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка производимой и импортируемой продукции, реализация немаркированных остатков возможна до 20 сентября 2021 года (маркировка остатков не предусматривается), участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 31 марта 2020 года.
Для шин и покрышек — с 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участникам оборота, работающим напрямую с производителями и импортерами. Маркировка остатков, не проданных до 1 ноября 2020 года, возможна до 1 марта 2021 года. Полный запрет на оборот немаркированных шин вступает в силу 1 марта 2021 года.
Для товаров нескольких групп легкой промышленности – с 1 января 2021 года (напомним, ранее Минпромторг планировал перевести одежду на обязательную маркировку с 1 июля 2020 года). До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года.
Для фототехники (фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек) запрет на оборот немаркированной продукции наступит с 1 октября 2020 года, остатки нужно промаркировать до 1 декабря 2020 года. Все участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 29 февраля 2020 года.
В настоящее время идут эксперименты по внедрению маркировки в следующих товарных группах: кресла-коляски (до 1 июля 2021 года), молочные товары (до 29 февраля 2020), велосипеды (до 31 мая 2020 года). После окончания экспериментов начнется внедрение обязательной маркировки в этих категориях товаров. На первом этапе участникам оборота нужно будет зарегистрироваться в системе, сроки других этапов будут известны позднее. Больше всего полемики развернулось вокруг молочной продукции, правительство регулярно выступает с предложениями новых дат и сроков.
Перестройка бизнес-процессов
Система маркировки пронизывает весь цикл оборота продукта, а значит, затрагивает всех участников рынка: производителей, импортеров, оптовых поставщиков, торговую розницу, операторов информационных систем и фискальных данных, производителей ККТ и ПО, логистические, транспортные, сервисные, ИТ-компании и др., – и требует перестройки бизнес-процессов.
О каждом этапе жизненного цикла маркируемой продукции все участники оборота должны сообщать в информационную систему маркировки и мониторинга. В розничных компаниях в работе с системой оказываются задействованными практически все отделы – коммерческий, логистики, финансовый, юридический, продаж, IT, маркетинга и так далее.
При этом значительное изменение бизнес-процессов и учета товаров требует специального обучения сотрудников.
В условиях неполной ясности
Рынку крайне необходимы четкие и понятные правовые акты, правила, определения средств идентификации и зон ответственности.
Создание государственной системы прослеживаемости товаров – динамичный процесс, требующий корректировки деятельности государственных органов и операторов, что, как правило, находит свое отражение в изменении законодательства. Поэтому предварительные расчеты расходов на покупку метки, приобретение и поддержку оборудования и программного обеспечения делать очень сложно. Кроме того, предполагаются расходы на дополнительный штат и производственные процессы.
При этом следует учитывать, что каждая отрасль имеет характерные детали и нюансы учета товаров. Что делать ритейлеру в этих условиях? Ответ: участвовать в пилотных проектах, добровольных экспериментах, чтобы лучше подготовиться и проходить все стадии внедрения в режиме пилота.
Цели пилотных проектов – проверка полноты, достаточности и эффективности механизмов маркировки, целесообразность перехода, готовность производственных линий, тестирование решений для всех участников рынка, разработка предложений. Участие в эксперименте дает бизнесу возможность без спешки освоить работу в системе, а разработчикам программных решений – учесть отраслевые особенности.
Участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе маркировки на ресурсе оператора ЦРПТ, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, иметь необходимое оборудование и обновить программное обеспечение.
Затраты и бенефиты
Игроков ожидают значительные временные и финансовые затраты на автоматизацию процессов, изменение кассовых программ, логистической инфраструктуры, модернизацию ИТ-систем и т.д. Производителям, поставщикам и ритейлерам требуется новое оборудование, в частности, специальные принтеры, сканеры для ярлыков с кодами маркировки как на складах, так и в магазинах.
На время эксперимента производители получают коды идентификации бесплатно, но с запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата, установленная в зависимости от категории товара.
Производителей, поставщиков и продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение информации.
Будут и преимущества – более точный и прозрачный учет, оптимизация внутренних бизнес-процессов, общее для участников рынка описание товаров, единые правила игры и стандарты. Ритейлеры начнут получать часть потребительской аудитории, которая сейчас покупает контрафактные товары. Развиваются информационные сервисы и программные решения, помогающие в управлении процессами.
По данным международной ассоциации "Антиконтрафакт", снижение доли незаконной продукции на 50–60% приводит к росту выручки легальных производителей: от 50-100 млрд руб. на отрасль (при доле незаконного оборота 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%). Таким образом через год-два затраты на оборудование должны окупиться.
В программе "1С:Бухгалтерия" есть функционал, позволяющий обмениваться данными с ГИС прямо из информационной базы "1С". Он ранее уже был реализован при работе с меховыми изделиями, а теперь поддерживает работу с маркированной табачной продукцией и обувью. "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) поддерживает обмен данными с ГИС МП на всех этапах движения маркированной продукции:
заказ кодов на продукцию, в том числе и на остатки;
поступление товара;
реализация оптом и в розницу;
работа с ЭДО;
оформление возврата поставщику;
оформление возврата от покупателя;
списание.
Операции по взаимодействию с ГИСМП, включая онлайн-обмен и подключение оборудования, поддержаны и в других решениях "1С": "1С:ERP Управление предприятием 2"; "1С:Комплексная автоматизация 2"; "1С:Розница 2.2"; "1С:Управление нашей фирмой 1.6"; "1С:Управление торговлей 11"; "1С:Бухгалтерия КОРП 3". Работа с маркировкой также реализована в находящихся на поддержке версиях "1С:Управление производственным предприятием 1.3" и "1С:Управление Торговлей 10.3".
Вслед за первопроходцами
Первопроходцем в масштабном проекте национальной системы прослеживаемости товаров стал рынок меховых изделий, где обязательная маркировка была запущена в августе 2016 года. И уже за первые пять месяцев с начала проекта легальная розничная продажа меховых изделий, по данным Минпромторга, превысила показатели 2015 года более чем в пять раз. По оценке ФНС, к концу 2017 года оборот легальной продукции вырос в 7 раз – с 8,5 млрд до 60 млрд руб. На февраль 2020 года в системе зарегистрировалось более 13,5 тыс. участников оборота шуб, промаркировано более 21,3 млн изделий.
В ближайшие годы маркировку распространят на отдельные категории ювелирной, пищевой, текстильной, автомобильной, авиационной, топливной, химической, электронной продукции, строительных материалов, детских товаров и машиностроения.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков, которая создана на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1955 утверждены правила доступа к системе и перечень сведений, которые должны в нее вноситься. На начало марта 2020 года в информационной системе зарегистрировано более 196 тысяч компаний и выпущено более 10,6 млрд кодов.
Расширение пространства маркировки
В течение 2019 года была введена обязательная маркировка:
табачной продукции;
обуви;
лекарств высокозатратных нозологий (ВЗН).
Для табачной продукции с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация в национальной системе маркировки всех без исключения участников оборота. С 1 июля производители были обязаны наносить коды маркировки на каждую пачку. Остатки немаркированных сигарет разрешено реализовывать до 1 июля 2020 года, однако производители предупреждают, что рознице нужно быть готовой к продаже маркированной продукции заранее: как только в розницу начнет поступать маркированная продукция, продавцы должны будут выводить коды из оборота при продаже (остатки немаркированной продукции на складах производителей и оптовиков могут закончиться раньше указанного срока). Важно учитывать, что компаниям, участвующем в обороте табачной продукции не обойтись без использования электронного документооборота (ЭДО): универсальный придаточный документ (УПД) через ЭДО является единственным разрешенным способом передачи маркированной продукции между юридическими лицами.
Почитайте материал Маркировка: что важно знать сейчас?, а также статью о маркировке обуви и табака в "1С:Предприятии 8".
Дорожная карта маркировки обуви выглядит так: с 1 июля до 1 октября 2019 года – регистрация участников, с 1 октября 2019 – добровольная передача данных участниками в систему, с 1 марта 2020 года запрещены производство, импорт и продажа немаркированных обувных товаров (отрасль ждет постановления правительства с переносом сроков). Товары, приобретенные до 1 марта 2020 года, возможно импортировать до 1 апреля 2020 года (их необходимо промаркировать строго до 1 апреля). Также до 1 мая можно маркировать кодами остатков товары, заказанные до 1 марта при наличии документов, подтверждающих срок приобретения. Однако, недавно правительство выступило с предложением продлить период производства, импорта и оптовой продажи обуви без маркировки до 1 июня 2020 года, а маркировать остатки, заказанные до 1 июня, можно будет до 1 августа.
До 2020 года маркировка была обязательной только для жизненно необходимых лекарственных препаратов, предназначенных для обязательного лечения высокозатратных нозологий, но с 1 января 2020 года маркировкой должны снабжаться все выпускаемые медикаменты вне зависимости от назначения. 1 июля 2020 года оборот немаркированых лекарств будет запрещен.
По данным ЦРПТ, в марте 2020 года в системе маркировка табака было зарегистрировано более 56 тыс. участников (производители, оптовики, розничные компании и импортеры), выпущено более 8,4 млрд кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано более 48 тысяч участников, выпущено более 1,6 млрд кодов; в системе лекарств ВЗН – более 57 тыс. участников, выпущено 492 млн кодов.
К началу 2020 года в список товарных групп, подлежащих маркировке, уже входили:
меховые изделия
табак
обувь
лекарственные препараты
молочная продукция
кресла-коляски
велосипеды
фотоаппараты
шины
товары легкой промышленности (одежда)
духи, парфюмерная вода
2020: новые группы товаров
В конце 2019 года Правительство РФ утвердило этапы и правила маркировки четырех новых товарных групп – парфюмерии, шин и покрышек, одежды, текстиля, белья, фототехники. Пилотные проекты по всем этим товарным группам завершились 30 ноября 2019 года.
Внедрение маркировки для товаров этих групп началось 8 января 2020 года и будет проводиться поэтапно.
Запрет на оборот продукции без маркировки для этих групп наступает в разные сроки.
Для парфюмерной продукции — с 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка производимой и импортируемой продукции, реализация немаркированных остатков возможна до 20 сентября 2021 года (маркировка остатков не предусматривается), участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 31 марта 2020 года.
Для шин и покрышек — с 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участникам оборота, работающим напрямую с производителями и импортерами. Маркировка остатков, не проданных до 1 ноября 2020 года, возможна до 1 марта 2021 года. Полный запрет на оборот немаркированных шин вступает в силу 1 марта 2021 года.
Для товаров нескольких групп легкой промышленности – с 1 января 2021 года (напомним, ранее Минпромторг планировал перевести одежду на обязательную маркировку с 1 июля 2020 года). До 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года.
Для фототехники (фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек) запрет на оборот немаркированной продукции наступит с 1 октября 2020 года, остатки нужно промаркировать до 1 декабря 2020 года. Все участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе до 29 февраля 2020 года.
В настоящее время идут эксперименты по внедрению маркировки в следующих товарных группах: кресла-коляски (до 1 июля 2021 года), молочные товары (до 29 февраля 2020), велосипеды (до 31 мая 2020 года). После окончания экспериментов начнется внедрение обязательной маркировки в этих категориях товаров. На первом этапе участникам оборота нужно будет зарегистрироваться в системе, сроки других этапов будут известны позднее. Больше всего полемики развернулось вокруг молочной продукции, правительство регулярно выступает с предложениями новых дат и сроков.
Перестройка бизнес-процессов
Система маркировки пронизывает весь цикл оборота продукта, а значит, затрагивает всех участников рынка: производителей, импортеров, оптовых поставщиков, торговую розницу, операторов информационных систем и фискальных данных, производителей ККТ и ПО, логистические, транспортные, сервисные, ИТ-компании и др., – и требует перестройки бизнес-процессов.
О каждом этапе жизненного цикла маркируемой продукции все участники оборота должны сообщать в информационную систему маркировки и мониторинга. В розничных компаниях в работе с системой оказываются задействованными практически все отделы – коммерческий, логистики, финансовый, юридический, продаж, IT, маркетинга и так далее.
При этом значительное изменение бизнес-процессов и учета товаров требует специального обучения сотрудников.
В условиях неполной ясности
Рынку крайне необходимы четкие и понятные правовые акты, правила, определения средств идентификации и зон ответственности.
Создание государственной системы прослеживаемости товаров – динамичный процесс, требующий корректировки деятельности государственных органов и операторов, что, как правило, находит свое отражение в изменении законодательства. Поэтому предварительные расчеты расходов на покупку метки, приобретение и поддержку оборудования и программного обеспечения делать очень сложно. Кроме того, предполагаются расходы на дополнительный штат и производственные процессы.
При этом следует учитывать, что каждая отрасль имеет характерные детали и нюансы учета товаров. Что делать ритейлеру в этих условиях? Ответ: участвовать в пилотных проектах, добровольных экспериментах, чтобы лучше подготовиться и проходить все стадии внедрения в режиме пилота.
Цели пилотных проектов – проверка полноты, достаточности и эффективности механизмов маркировки, целесообразность перехода, готовность производственных линий, тестирование решений для всех участников рынка, разработка предложений. Участие в эксперименте дает бизнесу возможность без спешки освоить работу в системе, а разработчикам программных решений – учесть отраслевые особенности.
Участники эксперимента должны зарегистрироваться в системе маркировки на ресурсе оператора ЦРПТ, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, иметь необходимое оборудование и обновить программное обеспечение.
Затраты и бенефиты
Игроков ожидают значительные временные и финансовые затраты на автоматизацию процессов, изменение кассовых программ, логистической инфраструктуры, модернизацию ИТ-систем и т.д. Производителям, поставщикам и ритейлерам требуется новое оборудование, в частности, специальные принтеры, сканеры для ярлыков с кодами маркировки как на складах, так и в магазинах.
На время эксперимента производители получают коды идентификации бесплатно, но с запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата, установленная в зависимости от категории товара.
Производителей, поставщиков и продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение информации.
Будут и преимущества – более точный и прозрачный учет, оптимизация внутренних бизнес-процессов, общее для участников рынка описание товаров, единые правила игры и стандарты. Ритейлеры начнут получать часть потребительской аудитории, которая сейчас покупает контрафактные товары. Развиваются информационные сервисы и программные решения, помогающие в управлении процессами.
По данным международной ассоциации "Антиконтрафакт", снижение доли незаконной продукции на 50–60% приводит к росту выручки легальных производителей: от 50-100 млрд руб. на отрасль (при доле незаконного оборота 5–10%) до 200–250 млрд руб. (при доле 45–50%). Таким образом через год-два затраты на оборудование должны окупиться.
В программе "1С:Бухгалтерия" есть функционал, позволяющий обмениваться данными с ГИС прямо из информационной базы "1С". Он ранее уже был реализован при работе с меховыми изделиями, а теперь поддерживает работу с маркированной табачной продукцией и обувью. "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) поддерживает обмен данными с ГИС МП на всех этапах движения маркированной продукции:
заказ кодов на продукцию, в том числе и на остатки;
поступление товара;
реализация оптом и в розницу;
работа с ЭДО;
оформление возврата поставщику;
оформление возврата от покупателя;
списание.
Операции по взаимодействию с ГИСМП, включая онлайн-обмен и подключение оборудования, поддержаны и в других решениях "1С": "1С:ERP Управление предприятием 2"; "1С:Комплексная автоматизация 2"; "1С:Розница 2.2"; "1С:Управление нашей фирмой 1.6"; "1С:Управление торговлей 11"; "1С:Бухгалтерия КОРП 3". Работа с маркировкой также реализована в находящихся на поддержке версиях "1С:Управление производственным предприятием 1.3" и "1С:Управление Торговлей 10.3".
Похожие новости:
11:0612.06.2017
Нефтегазовая промышленность
15:1121.11.2019
Выставки
17:0926.09.2018
Нефтегазовая промышленность